Психология - наука о душе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:22, реферат

Описание работы

Психология – наука о душе, но в современной психологии нет единого определения психики и она (психика) определяется только лишь через ее функции (отражение реальности, регуляция деятельности и т.д.), через обеспечивающие ее физиологические механизмы (функции мозга или нервной системы), феноменологические (психические явления), через объект исследования (поведение, человек, как субъект психики).

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

3. Система состоит  из элементов. Элементы — это единицы, свойства и функции которых определяются положением в общей целостности, они находятся во взаимосвязи с другими элементами и подчиняются в своем функционировании общим законам данной системы. Элемент выделяется в системе с позиции функции, которую он выполняет, а не своей собственной структуры. Это означает, что элемент является таковым только по отношению к данной системе и в других системах может входить в состав других элементов или рассматриваться как самостоятельная система.

4. Целостность системы  обеспечивается связями между ее элементами. Связи могут быть разных типов (пространственные, функциональные, генетические и т.п.). Особое место в системе занимают системообразующие связи, определяющие собой все другие типы связей и особенности функций каждого элемента. Взаимодействие системы с другими системами образует межсистемные связи, которые будут разными в зависимости от качества и соотношения взаимодействующих систем и их статуса по отношению друг к другу.

5. Совокупность связей  характеризует структуру и организацию системы, в которой выделяются внутрисистемные связи двух типов: горизонтальные (связи между однопорядковыми элементами системы) и вертикальные (связи между разнопорядковыми, неравнозначными в своих функциях элементами). Структура вертикальных связей образует уровни системы, которые имеют иерархию: высшие уровни имеют более сложные связи и определяют собой структуру связей низших уровней.

6. Система обладает  способностью к самоорганизации и саморазвитию. Источник преобразования системы или ее функций лежит в самой системе (т.е. заложен в самой структуре ее элементов и связей между ними). Развитие системы — фундаментальная ее характеристика, развитие является одной из форм движения как общего свойства, присущего всей материи. Каждая система имеет свои закономерности и механизмы развития, часть из которых являются общими для всех систем (всеобщие законы развития материи), часть — специфическими для определенного класса систем или определенных уровней развития системы. В процессе своего преобразования, проходя присущие данной системе стадии развития, система переходит на новые уровни своего существования (уровни развития системы) или преобразуется в систему нового качества (например, психика — как психическое отражение — возникает из другой формы отражения, не обладающей системообразующим для психики качеством — субъективным переживанием).

В современной психологии разрабатывается и применяется  для изучения психики как системного, развивающегося явления эволюционно-системный подход (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, К.В. Судаков, В.Б. Швырков и др.). Положения эволюционно-системного подхода базируются на теории функциональных систем П.К. Анохина, в которой дано определение деятельности живого организма как самоорганизующейся и саморегулирующейся функциональной системы, все составные компоненты которой находятся в постоянной функциональной взаимосвязи, обеспечивающей достижение организмом полезных приспособительных результатов. Анализируя психическую деятельность, П.К. Анохин говорил, что объективным системообразующим фактором, характеризующим эффективность системы, является результат деятельности системы (полезный приспособительный эффект, так как функция психики — регуляция взаимодействия субъекта с миром для обеспечения жизнедеятельности первого). Внутренним системообразующим фактором как источником активности (функционирования) системы психической деятельности является потребность, формирующая мотивацию и определяющая форму взаимодействия с факторами внешней среды. Эти положения теории П.К.Анохина применимы и для системного анализа эволюции психики. Центральной идеей эволюционно-системного подхода является представление о развитии системы и переходе ее на новый уровень существования, в результате чего она изменяется, повышая свои системные качества (степень интегрированности, организованности, разнообразие типов внутрисистемных связей, повышение своих информационных, энергетических и экологических возможностей). Это позволяет данной системе расширять и усложнять межсистемные связи, за счет чего она изменяет свое положение во взаимодействии с другими системами, становясь системой высшего порядка.

Психика, являясь системой, развивающейся в эволюции и онтогенезе, в процессе своего генезиса проходит ряд этапов (стадий развития), каждый из которых характеризуется преобразованием межсистемных связей, ведущих к изменению внутрисистемных связей, и переходом в результате этого на новый уровень системной организации (новый уровень развития психики). Поскольку предметом зоопсихологии и сравнительной психологии является именно содержание психики на разных уровнях ее развития и закономерности и механизмы преобразования психического отражения, обеспечивающие переход на следующий эволюционный уровень, то эволюционно-системный подход оказывается основным методологическим подходом для обоснования существования данной отрасли психологии.

Исходя из основных положений  эволюционно-системного подхода, необходимо принять такое определение психики, которое позволило бы рассматривать ее как систему и изучать преобразование этой системы как преобразование ее элементов и внутрисистемных связей, выводящих всю систему (психику) на новый уровень развития, но именно как данной системы, т.е. на новый уровень развития самой психики.

Для того чтобы понять развитие любой системы, необходимо объяснить ее положение среди  других систем с момента возникновения  в качестве данной системы (проблема возникновения психики) и изменения  дальнейших межсистемных взаимосвязей (что гипотетически предполагает постановку вопроса о том, что последует за существованием высшей формы психики — человеческой). Определение психики, удовлетворяющее этим требованиям, принято в отечественной психологии и основывается на диалектическом материализме (материализм и диалектические законы явились важнейшими источниками формирования системного подхода в целом и эволюционно-системного в психологии в частности).

Определение психики  как формы отражения. Психика есть свойство высокоорганизованной материи отражать окружающую действительность. Таким образом, психика является отражением действительности, имеющая свою особенность по сравнению с другими отражениями в природе, т.е. особые качества отражения: отражение в форме своих состояний, которые даны отражающему субъекту в форме субъективного переживания. Помимо субъективной формы отражение характеризуется активностью, т.е. субъект является инициатором процесса отражения, она необходима ему для взаимодействия с объектом. Психическое отражение в психологии рассматривается в двух планах: как результат процесса отражения (психический образ) и как процесс отражения (процесс порождения психического образа). Процесс психического отражения возникает и осуществляется для порождения своего результата – психического образа, это образование и осуществляет основную функцию психики – регуляцию взаимодействия субъекта с миром.

Для того, чтобы понять возникновение психики, как формы  отражения, ее развития и дальнейшего  происхождения сознания человека, необходимо определить, чем отличается психика от других форм отражения, почему это качество возникло и как преобразовалось. Для этого рассматривают понятия, которые вложили современные ученые в само определение психики: взаимодействие, отражение, субъективность.

Материя обладает рядом свойств, важнейшим из которых является движение. Одной из форм движения материи является взаимодействие. То, что происходит с каждым участником в результате взаимодействия, называется отражением, т.к. после взаимодействия каждый из участников изменяется, в зависимости от воздействия на него, т.е. отображает собой свойства воздействующего объекта, во-вторых, изменения зависят от отражающего, как именно он может измениться. Отражение – это то, что происходит с отражающим. Отражаемый объект тоже может изменяться, но характер изменений может быть разного качества или совпадать.

Панпсихизм объясняет  психику исходя из существования  материи не вещественной, а энергетической (частицы поля взаимодействуют между  собой), представляя психику как  один из видов энергии, и рассматривает психику как всеобщее свойство материи. Энергия превращается в вещество, проходит ряд стадий преобразований и распадается, превращаясь опять в энергию. Здесь смысл в том, что рассматриваются разные уровни

развития живых систем (разного уровня материальные тела), которые имеют разные уровни функционирования (физические тела, химические, физиологические и обладающие психикой системы) и которым присущи разные формы отражения, в силу чего они вступают в разные формы взаимодействия.

Материальные системы существуют вещества, организованы в формы материальных тел и делятся на два типа: живые  и неживые. В мире материи выделяют четыре формы отражения, соответствующие  четырем формам взаимодействия: физическое (результат механического воздействия), биологическое (результат физиологического воздействия), психическое (результат психического воздействия). Это является логической схемой развития материальных систем, т.е. генетически следующими одна за другой. Поэтому появление психики, как формы отражения (последней в этом ряду) должно подчиняться общим закономерностям развития форм отражения. Для выявления этих закономерностей наука обращается к характеристике взаимодействия двух материальных тел, стремящихся сохранить свою целостность. Это позволяет проследить изменения развития на каждом уровне отражения, и качественные отличия психической формы отражения.

В данном эксперименте анализируется  взаимодействие объектов – материальных тел друг с другом не посредством  энергии, как внутренней формы существования материи, а посредством вещества, как внешней формы существования материи на всех четырех уровнях и по результатам исследований взаимодействия объектов был выведен результат, обосновывающий антропсихизм, как наименее противоречивый результатом этих экспериментов. Хотя процесс и результат отражения психики, является внутренним процессом – т.е. возбуждение и преобразование внутренней энергии психики, как формы существования материи отражают в нас психические образы, которые и возникают внутри нашего сознания, а не снаружи, что в этом эксперименте почему-то не учитывается.

Хотя даже если и закрыть глаза  не эти так сказать оплошности ученых, то из их же эксперимента можно  сделать только одно заключение –  эволюция материального сознания невозможна.

Заблуждаясь и вводя в заблуждение  других наши ученые продолжают дальше изучать свой ложный путь. Для этого  они 


Информация о работе Психология - наука о душе