Психология богатства и бедности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Вопросы богатства и бедности изучали как экономисты, так и социологи. Адам Смит создал теорию о природе капитала и способах его увеличения. Давид Рикардо развил взгляды Смита и дополнил их оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. Томас Мальтус впервые показал, что быстрый рост населения представляет большую угрозу богатству страны. Джон Стюарт Милль углубил теории своих предшественников и обосновал необходимость свободного рынка для наибольшего экономического роста и увеличения богатства людей и общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ. ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ. 6
2. НЕРАВЕНСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ
БЕДНОСТИ И БОГАТСТВА 8
3. ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ В РОССИИ. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

Богатство и бедность - философские и экономические аспекты понимания.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет» (НИУ) в г. Аше

Кафедра «Общенаучные и  экономические дисциплины»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Социотехника и экономическая психология»

Вариант № 16

Тема: «Психология богатства и бедности»

 

                                            

 

                                                                           Выполнил                     А.С.Дитаева

Студент_4_курса группы ЗМен420

Сдал 

                                     А.С.Дитаева

«___»__________________2014  г.

 

Принял

_________________Т.В. Наливайко

«___»___________________2014 г.

 

Работа защищена с  оценкой

______________________________

«___»___________________2014г.

  _________________Т.В.Наливайко

 

 

 

 

 

Аша - 2014


 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 5

 

1. БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ. ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ. 6

2. НЕРАВЕНСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ  И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

БЕДНОСТИ И БОГАТСТВА   8

3. ПРИЧИНЫ БЕДНОСТИ  В РОССИИ. 11

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет» (НИУ) в г. Аше

Кафедра «Общенаучные и  экономические дисциплины»

 

 

 

ЗАДАНИЕ

 

на контрольную работу студента

_____________________________________________________________________

(Фамилия, Имя, Отчество)

Группа ___________

 

Дисциплина «Социотехника и экономическая психология»

 

Тема работы «Психология богатства и бедности»

 

1. Срок сдачи студентом законченной  работы «____» __________2014 г.

 

2. Перечень вопросов, подлежащих разработке

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 


3. Календарный план.

Разделы контрольной  работы

Дата выполнения

   
   
   
   
   
   
   
   
   


Руководитель работы

_______________

Т.В.Наливайко

«____» ___________ 2014 г.

     

Автор работы,

студент группы ____

 

_______________

 

А.С.Дитаева

«____» ___________ 2014 г.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Богатство  и бедность — понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Социальное неравенство тесно связано с экономическим неравенством, которое характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными стратами или слоями населения.

Основным измерителем неравенства выступают количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги. Именно их количество определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом — наименьшим (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность — это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.

Богатство — это изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество. К богатству можно также отнести доступ к здравоохранению, образованию и культуре. В социологии богатым считается тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества.

В нашей стране высший класс собственников, составляющий около 3% всего населения, начал формироваться в конце 80-х годов, когда Россия повернула к рыночным отношениям, демократии и классовому обществу по западному типу. В течение примерно пяти лет сформировался как класс богатых «новых русских», так и социальные низы общества, уровень жизни которых находится за чертой бедности.

Вопросы  богатства и бедности изучали как экономисты, так и социологи. Адам Смит создал теорию о природе капитала и способах его увеличения. Давид Рикардо развил взгляды Смита и дополнил их оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. Томас Мальтус впервые показал, что быстрый рост населения представляет большую угрозу богатству страны. Джон Стюарт Милль углубил теории своих предшественников и обосновал необходимость свободного рынка для наибольшего экономического роста и увеличения богатства людей и общества.

Среди социологов, изучающих  проблемы социального и экономического неравенства можно назвать П. Сорокина, П. Абрахамсона, Гордона Л. А. и др.

Тема богатства и бедности волновала людей во все времена и эпохи. Сейчас, во время мирового финансового кризиса, когда тысячи и миллионы людей падают в пропасть бедности, эта тема становится особенно актуальной.

 

 

 

 

 

1 БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ. ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ

 

Во все времена и  эпохи понятия богатства и  бедности трактовались по-разному.  А. Смит считал, что богатство и  бедность — понятия относительные. То, что в одном обществе считается  бедностью, в глазах жителей другого может выглядеть как богатство. В заключительном пассаже первой главы «Исследования о природе и причинах богатства народов» он рассуждал о том, что глубокое разделение труда, использование машин и знаний приводят к тому, что рынок способен обеспечить даже низшим слоям общества приличный уровень благосостояния.   Если   мы   учтем   всю   сложную   механику   рыночной координации, отмечал Смит, «мы поймем, что без содействия и сотрудничества многих тысяч людей самый бедный обитатель цивилизованной страны не мог бы вести тот образ жизни, который он обычно ведет теперь и который мы весьма неправильно считаем простым и обыкновенным. Конечно, в сравнении с чрезвычайной роскошью богача его обстановка должна казаться крайне простой и обыкновенной, и, тем не менее, может оказаться, что обстановка европейского  государя  не  всегда настолько  превосходит обстановку трудолюбивого и бережного крестьянина, насколько обстановка последнего превосходит обстановку многих африканских царьков, абсолютных владык жизни и свободы десятков тысяч нагих дикарей».

Маркс в отличие от Смита был убежден (и даже попытался обосновать это убеждение в виде закона), что «по мере развития индустриального капитализма будет расти богатство немногих и распространяться бедность большинства остальных». Верно ли это убеждение? Даже простой взгляд на историю западных обществ в течение ста лет после смерти Маркса показывает, что он ошибался.

Развитый индустриальный капитализм создал и продолжает создавать для больших масс людей наивысший за всю историю человечества материальный жизненный уровень. Но для нас этот вопрос сохраняет актуальность. В современном российском обществе, меняющем экономическую форму, явно видно возросшее расслоение между богатством и бедностью.

К тому же улучшение материальных условий жизни само по себе не решает проблемы сравнительного распределения богатства и доходов. Вполне возможно, что когда бедный начинает жить лучше, богатый становится еще богаче, и относительный разрыв между ними сохраняется  или даже увеличивается.  Помочь  разобраться  с этими вопросами позволяет дискуссия теоретиков и историков экономики вокруг так называемой кривой Кузнеца.

С. Кузнец изучал статистические данные, характеризующие отношение между экономическим ростом и распределением доходов. Общая тенденция здесь такова, что распределение доходов по мере экономического роста имеет тенденцию к выравниванию с течением времени. На материалах многих стран, стоящих на разных ступенях индустриализации и развития рыночной экономики, Кузнец установил статистическую закономерность — «кривую Кузнеца». Согласно ей, при переходе к рыночной экономике неравенство в распределении доходов сначала резко возрастает, но затем имеет тенденцию плавно снижаться.

Ныне преобладает мнение, что эта закономерность справедлива  не только для развитых западных стран, но и для тех обществ, которые осуществляли модернизацию экономики позднее. Во всех обществах этот переход сопровождался резким и довольно продолжительным  усилением неравенства. Отдельные страны различались по степени интенсивности и долговременности данного процесса, но общая тенденция наблюдалась повсюду.

 Если обратиться  к истории, то можно обнаружить,   что   к   концу  XIX  столетия   значительное   неравенство существовало во всех индустриальных и переживающих индустриализацию государствах. Самым заметным оно было в Англии, причем превосходило даже то, что  имеет место сегодня  во многих странах «третьего мира». Своей наивысшей точки неравенство достигло перед Первой мировой войной. Но в период с 1920-х по 1950-е гг. в западных странах произошло заметное выравнивание доходов населения, после чего положение стабилизировалось и с тех пор остается без заметных изменений.

Обнаружилось также, что  на закономерность выравнивания доходов между верхними и нижними слоями общества не столь уж влияет и социальная (перераспределительная) политика, проводимая государством. Разумные перераспределительные меры правительства, возможно, ускоряют фазу выравнивания по «кривой Кузнеца», однако это выравнивание происходит и без такого вмешательства. Либеральные экономисты даже считают, что слишком активное перераспределение, осуществляемое через налоги и программы помощи малоимущим, может дать противоположный эффект, поскольку гасит личную предприимчивость. Можно сказать, что. существует выбор между равенством и экономической эффективностью: чрезмерное равенство способно привести к снижению среднего жизненного уровня общества. Инициативные и талантливые люди ставятся в такое положение, при котором им не имеет смысла использовать свои предприимчивость и способности.

Таким образом, можно  сделать вывод, что  оценки рыночной экономики различаются в зависимости от того, смотрят ли на них с абстрактно-гуманистических позиций и идеала равенства, как это делал Маркс, или же с точки зрения эффективности для удовлетворения материальных потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 НЕРАВЕНСТВО. СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ БЕДНОСТИ И БОГАТСТВА

 

Понятия бедность и богатство неразрывно связаны с понятием социального  и экономического неравенства.

Сущность социального неравенства, как уже было сказано, заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям.

 Сущность экономического неравенства  состоит в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие — большинство населения.

 Последние могут распределяться  по-разному. В США наименьшие  доходы (как, впрочем, и наибольшие) получает меньшинство населения, а средние — большинство. В России сегодня наименьшие доходы получает большинство, средние доходы — относительно большая группа, а наивысшие — меньшинство населения.

Неравенство характеризует общество в целом, бедность — только часть населения. В зависимости от уровня экономического развития страны бедность охватывает значительную или незначительную часть населения.

Для измерения масштаба бедности социологи выявляют удельный вес той части населения страны (обычно выраженный в процентах), которая проживает у официальной черты, или порога, бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уровень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности».

Информация о работе Психология богатства и бедности