Психология чувств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является рассмотрение психологии любви как направления в психологической науке, а также рассмотрение феномена любви с позиций различных дисциплин в его психологическом, социальном, физиологическом и культурных аспектах.
Предметом исследования является любовь как социальное явление и аспект человеческих взаимоотношений отношений.
Методы исследования – исследование основных теорий любви и рассмотрение явления любви с точки зрения психологии, социологии, физиологии, философии и других научных дисциплин.

Файлы: 1 файл

реферат психология.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Многие и многие великие  умы человечества пытались постичь  природу и сущность человеческой любви. Философы и психологи, религиозные мыслители, представители всех творческих сфер деятельности пытались прояснить этот вопрос. Однако, до сих пор не существует приемлемого для всех определения любви.

О любви сказаны миллионы слог и написаны горы книг. Даже беглый взгляд на литературу, кинофильм и  на наши собственные ощущения обнаруживает, что жажда любви и удовлетворенных отношений является одной из наиболее сильных и неопределенных сил, формулирующих нашу жизнь. Но по-прежнему, духовный мир человека, его эстетическая сущность – это, пожалуй, одна из наименее познанный наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является – ЛЮБОВЬ.

Актуальность данного  исследования обусловлена тем, что современное общество, переживая последствия глобального распространения массовой культуры и утраты традиционных духовных и моральных ценностей, встало перед выбором дальнейшего пути развития. Тема любви, некогда не терявшая своей актуальности, теперь приобретает особое значение. Сложность и важность любви продиктованы тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое.

Целью данного исследования является рассмотрение психологии любви как направления в психологической науке, а также рассмотрение феномена любви с позиций различных дисциплин в его психологическом, социальном, физиологическом и культурных аспектах.

Предметом исследования является любовь как социальное явление и аспект человеческих взаимоотношений отношений.

Методы исследования – исследование основных теорий любви и рассмотрение явления любви с точки зрения психологии, социологии, физиологии, философии и других научных дисциплин.

Теоретическим источником исследования послужили работы современных авторов по социальной психологии, практической психологии и физиологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие любви

 

Любовь – термин, выражающий несколько разных психических явлений: любовь к детям; любовь к матери и Родине; половая любовь; любовь как предпочтение; условно рефлекторная любовь.  Общее у этих психических явлений – их эмоциональная основа, переходящая у человека в чувство, и отнесенность к конкретному объекту, вызывающему стремление общаться с ним или воспринимать его. В высшем проявлении любовь связана со стремлением жертвовать собственным благополучием ради объекта любви. [Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии под ред. Гамезо М.В. Педагогическое общество России. М. 2001г. стр. 50].

Так что же такое любовь? Каждый, наверное, задавал себе этот вопрос не единожды, но отвечал ли когда-нибудь? Точного определения такого понятия, как любовь просто не существует, его невозможно придумать. Существуют определения, которые очень точно подходят в определённый момент времени, но в другой ситуации будут казаться нелепыми и нереальными. У многих людей существует проблема: они хотят быть любимыми, а любить им совсем не обязательно. И для достижения этой цели используются ,как правило, схожие средства. Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация. Другой путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следя за своим телом, одеждой и т. д. Иные пути обретения собственной привлекательности, используемые и мужчинами, и женщинами, состоят в том, чтобы выработать хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность. Многие пути обретения способности возбуждать любовь к себе являются теми же самыми путями, которые используются для достижения удачливости, для обретения полезных друзей и влиятельных связей. Очевидно, что для большинства людей нашей культуры умение возбуждать любовь это, в сущности, соединение симпатичности и сексуальной привлекательности.

Любовь, интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Наибольшее внимание обычно привлекают два аспекта любви — как чисто психологического феномена (в нём существуют подразделения на любовь родительскую, в том числе материнскую, братскую, детей к родителям и т. д., хотя чаще всего подразумевается любовь между мужчиной и женщиной) и как проявления физического влечения, эквивалента сексуальных отношений (любовь физическая, или сексуальная). Термин "любовь" употребляется и тогда, когда речь идёт об особой привязанности к природе, животным, музыке, живописи и т. п. Многовековые попытки дать исчерпывающее определение любви до сих пор не завершены, тем более что даже общее понимание любви в каждой культуре имеет свои особенности. Древние греки выделяли различные виды любви: филия эретике (дружба между влюблёнными), эунойа (отдавание), агапэ (бескорыстное чувство), потос (любовное желание), харис (любовь, опирающаяся на благодарность и уважение), мания (необузданная страсть), эрос (желание). Любовь — это сплав чувства и действия, направленных на другого человека. При этом любящий испытывает радость, удовлетворение, доставляя радость любимому или уменьшая его страдания. Таким образом, в любви целью является не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости, наслаждения через отражённые радость и наслаждение любимого. Формула любви проста: если мне хорошо от того, что хорошо тебе, и если я хочу, чтобы тебе было лучше и делаю всё для этого, то я тебя люблю. Если принять эту точку зрения, то слова "эгоистическая любовь" становятся бессмысленными, так как любовь сама по себе как раз и есть отрицание, преодоление эгоизма, высшая степень развития человеческих отношений. Любовь это не столько взаимоотношения с конкретным человеком, сколько, прежде всего отношение, ориентация личности, определяющая связи человека с миром как целым, а не с одним «объектом» любви. Любовь к одному человеку и равнодушие ко всем остальным – это не любовь, а симбиотическая привязанность или расширенный эгоизм. И, тем не менее, многие считают, что любовь состоит именно в наличии объекта, а не в способности любить. Более того, некоторые полагают даже, что, если человек любит лишь свою «возлюбленную» («возлюбленного), это доказывает силу его (ее) любви. Не понимая, что любовь – это активность, энергия души, многие полагают, что необходимо лишь найти правильный объект любви, а дальше все пойдет само собой.

2 Любовь и её типы

Утверждая, что  любовь – это ориентация, распространяющаяся на всех, а не на одного, нельзя сказать, что между разными типами любви нет различий, которые определяются объектом любви. В психологической литературе описывается достаточно типологий отношений в любви (Гозман Л.Я. 1987). Существует «Романтическая любовь» [Eros] - это наиболее интенсивное по эмоциональному накалу переживание, которое развивается стремительно и в 90% случаев завершается разрывом. Романтическая любовь – малоосознаваемое отношение, определяемое преимущественно биологическими потребностями человека. Динамика отношений в романтической любви (Камерон-Бендлер Л., 1993) складывается из 7 последовательных этапов, причем эмоциональные переживания партнеров на каждом этапе соответствует определенной точке в поле положительных или отрицательных значений.

  1. Привлечение – этап формирования и обмена невербальными знаками взаимного интереса. На этом этапе каждый из партеров проверяет степень соответствия поведения другого своим критериям привлекательности. Если демонстрируемое поведение удовлетворяет этим критериям (интеллектуальность, благородство, щедрость, чувство юмора, надежность и др.), то принимается решение: данный человек является привлекательным. Поскольку часто партнеры демонстрируют «фасадное» (или желаемое) поведение, то соответствие достигается достаточно легко. Эмоциональное переживание партнеров находятся в зоне ярко выраженных положительных эмоций.
  2. Увлеченность – этап, который наступает в том случае, если поведение партнера отвечает критериям привлекательности в течение некоторого времени. Партнеры продолжают часто встречаться, возможно, вместе живут, а может уже поженились. Переживания партнеров также соответствует зоне положительных эмоций. Этот этап основан на иллюзиях относительно свойств партнера, его потребностей и возможностей. Некоторые отношения, сложившиеся на иллюзиях, могут продолжаться достаточно долго, но обычно заканчиваются неудовлетворенностью.
  3. Привыкание – переживание привычности, снижение ощущения новизны отношений. Те качества, особенно черты внешности, которые были источником восхищения, воспринимаются как должное. Эмоции соответствуют нейтральной зоне.
  4. Ожидание – этап отношений, на котором партнеры начинают обнаруживать, что существует различие между идеальным образом, созданным фантазиями увлеченного человека, и реальным образом, обнаруженным в результате наблюдений за поведением партнера. Партнеры пристрастно отмечают друг в друге моменты отсутствия желаемого поведения и фиксируются на негативных ожиданиях. Особенно жесткими такие ожидания становятся в области сексуальных отношений. На смену проекциям приходит ясное видение реальности, и если рассогласование значительное, то наступает разочарование.
  5. Разочарование – этап, в течение которого партнеры переживают массу негативных эмоций – обиду, гнев, ощущение обмана. Психологическим содержанием этого этапа является окончательная трансформация позитивного образа партнера в негативный. Здесь надо отметить, что если партнеры, находящиеся на данном этапе развития отношений, вспоминая начало своего романа, способны переживать положительные эмоции и желать, чтобы «все было, как раньше», то возможна терапия отношений; если нет, то терапия бессмысленна. Таков эмпирический критерий Л. Камерон-Бендлер (1993) целесообразности психотерапии партнерских отношений.
  6. Достижение порога – период, когда у одного или обоих партнеров возникает уверенность в том, что отношения окончены и нет смысла сохранять их далее. После принятия такого решения происходит проверка его правильности и принятие окончательного решения.
  7. Разрыв отношений – действия, направленные на то, чтобы больше никогда не видеть партнера. Наиболее часто при обдумывании отношений один партер уверен в полной виновности другого. Такие партнеры с наибольшей вероятностью будут повторять подобные опыты, не меняясь психологически. Некоторые партнеры, несмотря на убежденность в том, что отношения разрушены, продолжают оставаться вместе. Их совместная жизнь обычно строится на основании соглашения об ограничении общения перечнем поверхностных, бытовых тем. Подавленные эмоции этих партнеров будут приводить к депрессивным состояниям, а также к психосоматическим заболеваниям. Причинами, которые вынуждают партнеров принимать такие решения, могут служить отсутствие альтернативы, боязнь провала новых отношений, ответственность за детей и обязательства перед ними.

Так же существует навязчивая, всепоглощающая и требовательная любовь, сопровождающаяся болью и  мучительной тревогой, возникающая  в результате неутоленной потребности  во внимании со стороны другого [mania]. Сосредоточенная на себе, игривая любовь, воспринимаемая как соревнование, в котором следует одержать победу [ludis]. Дружеская прочная и безмятежная любовь, возникающая между двумя близкими людьми [stroge]. Священная, благоговейная, терпеливая, кроткая и всепоглощающая любовь, сосредоточенная на объекте [agape]. Практичная, рассудочная любовь, основанная на решении, что жизненные цели (инструментальные) будут достигнуты скорее с этим партнером, чем с другим. Такой подход базируется на попытке выделить качественную специфику переживаний субъекта и локализовать его цели в любовных отношениях, при этом партнер выступает как средство, но не как самостоятельная ценность [pragma].

Типология любви  Эриха Фромма:

а) Братская любовь

Наиболее основополагающий вид любви, лежащий в основе других – братская любовь. Это чувство ответственности, забота, уважение, понимание любого другого человека, стремление помогать ему в его жизни. Братская любовь – это любовь ко всем людям; для неё типично именно отсутствие исключительности. Братская любовь – это любовь равных; но ведь в жизни, даже имея равные права, мы не всегда «равны».

б) Материнская  любовь

Это безусловное  утверждение жизни и потребностей ребенка. Поддержание жизни имеет два аспекта: один – это забота и ответственность, абсолютно необходимые для обеспечения жизни и развития ребенка. Но другой аспект касается более важных проблем, чем просто сохранение жизни. Мать должна внушить ребенку  любовь к жизни, ощущение, что жить – это прекрасно, прекрасно быть мальчиком или девочкой, прекрасно жить на этой земле! Материнская любовь к жизни столь же заразительна, как и ее тревога. И то, и другое сильнейшим образом влияет на всю личность ребенка.

в) Эротическая  любовь

Это стремление к полному слиянию, единению с  единственным другим человеком. По своей природе она исключительна, не всеобща; кроме того, это, судя по всему, наиболее обманчивый тип любви. Для эротической любви характерна исключительность объекта, отсутствующая в братской и материнской любви. Эротическая любовь имеет свойство исключительности, но она любит в другом человеке все человечество, все живое. Ее исключительность означает только, что я могу полностью и страстно слиться с одним человеком. Эротическая любовь к другим только в смысле эротического слияния, полной отдачи во всех жизненных проявлениях, но отнюдь не в смысле глубокой братской любви.

 

3 Психология любви как направление психологии

 

Объяснение  феномена – первый шаг к овладению  им. Люди испокон веков пытаются бороться с неопределенностью мира, извлекать из хаоса гармонию, систематизируя его. Владея объяснительной системой, даже не меняя ситуацию во внешнем мире, человек получает изменение своего состояния и мироощущения. Более того, получив доступ к знанию, мы можем лучше ориентироваться в окружающей действительности и получаем возможность влияния, если не на все события, то на собственное восприятие этих событий и сможем адекватно реагировать. Поэтому и ведутся исследования в разных сферах, в том числе и психологии любви. Эти знания могут облегчить жизнь людям. Тем более, что, по мнению многих великих мыслителей прошлого и настоящего, – любовь – это самое важное в жизни. [1]

Человеческое  общество, несмотря на тысячелетия  своего культурного развития, не научилось  гарантировать психологическое  благополучие каждому своему члену. А это благополучие зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает. А психологический климат в семье зависят от способности самих родителей дарить любовь и человеческое тепло друг другу и детям. Потребность в принимающем и поддерживающем общении, прикосновениях, других знаках внимания и любви может оказаться неудовлетворенной и привести к страданию и разрушительным эмоциям. [2]

Родительские  взаимоотношения очень сильно влияют на способность к любви. Но существуют некие бессознательные механизмы, заложенные в детстве, сильно влияющие на восприятие окружающего мира. Так, ребенок, которого не любили родители, всегда считает себя недостойным любви, и ему трудно понять, что у его родителей может быть дефект способности любить. Для маленького ребенка, весь мир человеческих отношений представляют родители или люди, их заменяющие. 

Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят корнями к негативным факторам, порожденным супружескими конфликтами и развалом семей. Мы, сами того не замечая, учимся быть мужем или женой у своих родителей, с самого раннего детства перенимая у них модели поведения, стереотипы отношений. В своей взрослой жизни мы продолжаем жить по этим "родительским предписаниям",  не осознавая их и редко замечая их проявления. Из отношений родителей между собой мы учимся относиться к человеку рядом с нами. Джеймс Макхейл, профессор клинической психологии в Университете Кларка, говорит: "Лучшие дети - те, которые чувствуют теплое отношение своих родителей не только по отношению к ним, но и по отношению друг к другу". 

Ребенок воспринимает и перенимает не то, что в "минуты воспитания" пытаются заложить в него родители, а их отношение к людям, к себе, к жизни, причем подсознательное отношение. Если потом выросший человек считает в силу своего негативного прошлого опыта, что любви не бывает, то ее и не будет в жизни этого человека. Если считает, что невозможно быть счастливым в таком мире, то и будет несчастным пока не пересмотрит своих взглядов. [3]

Информация о работе Психология чувств