Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:54, реферат
Целью данного исследования является рассмотрение психологии любви как направления в психологической науке, а также рассмотрение феномена любви с позиций различных дисциплин в его психологическом, социальном, физиологическом и культурных аспектах.
Предметом исследования является любовь как социальное явление и аспект человеческих взаимоотношений отношений.
Методы исследования – исследование основных теорий любви и рассмотрение явления любви с точки зрения психологии, социологии, физиологии, философии и других научных дисциплин.
ВВЕДЕНИЕ
Многие и многие великие умы человечества пытались постичь природу и сущность человеческой любви. Философы и психологи, религиозные мыслители, представители всех творческих сфер деятельности пытались прояснить этот вопрос. Однако, до сих пор не существует приемлемого для всех определения любви.
О любви сказаны миллионы слог и написаны горы книг. Даже беглый взгляд на литературу, кинофильм и на наши собственные ощущения обнаруживает, что жажда любви и удовлетворенных отношений является одной из наиболее сильных и неопределенных сил, формулирующих нашу жизнь. Но по-прежнему, духовный мир человека, его эстетическая сущность – это, пожалуй, одна из наименее познанный наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является – ЛЮБОВЬ.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современное общество, переживая последствия глобального распространения массовой культуры и утраты традиционных духовных и моральных ценностей, встало перед выбором дальнейшего пути развития. Тема любви, некогда не терявшая своей актуальности, теперь приобретает особое значение. Сложность и важность любви продиктованы тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое.
Целью данного исследования является рассмотрение психологии любви как направления в психологической науке, а также рассмотрение феномена любви с позиций различных дисциплин в его психологическом, социальном, физиологическом и культурных аспектах.
Предметом исследования является любовь как социальное явление и аспект человеческих взаимоотношений отношений.
Методы исследования – исследование основных теорий любви и рассмотрение явления любви с точки зрения психологии, социологии, физиологии, философии и других научных дисциплин.
Теоретическим источником исследования послужили работы современных авторов по социальной психологии, практической психологии и физиологии.
1 Понятие любви
Любовь – термин, выражающий несколько разных психических явлений: любовь к детям; любовь к матери и Родине; половая любовь; любовь как предпочтение; условно рефлекторная любовь. Общее у этих психических явлений – их эмоциональная основа, переходящая у человека в чувство, и отнесенность к конкретному объекту, вызывающему стремление общаться с ним или воспринимать его. В высшем проявлении любовь связана со стремлением жертвовать собственным благополучием ради объекта любви. [Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии под ред. Гамезо М.В. Педагогическое общество России. М. 2001г. стр. 50].
Так что же такое любовь? Каждый, наверное, задавал себе этот вопрос не единожды, но отвечал ли когда-нибудь? Точного определения такого понятия, как любовь просто не существует, его невозможно придумать. Существуют определения, которые очень точно подходят в определённый момент времени, но в другой ситуации будут казаться нелепыми и нереальными. У многих людей существует проблема: они хотят быть любимыми, а любить им совсем не обязательно. И для достижения этой цели используются ,как правило, схожие средства. Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация. Другой путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следя за своим телом, одеждой и т. д. Иные пути обретения собственной привлекательности, используемые и мужчинами, и женщинами, состоят в том, чтобы выработать хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность. Многие пути обретения способности возбуждать любовь к себе являются теми же самыми путями, которые используются для достижения удачливости, для обретения полезных друзей и влиятельных связей. Очевидно, что для большинства людей нашей культуры умение возбуждать любовь это, в сущности, соединение симпатичности и сексуальной привлекательности.
Любовь, интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Наибольшее внимание обычно привлекают два аспекта любви — как чисто психологического феномена (в нём существуют подразделения на любовь родительскую, в том числе материнскую, братскую, детей к родителям и т. д., хотя чаще всего подразумевается любовь между мужчиной и женщиной) и как проявления физического влечения, эквивалента сексуальных отношений (любовь физическая, или сексуальная). Термин "любовь" употребляется и тогда, когда речь идёт об особой привязанности к природе, животным, музыке, живописи и т. п. Многовековые попытки дать исчерпывающее определение любви до сих пор не завершены, тем более что даже общее понимание любви в каждой культуре имеет свои особенности. Древние греки выделяли различные виды любви: филия эретике (дружба между влюблёнными), эунойа (отдавание), агапэ (бескорыстное чувство), потос (любовное желание), харис (любовь, опирающаяся на благодарность и уважение), мания (необузданная страсть), эрос (желание). Любовь — это сплав чувства и действия, направленных на другого человека. При этом любящий испытывает радость, удовлетворение, доставляя радость любимому или уменьшая его страдания. Таким образом, в любви целью является не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости, наслаждения через отражённые радость и наслаждение любимого. Формула любви проста: если мне хорошо от того, что хорошо тебе, и если я хочу, чтобы тебе было лучше и делаю всё для этого, то я тебя люблю. Если принять эту точку зрения, то слова "эгоистическая любовь" становятся бессмысленными, так как любовь сама по себе как раз и есть отрицание, преодоление эгоизма, высшая степень развития человеческих отношений. Любовь это не столько взаимоотношения с конкретным человеком, сколько, прежде всего отношение, ориентация личности, определяющая связи человека с миром как целым, а не с одним «объектом» любви. Любовь к одному человеку и равнодушие ко всем остальным – это не любовь, а симбиотическая привязанность или расширенный эгоизм. И, тем не менее, многие считают, что любовь состоит именно в наличии объекта, а не в способности любить. Более того, некоторые полагают даже, что, если человек любит лишь свою «возлюбленную» («возлюбленного), это доказывает силу его (ее) любви. Не понимая, что любовь – это активность, энергия души, многие полагают, что необходимо лишь найти правильный объект любви, а дальше все пойдет само собой.
2 Любовь и её типы
Утверждая, что любовь – это ориентация, распространяющаяся на всех, а не на одного, нельзя сказать, что между разными типами любви нет различий, которые определяются объектом любви. В психологической литературе описывается достаточно типологий отношений в любви (Гозман Л.Я. 1987). Существует «Романтическая любовь» [Eros] - это наиболее интенсивное по эмоциональному накалу переживание, которое развивается стремительно и в 90% случаев завершается разрывом. Романтическая любовь – малоосознаваемое отношение, определяемое преимущественно биологическими потребностями человека. Динамика отношений в романтической любви (Камерон-Бендлер Л., 1993) складывается из 7 последовательных этапов, причем эмоциональные переживания партнеров на каждом этапе соответствует определенной точке в поле положительных или отрицательных значений.
Так же существует навязчивая, всепоглощающая и требовательная любовь, сопровождающаяся болью и мучительной тревогой, возникающая в результате неутоленной потребности во внимании со стороны другого [mania]. Сосредоточенная на себе, игривая любовь, воспринимаемая как соревнование, в котором следует одержать победу [ludis]. Дружеская прочная и безмятежная любовь, возникающая между двумя близкими людьми [stroge]. Священная, благоговейная, терпеливая, кроткая и всепоглощающая любовь, сосредоточенная на объекте [agape]. Практичная, рассудочная любовь, основанная на решении, что жизненные цели (инструментальные) будут достигнуты скорее с этим партнером, чем с другим. Такой подход базируется на попытке выделить качественную специфику переживаний субъекта и локализовать его цели в любовных отношениях, при этом партнер выступает как средство, но не как самостоятельная ценность [pragma].
Типология любви Эриха Фромма:
а) Братская любовь
Наиболее основополагающий вид любви, лежащий в основе других – братская любовь. Это чувство ответственности, забота, уважение, понимание любого другого человека, стремление помогать ему в его жизни. Братская любовь – это любовь ко всем людям; для неё типично именно отсутствие исключительности. Братская любовь – это любовь равных; но ведь в жизни, даже имея равные права, мы не всегда «равны».
б) Материнская любовь
Это безусловное
утверждение жизни и
в) Эротическая любовь
Это стремление к полному слиянию, единению с единственным другим человеком. По своей природе она исключительна, не всеобща; кроме того, это, судя по всему, наиболее обманчивый тип любви. Для эротической любви характерна исключительность объекта, отсутствующая в братской и материнской любви. Эротическая любовь имеет свойство исключительности, но она любит в другом человеке все человечество, все живое. Ее исключительность означает только, что я могу полностью и страстно слиться с одним человеком. Эротическая любовь к другим только в смысле эротического слияния, полной отдачи во всех жизненных проявлениях, но отнюдь не в смысле глубокой братской любви.
3 Психология любви как направление психологии
Объяснение феномена – первый шаг к овладению им. Люди испокон веков пытаются бороться с неопределенностью мира, извлекать из хаоса гармонию, систематизируя его. Владея объяснительной системой, даже не меняя ситуацию во внешнем мире, человек получает изменение своего состояния и мироощущения. Более того, получив доступ к знанию, мы можем лучше ориентироваться в окружающей действительности и получаем возможность влияния, если не на все события, то на собственное восприятие этих событий и сможем адекватно реагировать. Поэтому и ведутся исследования в разных сферах, в том числе и психологии любви. Эти знания могут облегчить жизнь людям. Тем более, что, по мнению многих великих мыслителей прошлого и настоящего, – любовь – это самое важное в жизни. [1]
Человеческое общество, несмотря на тысячелетия своего культурного развития, не научилось гарантировать психологическое благополучие каждому своему члену. А это благополучие зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает. А психологический климат в семье зависят от способности самих родителей дарить любовь и человеческое тепло друг другу и детям. Потребность в принимающем и поддерживающем общении, прикосновениях, других знаках внимания и любви может оказаться неудовлетворенной и привести к страданию и разрушительным эмоциям. [2]
Родительские взаимоотношения очень сильно влияют на способность к любви. Но существуют некие бессознательные механизмы, заложенные в детстве, сильно влияющие на восприятие окружающего мира. Так, ребенок, которого не любили родители, всегда считает себя недостойным любви, и ему трудно понять, что у его родителей может быть дефект способности любить. Для маленького ребенка, весь мир человеческих отношений представляют родители или люди, их заменяющие.
Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят корнями к негативным факторам, порожденным супружескими конфликтами и развалом семей. Мы, сами того не замечая, учимся быть мужем или женой у своих родителей, с самого раннего детства перенимая у них модели поведения, стереотипы отношений. В своей взрослой жизни мы продолжаем жить по этим "родительским предписаниям", не осознавая их и редко замечая их проявления. Из отношений родителей между собой мы учимся относиться к человеку рядом с нами. Джеймс Макхейл, профессор клинической психологии в Университете Кларка, говорит: "Лучшие дети - те, которые чувствуют теплое отношение своих родителей не только по отношению к ним, но и по отношению друг к другу".
Ребенок воспринимает и перенимает не то, что в "минуты воспитания" пытаются заложить в него родители, а их отношение к людям, к себе, к жизни, причем подсознательное отношение. Если потом выросший человек считает в силу своего негативного прошлого опыта, что любви не бывает, то ее и не будет в жизни этого человека. Если считает, что невозможно быть счастливым в таком мире, то и будет несчастным пока не пересмотрит своих взглядов. [3]