Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:08, контрольная работа
Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. О том, насколько для нас важны яркие краски мира, говорит хотя бы тот факт, что организму для нормального функционирования необходимо, чтобы около 80 % всей поступающей в мозг информации приходилось на цветовое зрение. В мозгу даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации.
Введение 3
1. История возникновения психологии цвета 5
1.1 Физиология цветовосприятия 9
2. Взгляд на цвет с позиции цветопсихологии 13
2.1 Цвет и его свойства. Цветовой тон. Классификация цветов 14
3. Характеристика цветов по М. Люшеру 21
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Особые заслуги в данном направлении принадлежат школе известного русского физиолога — проф. С.В. Кравкова. Главным итогом многочисленных экспериментов, посвященных связи цветового зрения с другими органами чувств, было выявление взаимосвязи между цветовым зрением и ВНС, а также гипоталамусом, который, как известно, играет интегрирующую роль в деятельности физиологических и психических функций организма. Результаты экспериментальных работ школы С.В. Кравкова, проводимые в 1935—1951 гг. показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение. Симпатикотропные раздражители повышают чувствительность к сине-зеленой части спектра, а чувствительность к красно-желтой части у глаза снижается. Особенно показательно в этом плане прямое введение в глаз адреналина. И наоборот, парасимпатикотропные агенты улучшают чувствительность к красному и желтому, а к синему и зеленому — снижают. Восприятие красно-желтой части спектра вызывает активацию СНС и тормозит ПНС. Синий и зеленый оказывают депрессирующее действие на СНС и активирующее на ПНС.
Подобный характер взаимосвязей цветового восприятия с деятельностью ВНС, позволяет сделать вывод об объективной нужде последней в цветовых раздражителях для своей саморегуляции. Можно сказать, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению — в «пассивных». Тем самым, поддерживается равновесие двух отделов ВНС между собой.
Исходя из этого, становится «психофизиологически» понятным ряд «положительных» и «отрицательных» значений цветов. Так синий, и в какой то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» НС человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению НС.
Характер взаимосвязи белого и черного с деятельностью ВНС является аналогичным: белый стимулирует эрготропную систему организма, а черный трофотропную; активация ПНС увеличивает «нужду» в белом цвете, а СНС в черном. После активного, напряженного, насыщенного событиями дня (белый) наступает ночь (черный), когда человек может расслабиться и отдохнуть. Если с утра пасмурно и в природе преобладают свинцово-синие тона, то настроиться на активную работу бывает очень трудно, человек может впасть в пассивное, дремотное состояние и находиться в нем достаточно долго.
И наоборот, яркое, солнечное утро способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, достижению необходимого уровня активности.
Цветовое воздействие может усиливать вегетативные проявления стресса. Так «цветовая нагрузка» с использованием коричневого, оранжевого и особенно желтого заметно усиливает имеющуюся при кинетозе тошноту (Л.А. Китаев-Смык, 1977). Быстрая установка перед испытуемым яркого желтого экрана могла при наличии тошноты вызывать рвоту, при этом, как отмечает Китаев-Смык, испытуемые испытывали субъективное ощущение «удара в живот». И наоборот, воздействие голубого, фиолетового и особенно синего цвета несколько снижала тошноту при кинетозе.
Экспериментальные данные, подтверждающие важную роль цветового воздействия в регуляции деятельности ВНС, приводятся также и в работах других исследователей.
Из выше изложенного
можно сделать вывод о
Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса Центральной нервной системы. Известны случаи т.н. «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки, у детей отмечались даже задержки интеллектуального развития.
Энергетическая сторона цветового воздействия на Центральную нервную систему изучена, явно, недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят отрывочный, фрагментарный характер. Одним из немногих, достаточно широко освещенных аспектов этой проблемы, являются цветовые предпочтения. Казалось бы, цветовые предпочтения имеют косвенное отношение к вопросу об энергетическом воздействии цвета на ЦНС. Однако, не исключая другие факторы, влияющие на цветовые предпочтения человека, нельзя отрицать, что на них оказывают существенное влияние энергетические свойства цвета.
Понятие «цвет» имеет 2 смысла: может относиться как к психологическому ощущению, вызванному отражением света от некого объекта (оранжевый апельсин), так и быть однозначной характеристикой самих источников света (оранжевый свет). Таким образом, цвет — лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные — физиологической, и психологией цветового восприятия. В данной курсовой работе мы будем рассматривать цвет как психологическое ощущение.
С точки зрения психологии
цвета, цвет представляет собой устойчивую
семантическую структуру, соотнесенную
с эмоционально-личностными
Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны. Этим самым признается определенная двойственность цветов. Во-первых, они существуют и как представления, и как перцептивные образы, сохраняя, тем не менее, свою психологическую эффективность. Во-вторых, этим признается, что во внешнем по отношению к человеку мире то, что субъективно переживается как эмоция, существует в форме цветов. Или что, то же самое, в форме колорита человеку дано видеть эмоции.
Цвет в сочетании с направленным музыкальным воздействием может приводить к исцелению от болезней. Речь идет не только об органических заболеваниях, но и о тяжелых психозах. Цвет позволяет за считанные минуты по характеру предпочтения «вычислить» то интимно-внутреннее, о котором порой не догадывается и сам человек.
Цвет жизненно необходим всякому, он глубочайшим образом включен в культурные традиции и биологически связан с психогенетическим кодом каждого человека. Это было известно издревле. День сегодняшний требует перевода веками накопленных знаний на язык современной науки. Цвет синонимичен душевным состояниям, цвет родственен психическим процессам, цвет близок самому важному, самому глубокому, наиболее истинному в наших душах.
2.1 Цвет и его свойства. Цветовой тон. Классификация цветов
Цвет — качественная
субъективная характеристика электромагнитного
излучения оптического
Все характеристики цвета представляют собой качественно и количественно измеряемые световые стимулы, способные вызывать в организме человека физиологические процессы и через них – различные психические реакции.
Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Еще цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета – тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Но среди оттенков каждого цвета можно выделить как холодные, так и тёплые. Например, холодный синий – ультрамарин, теплый синий – кобальт.
Основными характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность (интенсивность) и чистота цвета.
Цветовой тон – качество хроматического цвета, которое обычно именуется его названием (красный, синий, зеленый и т. д.). Это первичный и впечатляющий элемент цветовой композиции, служащий исходным материалом для бесчисленных преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности красок. Это общее понятие и скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а к предмету в целом в нашем индивидуальном видении. Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра - желтый, зеленый, красный и т.д. Фактически мы в своей речи так и говорим: цвет.
Насыщенность - степень отличия цветного изображения от не цветного, чистота цвета, зависящая от степени добавления к нему серого цвета. Наибольшей насыщенностью обладают цвета спектра. Поэтому чистота всех спектральных цветов принимается за единицу, несмотря на их разную насыщенность. Наиболее насыщен — синий цвет, наименее — желтый. Степень насыщенности цвета зависит от его светлоты. Из двух равнонасыщенных цветов более насыщенным воспринимается более светлый. Разные учёные рассматривали насыщенность по-своему: 1) как отличие цвета от серого, 2) как интенсивность цветового впечатления( с психологической стороны). Но интенсивность цвета – это яркость цветового пятна, определённая количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивным будет более светлый, а при равной светлоте более интенсивным будет более насыщенный цвет. Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета – это психологическое понятие.
Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Это свойство, выражающее близость хроматических и ахроматических цветов к белому или черному цвету, относительная яркость цвета по отношению к образцу. Ахроматические цвета имеют только светлоту, а хроматические - и светлоту, и цвет.
Ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют.
Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок.
К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.
Основные цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, легко создать все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей)
Составные : зеленый, фиолетовый, оранжевый цвета. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов.
Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый.
От расположения комбинации выбранных цветов на цветовом круге зависит их влияние на наше восприятие.
Контрастными считаются два цвета, между которыми, на цветовом круге, находятся три промежуточных цвета. Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге.
Дополнительными являются два противоположные цвета на цветовом круге, объединение которых дает белый цвет. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.
Монохроматические цвета - это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета.
Родственными являются любые три следующих друг за другом цвета
или их оттенки на цветовом круге. Выбирайте
любой цвет на круге и добавляйте к нему
оба соседних цвета на боковых сегментах.
Цвет — это один из факторов, формирующих
состояние нашей психики, которая следит
за работой всех органов человеческого организма.
Все цвета обладают способностью вызывать
эмоции, эстетические переживания у людей,
а также влиять на формирование пространства.
Это объясняется психологическими особенностями
восприятия цвета. Цвет может зрительно
сокращать или удлинять, сужать или расширять,
повышать или понижать помещение, выявляя
и подчеркивая объемность формы либо превращая
ее в плоскую, выделяя или растворяя в
пространстве, утяжеляя легкую форму или
облегчая тяжелую, вызывая ощущение теплоты,
сухости, холода или влаги. Он способен
создавать иллюзии, подменять действительное
кажущимся.
Каждый цвет и его восприятие могут изменяться в нескольких случаях: