Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 22:28, курсовая работа
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение
психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых
предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам,
бизнесменам, менеджерам и многим другим.
Психология делового общения
Манипуляции в деловом общении
Введение
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение
психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых
предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам,
бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить
отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно
каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.
Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с
коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами,
добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового
человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового
сотрудничества, доверия и уважения.
Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные
способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во
взаимодействии с другими
Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: Философия,
психиатрия, психология, этиология, социология, информатика. Каждая из них
вкладывает в понятие «общение»
в понимании того, что же такое общение, с одной стороны связана с его везде
сущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие
понятия «общение» приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя
свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим
понятием.
И все-таки, что же такое общение? Мы определим это понятие для того, чтобы
знать, о чём же здесь пойдет речь. Это следует сделать потому, что всякий
разговор о чём – либо не может быть плодотворным, если заранее не
договориться о его предмете. В таком случае каждый будет заранее говорить о
своём, и взаимопонимание не будет достигнуто.
Общение – это вчерашний разговор с другом по телефону, беседа с незнакомым
человеком в купе поезда, вечер воспоминаний на встрече одноклассников и
многое другое. Каждый из нас знаком с таким привычным словосочетанием, как
«общение с искусством», «общение с ЭВМ» и т.д. Довольно скоро может
показаться, что границ у этого понятия не существует, его объем бесконечен, а
значит, «Когда объем понятия стремиться к бесконечности, его содержание
стремиться к нулю».
1. Определение понятия «общение». Структура и средства общения.
Существование множества различных понятий «общение», прежде всего связанно с
различными подходами и
следующее определение.
Общение – сложный
многоплановый процесс
между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в
себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и
понимание другого человека.
На практике часто путают или
отождествляют два понятия «
«отношение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех
или иных отношений.
Учитывая сложность понятия «общение», необходимо обозначить его структуру с
тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать
структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон:
коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.
Интерактивная сторона
общения заключается в
между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона
общения означает процесс
партнерами по общению и установлению на этой почве взаимопонимания.
Естественно, что все эти термины весьма условны. Но поскольку данные
взаимосвязанные стороны общения играют огромную роль, мы рассмотрим их более
подробно.
Здесь важен вопрос о механизмах воздействия участников общения друг друга в
его процессе. Главным средством общения является язык, это система знаков,
служащая средством
выражения самосознания личности.
Деловое общение, его виды и формы
Деловое общение –
процесс взаимосвязи и
происходит обмен
определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию
определенной цели.
Деловое общение можно условно разделить на прямое ( непосредственный
контакт) и косвенное ( когда между партнерами существует
пространственно - временная дистанция).
Прямое деловое общение
эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно
действуют социально – психологические механизмы.
В целом деловое общение
его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего
решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером
(по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении
чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели.
Такое общение можно прекратить (по деланию участников) в любой момент.
Деловое общение реализуется в различных формах:
Деловая беседа;
Деловые переговоры;
Деловые совещания;
Публичные выступления.
Деловые переговоры как основная форма делового общения.
Переговоры – это деловое взаимное общение с целью достижения совместного
решения. На протяжении всей нашей жизни мы ведем переговоры, обмениваемся
обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к
согласию, они должны вести переговоры.
Переговоры протекают в виде деловой беседы по вопросам, представляющим
интерес для обеих сторон, и служат налаживанию кооперационных связей.
Переговоры существенно
поставках, на проведение научно-исследовательских или проектных работ,
соглашение о сотрудничестве и координации деятельности и т. д.
В процессе переговоров люди хотят:
-добиться взаимной
сталкиваются интересы;
-достойно выдержать
интересов не разрушая при этом отношения.
Чтобы достичь этого надо уметь:
a) Решить проблему;
b) Наладить межличностное взаимодействие;
c) Управлять эмоциями.
За столом переговоров могут сойтись люди, имеющие различный опыт ведения
переговоров. Они могут иметь различный темперамент (например, сангвиник и
холерик) и различное специальное образование (например, техническое и
экономическое).
В соответствии с этим большим разнообразием отличается и сам ход переговоров.
Они могут протекать легко или напряженно партнеры могут договориться между
собой без труда или с большим трудом или вообще не прийти к какому-либо
соглашению.
Зачастую удается достичь
проблемы; в ходе всяких переговоров обнаруживаются различные интересы,и
партнеры пропускают их через призму собственных потребностей. Немало важную
роль играет и то, с какими преимуществами (или негативными моментами) связано
для партнеров заключение того или иного соглашения, особенно при оценке
новых, выдвинутых лишь в процессе переговоров, вариантов решения.
Всякие переговоры требуют тщательной подготовки: чем интенсивней они ведутся
(с использование анализов, расчетов
экономического эффекта,
д.), тем больше шансы на успех. Обратная же картина наблюдается в том случае,
когда при ведении переговоров в должной мере не учитываются различные
объективные и психологические аспекты.
На любых переговорах не обойтись без терпеливой целенаправленной
аргументации. Вот что следует делать на переговорах:
- использовать временный фактор для давления на собеседника;
- “давить” на собеседника сроками;
- добиваться для
себя преимуществ путем
одурачивания, лести и т. д.
Чтобы переговоры развивались успешно необходимо сразу же после их начала
постараться найти общую с партнером позицию. В начале переговоров затроньте
бесспорные не вызывающие разногласий аспекты обсуждаемого предмета. После
этой фразы переходите к обсуждению таких пунктов, договориться по которым
можно относительно легко. И только после этого остановитесь на важнейших
вопросах повестки переговоров требующих подробного обсуждения. С самого
начала серьезно воспринимайте высказываемые партнером по переговорам мнениям
обоснованиям проблемы требованиям оговоркам пожеланиям и т. д.
Чтобы не мешать развитию переговоров не акцентируйте внимание на расхождение
во взглядах, если они не принципиальны. Надо говорить спокойно и
контролировать свою речь; когда вы знакомите партнера с соответствующей
проблемой, характеризовать причины ее возникновения и возможные последствия,
а также невыясненные пункты переговоров. Обобщая сказанное, следует выделить,
что поведение должно соответствовать возникающим на переговорах ситуациям.
Они оцениваются через визуальный контакт с собеседником: участники
переговоров должны говорить убедительно, но не навязчиво.
Психологические приемы влияния на партнера
Деловое общение требует от человека
высокой психологической
постоянного изучения и учета эмоциональной стороны деловых отношений. Тот,
кто считает, что понятие "чувства" неприменимо к работе, способен вызвать
многочисленные и
Во время общения с партнером на наши органы чувств поступает огромное
количество сигналов. Но не все они осознаются. Например, вы беседуете с
человеком, но не можете, закрыв глаза, назвать цвет его галстука. Сигнал,
который воздействовал на наши органы чувств, но не зафиксирован, может и
исчезнуть для вас бесследно, а может и не исчезнуть. Все зависит от того,
насколько этот сигнал значим для данной личности, несет ли он в себе
достаточный эмоциональный заряд для нее. Минуя сознание, эмоционально
значимый сигнал остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое
влияние, которое проявляется в виде эмоционального отношения.
Что же произойдет, если в процессе общения послать партнеру сигналы таким
образом, чтобы, во-первых, сигнал имел для партнера достаточное эмоциональное
значение, во-вторых, чтобы это значение было для него позитивным, а в-
третьих, чтобы партнер не осознавал этот сигнал? Возникает такой эффект:
партнер по общению будет утверждать, что "чем-то это общение было приятным",
"что-то в нем есть располагающее". Если же делать это с данным партнером не
один раз, то у него будет вырабатываться достаточно стойкое эмоционально-
позитивное отношение. Расположив таким образом к себе человека, т.е.
сформировав аттракцию, вы теперь с большей вероятностью добьетесь принятия им
вашей позиции, его внутреннего согласия с ней.
С помощью этих приемов нельзя никого и ни в чем убедить и ничего никому
доказать, а можно лишь расположить к себе собеседника. Много это или мало для
повышения эффективности вашего делового общения — пусть каждый из вас решит
сам.
Какие же это приемы?
Прием "имя собственное". Он основан на произнесении вслух имени (или
имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не только
вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое
им чувство приятного. Д.Карнеги, писал, что звучание собственного имени для
человека — самая приятная мелодия. Каков же психологический прием
Информация о работе Психология делового общения. Манипуляции в деловом общении