Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:18, реферат
Цель: раскрыть суть и значение психологии делового общения.
Задачи:
- раскрыть значение общения как психологической категории;
- рассмотреть речь как универсальное средство коммуникации;
- рассмотреть основные проблемы этики и психологии общения.
Введение…………………………………………...………………………………3
Глава 1 Общение как психологическая категория….…………………………4
Глава 2 Речь как универсальное средство коммуникации……………………6
Глава 3 Основные проблемы этики и психологии общения…………………7
Заключение………………………………………………………………………14
Список используемой литературы……………………………………………...15
Содержание
Введение…………………………………………...………
Глава 1 Общение как психологическая категория….…………………………4
Глава 2 Речь как универсальное средство коммуникации……………………6
Глава 3 Основные проблемы этики и психологии общения…………………7
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Введение
Актуальность темы «Психология делового общения» состоит прежде всего в том, что деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может, как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. [3;с.116]
Главная цель коммуникационного процесса заключается в обеспечении понимания передаваемой информации.
Предмет: общение.
Объект: психология делового общения.
Цель: раскрыть суть и значение психологии делового общения.
Задачи:
- раскрыть значение общения как психологической категории;
- рассмотреть речь как универсальное средство коммуникации;
- рассмотреть основные проблемы этики и психологии общения.
Глава 1. Общение как психологическая категория
Общение - это психологическая категория. Существует много различных определений и понятий “общения”, прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту проблему. Общение - это и условие человеческой жизни, и одна из основных потребностей человека.
Общение - это вид психической деятельности человека и система отношений человека к окружающему миру. На практике часто путают два понятия “общение” и “отношение”. Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.
Общение различается по видам:
- Опосредованное общение - предполагает
не полный психологический
- Непосредственное - общение “лицом
к лицу”, при контакте
- Неформальное общение - доверительное, товарищеское, интимное.
- Диалогическое общение - общение между двумя людьми.
- Групповое - общение в группе людей
- Массовое общение.
Общение осуществляется разными средствами:
- Вербальное общение (знаковое) - осуществляется с помощью слов.
- Невербальное общение
- средством передачи информации
являются невербалы (
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон:
1. Коммуникативной - состоит в обмене информацией
между общающимися индивидами;
2. Интерактивной - заключается в организации
взаимодействия между общающимися индивидами
(обмен действиями);
3. Персептивной - означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.
Персептивная сторона общения означает
процесс восприятия друг друга партнерами
по общению и установление на этой почве
взаимопонимания.
Употребление этих
терминов условно, иногда в аналогичном
смысле употребляют и другие: в общении
выделяют три функции - информационно-коммуникативная,
регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Сама по себе исходящая
от коммуникатора информация может быть
побудительной (приказ, совет, просьба
– рассчитана на то, чтобы стимулировать
какое-либо действие) и констатирующей
(сообщение – имеет место в различных
образовательных системах).
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение (рис.1). [4;с.109]
Рис.1 Виды делового общения
Вывод:
Итак, общение - сложный,
многоплановый процесс
Глава 2. Речь как универсальное средство коммуникации
Речь является самым
универсальным средством
Модель вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО?(передается)
КАК?(осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Важнейшими категориями
этики являются: «добро», «зло», «справедливость»,
«благо», «ответственность», «долг», «совесть»
и т.д.
Несмотря на
всю проблематичность и трудность выбора
нравственной позиции, в общении имеется
ряд таких положений, следуя которым можно
в значительной степени облегчить деловое
общение, повысить его эффективность,
избежать промахов в процессе взаимодействия
с другими в бизнесе. Необходимо уяснить,
что в морали нет абсолютной истины и высшего
судьи среди людей. Когда идет речь об
этических проблемах других, не следует
делать из «моральных мух» «моральных
слонов». Когда речь идет о промахах своих
следует поступать наоборот.
В морали следует
хвалить других, а предъявлять претензии
к себе.
Нравственное отношение окружающих к
нам зависит в конечном счете только от
нас самих. Когда речь идет о практическом
утверждении норм морали, основной императив
поведения – «начни с себя».
Особое внимание следует обратить на золотое
правило этики общения: «Относитесь к
другим так, как вы хотели бы, чтобы относились
к вам». В отрицательной форме в формулировке
Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь
себе, того не делай другим». Это правило
применимо и к деловому общению, но по
отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз»
(руководитель-подчиненный), «снизу-вверх»
(подчиненный-руководитель), «по горизонтали»
(сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.
[2;с.118]
Глава 3. Основные проблемы этики и психологии общения
Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое отношение к проблеме межличностного общения людей, в том числе их делового общения. Так, одно из фундаментальных положений теории межличностного общения указывает, что разного рода психические состояния людей во многом определяются содержанием их нравственного сознания и как бы заключают его в себе. Поэтому изучение дисциплины психологии и этики делового общения предполагает осмысление с позиций сегодняшнего дня того теоретического наследия из области психологии и этики, которое может способствовать более глубокому пониманию относящихся к ней проблем и их более содержательному анализу.
Продуктивной разработке данного курса может способствовать прежде всего учет ряда идей и теорий из области социальной психологии, высказанных и обоснованных мыслителями прошлых эпох, а также научное осмысление содержания основных направлений современной общей и социальной психологии.
Представляют несомненный интерес некоторые идеи и теории, которые обосновали представители так называемого психологического направления в социологии, видевшие изначальные причины общественных явлений в побудительных силах деятельности людей. Сами же эти побудительные силы истолковывались как проявления человеческой психики. Один из основоположников этого направления французский мыслитель Габриель Тард (1843—1904) называл социологию как науку о функционировании общества "простой социальной психологией".
Почти все его социологические труды, в том числе "Законы подражания", "Социальная логика", "Социальные законы", "Этюды по социальной психологии", "Общественное мнение и толпа" и др., были посвящены проблемам социальной психологии.
Г. Тард исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. В этом Тард видит "изначальный элемент социальности", основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества. Подражание выступает как основная функция человеческой психики.
Тард рассматривает подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни. Этим новым могут быть малые и большие изобретения и открытия, совершенствующие быт людей, их производственную, познавательную и иную деятельность, обогащающие отношения между людьми. "Изобретение и подражание таков основной элементарный общественный процесс", — делает вывод Тард. [1;с.86]
И далее: "То, что изобретается, то, чему подражают, представляет собою не что иное, как идею или желание, суждение или намерение". Подражание представлено как непосредственное проявление межличностного общения. В итоге имеет место "коллективное мышление без коллективного мозга". Тард пишет о подражании осознанном и неосознанном. Последнее проявляется, например, в "подражательном внушении" и в "инстинктивной подражательности социального человека". Он постоянно подчеркивает, что "подражание есть явление социальное". Вряд ли надо отбрасывать эти рассуждения Г. Тарда. Скорее следует признать наличие элементов подражания как немалозначимого фактора психологической стороны общения и взаимодействия людей. Работы Тарда дают богатый материал для глубокого осмысления роли этого феномена именно в межличностном общении.
Столь же значимыми для понимания психологической стороны межличностного общения представляются работы американских представителей психологического направления в социологии Л. Уорда и Ф.Г. Гиддингса.
По его мнению, изначальной причиной деятельности любого субъекта выступают его желания. Он характеризовал желания людей как "всепроникающий и весь мир оживляющий принцип... пульс природы, главная причина всякой деятельности".
Обосновывая "философию желаний", Уорд выделяет первичные желания, связанные с удовлетворением потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и т.п. На их основе формируются более сложные желания людей, в том числе их желания творческой деятельности, гражданской свободы, а также моральные, эстетические и религиозные. Желания людей порождают их волю, которую Уорд называет "динамическим двигателем общества".
Желания и воля выступают, по Уорду, как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества, и тем самым как основные психические факторы цивилизации.
Как пишет Уорд, желания и воля людей не всегда осознаются ими. Нередко они проявляются стихийно, непроизвольно как слепо действующие иррациональные силы. Влекомые этими силами, люди действуют в заданном направлении и нередко лишь потом осмысливают свои поступки.
Представляется, что предпринятый Уордом анализ таких психических феноменов, как желание и воля людей, тесно связанных с их потребностями и интересами и выступающих в качестве важных побудительных сил их деятельности и социального общения, не потерял своего значения и в настоящее время. Остается добавить, что Уорд пытался решать и такие проблемы психологии деятельности и поведения людей, как "социальное сознание" и "социальная воля", "интуитивное восприятие" и "интуитивный разум", "экономия природы и экономия духа" и т.д .
Все это имеет значение для анализа психологических элементов деятельности и общения людей. [1;с.87]
Другой американский социолог Франклин Генри Гиддингс (1855—1931) также обосновывает решающее значение психических факторов во взаимодействии людей и в развитии общества. Этому посвящены его работы "Основания социологии", "Элементы устройства общества" и др. Одну из этих работ он начинает с утверждения о том, что "все истинно общественные явления - психические по своей природе".
Он характеризует общество как сотоварищество, некую ассоциацию людей, которых скрепляют психологические узы, сознание рода. "Умственные и нравственные элементы общества, соединяясь в различных сочетаниях, образуют так называемое общее чувство, общее желание, нравственное чувство, общественное мнение и общую волю общества".