Психология денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:10, реферат

Описание работы

Психологическую природу современных денег можно увидеть в разногласиях, которые существуют по отношению их определения. К.Маркс: «Деньги - особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента». Р.Липси: «Деньги – любое общепризнанное средство обмена, всё, что угодно, что будет принято фактически всеми в обмене на товары и услуги».
Единой теории или всеобъемлющего труда по психологии денег нет. Имеются лишь разрозненные исследования восприятия монет и банкнот, отношения людей к деньгам, влияния денег на убеждения и поведение людей, установления корреляции между ценностным отношением к деньгам и доходом на душу населения, отношения к деньгам мужчин и женщин.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..2
1. Человек и деньги, психология денег……………………… 4
1.1 Психология денег…………………………………………..4
1.2 Деньги и культура в экономике…………………………...5
1.3 Исследования……………………………………………….5
1.4 Перспективы………………………………………………..7
2. Психология бедности и богатства…………………………..8
Заключение…………………………………………………..…12
Список использованной литературы………………………….14

Файлы: 1 файл

Психология денег.docx

— 31.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………..2

1. Человек и деньги, психология  денег……………………… 4

1.1 Психология денег…………………………………………..4

1.2 Деньги и культура  в экономике…………………………...5

1.3 Исследования……………………………………………….5

1.4 Перспективы………………………………………………..7

2. Психология бедности  и богатства…………………………..8

Заключение…………………………………………………..…12

Список использованной литературы………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Деньги - товар, специальная потребительная стоимость которого делает его всеобщим эквивалентом всех товаров, превращая в капитал. Деньги являются основным средством обмена в экономических отношениях, мерой стоимости, средством платежа и образования накоплений.  
 
Психология денег - раздел экономической психологии, изучающий изменение психики людей, их поведения под воздействием денег. 
 
Понятие деньги имеет для сегодняшних россиян особое значение. Не только по тому, что их у большинства населения относительно мало, а соблазнительных возможностей траты прибавилось невероятно. Само понимание данного инструмента стало для нас сложнее, многограннее. 
 
Психологические моменты в денежном мире возникли ещё на заре его формирования. Исследования ряда экономистов показали, что первоначально в отношении денег доминировала не столько рациональная, сколько эмоциональная реакция человека. Предположительно, сначала деньги выполняли функции украшения, обозначения статуса. Их коммерческое использование сложилось в более развитом обществе. 
 
Психологическую природу современных денег можно увидеть в разногласиях, которые существуют по отношению их определения. К.Маркс: «Деньги - особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента». Р.Липси: «Деньги – любое общепризнанное средство обмена, всё, что угодно, что будет принято фактически всеми в обмене на товары и услуги». 
 
Единой теории или всеобъемлющего труда по психологии денег нет. Имеются лишь разрозненные исследования восприятия монет и банкнот, отношения людей к деньгам, влияния денег на убеждения и поведение людей, установления корреляции между ценностным отношением к деньгам и доходом на душу населения, отношения к деньгам мужчин и женщин. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЧЕЛОВЕК И  ДЕНЬГИ, ПСИХОЛОГИЯ ДЕНЕГ.

 

1.1 Психология денег

 

Психология денег — направление психологии, изучающее влияние денежных факторов на поведение человека, в частности на принятие решений.

Тесно связано с экономикой и нейроэкономикой. Экспериментальные исследования показывают, что поведение человека в ситуациях, в которых он оперирует деньгами, достаточно предсказуемо, хотя в некоторых случаях такие предсказания расходятся с положениями классических экономических теорий. Хотя тема «человек и деньги» долгое время считалась уделом наук о культуре, последние исследования показывают, что биологические механизмы мозга играют в ней не последнюю роль. Оказалось, что операции мозга во многом сходны с процессами в экономических системах. Исследователи полагают, что изучение психологии денег поможет улучшить жизнь человека и в конечном итоге сделать его счастливее.

 

 

 

1.2 Деньги в культуре и экономике

 

Несмотря на безусловно важную роль денег в жизни человека, связанные с ними психологические эффекты мало изучались в 20 веке. Исследователи 20-го столетия сосредотачивались на социологических и антропологических аспектах денег. Ученые же, работающие в области экспериментальной психологии и нейронауках, этой проблемой практически не занимались, так как считалось, что у мозга нет отделов, специализированных для обработки информации, связанной с деньгами. Предполагалось, что, так как деньги появились в хождении относительно недавно (несколько тысячелетий назад), эволюция структур мозга не могла отразить это нововведение. Отсюда делался вывод, что деньги должны предметом наук, изучающих человеческую культуру, а не предметом экспериментальной психологии и нейронаук. Критика этого утверждения основывается на том, что необязательно иметь особый отдел мозга, чтобы оперировать с денежными понятиями (например, так же, как и работать с персональным компьютером) — а значит психология денег может быть частным случаем так называемой «психологии игр» (которая основывается на теории игр, оперирующей ресурсами и стратегиями их добычи). Деньги — лишь пример такого ресурса.

Экономика, наука, посвященная  изучению денег, долгое время была теоретической  дисциплиной, построенной на математике. Эта традиция начала постепенно ломаться с развитием экономической психологии, поведенческой экономики и экспериментальной  экономики

 

1.3 Исследования

 

Уже первые психологические  исследования действий человека в экономике  показали, что поведение человека в ситуациях, в которых он принимает  решения, связанные с деньгами, вполне предсказуемо, хотя может и не соответствовать  схемам классических экономических  теорий .

Среди предсказуемых психологических  эффектов были выявлены следующие:

  • Денежная иллюзия — тенденция человека воспринимать номинальное, а не реальное количество денег, то есть не делать поправку на инфляцию.
  • Денежный консерватизм — сопротивление любым денежным реформам, даже если они полезны. Примером может служить сопротивление введению монеты в один доллар в США .
  • Денежное табу — культурные ограничения на денежный обмен, даже если такой обмен желателен с экономической точки зрения. Например, в некоторых культурах не принято платить за секс и дарить родителям и дедушкам и бабушкам деньги.

Выявление этих психологических  закономерностей послужило стимулом к дальнейшим исследованиям в  области экспериментальной психологии.

В опубликованном в 2006 году исследовании сообщается, что простое  упоминание денег или использование  их в качестве элемента психологического эксперимента (например, чтение вслух  или про себя фраз, о деньгах) оказывает  существенное влияние на поведение  и цели испытуемых. В принятии решений  испытуемые начинают ориентироваться  на собственное мнение, т.е. стремятся  к самодостаточности. Похожие результаты наблюдали и другие исследователи, которые показали, что испытуемым достаточно прочитать несколько  слов, обозначающих достижения, чтобы  превзойти контрольную группу в  разгадывании головоломок. Параллельно  с психологическими исследованиями начала развиваться нейроэкономика, которая утверждает, что такие функции мозга как мотивация и принятие решений подобны решению аналогичных задач в экономических системах. Было, например, показано, что разные отделы мозга активируются при манипуляции аналогами экономических факторов — временем между выполнением задачи и получением за нее оплаты либо величиной оплаты.

1.4 Перспективы

 

Исследования психологии денег важны по двум причинам. Первая причина состоит в том, что  деньги — одна из важнейших ценностей  для человека, живущего в условиях современной экономики. Таким образом, следует изучать их влияние на все сферы человеческой деятельности. Вторая причина в том, что реакция  человека на финансовые факторы оказывает  существенное влияние на его жизнь. Например показали, что одна лишь мысль о деньгах переводит мозг в состояние, в котором человек становится индивидуалистом. Также показано, что чем больше человек ценит финансовый успех, тем меньшее значение для него имеет положение дел в обществе. Психологическое тестирование показывает, что люди с высоким индексом ориентации на материальные ценности менее счастливы. Таким образом, исследование психологии денег может в конечном итоге помочь сделать людей счастливее.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Психология бедности  и богатства.

 
На протяжении последнего десятилетия  в российском обществе произошли  кардинальные социально-экономические  преобразования, следствием которых  явилось значительное усиление имущественной  дифференциации различных слоев  населения, появление социальных групп, отличающихся по экономическим признакам: богатых и бедных, неимущих. В  условиях нестабильности социально-экономической  ситуации, противоречивой динамики социальных процессов в стране, интенсивной  трансформации социальных отношений  и настроений в различных социальных группах для подавляющего большинства  людей существенно возросла значимость материальных ценностей, а проблема имущественного неравенства, богатства  и бедность стала одним из ключевых аспектов развития современного российского  общества. Она обнаруживаются в психологических и социологических исследованиях ценностей. Все чаще среди качеств людей типа «молодой, красивый, умный, добрый», на первое место ставится «богатый». На вопрос о ценностях также все чаще ответы «состояние, должность» и т. п. 
 
По мере роста богатства стран и отдельных лиц, осведомленности большого числа лиц о дисбалансе в доходах все чаще появляются мнения о справедливости их сближения. Значительная часть населения разных стран, как показали результаты ряда исследований, сегодня предпочитает равенство в доходах тому, что могут предложить свобода и рынок. Главным критерием неравенства является богатство, деньги. Остальные — власть, престиж, репутация, привилегии, контроль ресурсов — тесно с ним связаны. Из-за неравенства отношения людей в обществе всегда находились в состоянии шаткого равновесия, нарушавшегося в случае ухудшения жизни бедных, усиления давления на них. Римские цезари подкармливали плебс. Стремление к равенству, которому сопутствовало «подтягивание» жизни бедных, но без уничтожения богатых, пытались обосновать эгалитаристы XIX века. Лишь в XX веке в массовом масштабе стала осуществляться социальная политика. 
 
Эта политика позволяет нейтрализовать недовольство бедственным положением, реально помогает людям и создает видимость стремления к равенству. Проведение социальной политики выявило особую категорию «паразитов», готовых жить на пособие всю жизнь. Поэтому проведению социальной политики на Западе сопутствует поддерживаемая религией политика внушения неуважения к паразитарному существованию. 
 
Материальное положение человека влияет на его образ в глазах других людей. Богатые люди воспринимаются счастливыми, здоровыми, приспособленными. Бедные — несчастными и неприспособленными, ленивыми. Они составляют в мире большинство населения. Диапазон отношения к бедным начинается от полного презрения, неоказания никакой помощи до подтягивания их положения до вполне приемлемых стандартов жизни (социальные программы, фонды, благотворительность). Причем к применению социальных программ склонны большей частью богатые страны и богатые люди. В бедных странах с большим количеством нуворишей отношение к беднякам презрительное и беспощадное. 
 
Конечно, бедняк бедняку — рознь. Следует выделять из общей массы бедняков людей определенного психического склада: у них нет потребностей ни в вещах, ни в красоте, ни в обустройстве, они ленивы, у них нет желания работать, что-либо делать. Когда им предоставляется свобода, они с удовольствием ложатся на диван. Если они работают, то только ради заработка, часто однодневного. Ради сохранения своего положения и психологии, по существу, бомжа, они готовы уничтожить цивилизованный мир. 
 
Иной тип личности — мастера своего дела, которым общество платит за труд слишком мало. В условиях закрытости такая ситуация в обществе может существовать довольно долго. Но в открытых обществах неизбежно происходит «вымывание» специалистов. Человек знает себе цену и хочет зарабатывать согласно своей квалификации. Тут вступает в действие правило — нет денег, нет и мастеров. Недаром из России уезжают талантливые музыканты (их обучение, а затем и труд на самом деле очень дороги, но у нас, как при советской власти, так и сейчас, оперный певец получает в 10 раз меньший гонорар, чем эстрадник, работающий «под фанеру»). Уезжают ученые, особенно молодые, не обязательно выдающиеся, но те, кто может, — на время или навсегда. 
 
Вальтер Ойкен выдвинул концепцию социально обоснованной экономической политики. Для большей части членов общества важно достижение справедливого распределения, осуществляемого согласно предельной производительности факторов производства. Начиная с 30-х годов эта проблема превращается в нервный узел экономического регулирования. Основной момент здесь — интерес не к абсолютному равенству, а принцип «живи и дай жить другим». Каждый человек и социальная группа имеют конечный предел потребностей (или медленно растущий, что равнозначно в развивающемся обществе). Их достаточно удовлетворить для ощущения равенства. 
 
 
В нашей стране негативное отношение к новобогачам определяется как пониманием того, что богатства нажиты неправедным путем, так и тем, что психика людей не успевает приспособиться к произошедшим переменам. Пожалуй, только новые поколения людей, заставшие уже расслоившийся мир, будут относиться к богачам спокойно и нейтрально. 
 
Надо сказать, что в старой России скоробогачей могли из-за недоверия не принимать в купеческое собрание. Наименьшим доверием пользовались процентщики, банкиры. Большим доверием пользовались купцы, но наиболее уважаемыми были промышленники (они тратили большие деньги на обустройство быта рабочих, создание богаделен, обучение детей и даже вывоз их на дачу, лечение, чем создавали себе имидж уважаемого человека, к деньгам которого также относились с уважением). 
 
Таким образом в процессе развития общества богатые богатеют, а бедные беднеют, а равновесие между ними не достигается практически никогда. В связи с этим социальные программы должны быть максимально гибкими и адаптированными к национальным особенностям стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       Заключение 
 
Деньги и отношения по поводу их получения, распределения, использования, именуемые финансово-кредитными, становят- 
 
ся углубляющимся фактором не только экономической психо- 
 
логии, но и психологии жизни и жизнедеятельности человека, семьи, организации, региона, страны, общества, государства. По мере разделения труда, развития торговли, обмена, рынков, эко- 
 
номического взаимодействия, процессов глобализации деньги проникли во все поры жизненного пространства человечества, стали неотъемлемым элементом экономических, социальных и даже просто человеческих отношений. 
 
Денежная психология в узком смысле слова характеризует пси- 
 
хологическое восприятие денег людьми, обществом, государством, связь денег с целями, мотивами, интересами, проявляющимися в самых разных формах экономической деятельности. В более широком понимании денежная психология отражает воздействие денег на сознание людей, на их образ жизни и способы поведения, на отношения, господствующие в человеческом сообществе. 
 
Отметим наличие двойственной связи между денежной, фи- 
 
нансовой психологией и экономическим поведением людей, групп, организаций. С одной стороны, наличие денег, денежного обо- 
 
рота, финансово-кредитных отношений оказывает влияние на психологию экономического поведения участников процессов производства, обмена, потребления, придавая этой психологии денежную окраску. Это и есть денежная психология в ее однонаправленном представлении: «деньги — психология поведения людей под воздействием денег». 
 
С другой стороны, психология человека, семьи, социальных групп, организаций, т.е. индивидуально-личностная и социальная психология воздействуют на характер движения, использования, применения денег и других видов финансовых ресурсов. Здесь человеческая психология становится первичной, тогда как фи- 
 
нансовые процессы и отношения складываются под ее влияни- 
 
ем. 
Список использованной литературы.

 

1.Китов А.И. Экономическая  психология. – М.: Экономика, 1987. 
 
2. Райзберг Б.А. Психологическая экономика: Учеб. пособие. - М.: ИНФА-М, 2005.

 

3. Дейнека О.С. Символизация  денег: опыт эмпирического исследования // Проблемы экономической психологии. Т.1/ Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б.  Купрейченко. - М.: ИП РАН, 2004.

4. Журавлев А.Л. Экономическая  психология в контексте современной  психологической науки // Проблемы  экономической психологии. Т.1/ Отв.  ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. - М.: ИП РАН, 2004.

 


Информация о работе Психология денег