Психология денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:28, реферат

Описание работы

В основе притягательности, которой обладают деньги практически во всех обществах, лежит приобретенный драйв. Драйв, или побуждение к получению денег обычно появляется довольно рано в жизни человека - обычно, как только дети обнаруживают, что деньги позволяют им достичь несравнимо больше целей, чем любое другое средство. Многие исследователи использовали в своих интересах всеобщую привлекательность денег. То, что деньги можно обменять на многие виды товаров, услуг и привилегий, придает им значение сильного возбудителя. Если участники эксперимента лишь минимально возбуждены (мотивированы), как это бывает в начале исследования, введение фактора денег облегчает получение от них требуемого поведения.

Содержание работы

Введение 3
1 Общие проблемы психологии денег 5
2 Социокультурные особенности отношения к деньгам 6
3 Стратификация людей по отношению к оплате труда, трате денег…12
4 Психологические особенности функционирования денег…………14
5 Психология бедности и богатства……………………………………15
6 Психология инвестиционного поведения……………………………18
Заключение……………………………………………………………….21
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

эк соц.docx

— 89.59 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный

технический университет»

 

 

Факультет Экономики и  Менеджмента

Кафедра «Экономики и финансов»

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Экономическая социология»

Психология денег

 

 

 

 

 

 

Студент группы 2ЭКб-2 А.С.Шафран

Преподаватель В. В Баженова

 

 

 

2013

Содержание

 

Введение 3

1 Общие проблемы психологии денег 5

2 Социокультурные особенности отношения к деньгам 6

3 Стратификация людей  по отношению к оплате труда,  трате денег…12

4 Психологические особенности  функционирования денег…………14

5 Психология бедности  и богатства……………………………………15

6 Психология инвестиционного поведения……………………………18

Заключение……………………………………………………………….21

Список использованных источников……………………………………22

 

Введение

В основе притягательности, которой обладают деньги практически во всех обществах, лежит приобретенный драйв. Драйв, или побуждение к получению денег обычно появляется довольно рано в жизни человека - обычно, как только дети обнаруживают, что деньги позволяют им достичь несравнимо больше целей, чем любое другое средство. Многие исследователи использовали в своих интересах всеобщую привлекательность денег. То, что деньги можно обменять на многие виды товаров, услуг и привилегий, придает им значение сильного возбудителя. Если участники эксперимента лишь минимально возбуждены (мотивированы), как это бывает в начале исследования, введение фактора денег облегчает получение от них требуемого поведения. Однако, если испытуемые уже достигли относительно высокого уровня возбуждения, дополнительное возбуждение, вызываемое введением денежного вознаграждения, по-видимому, оказывает отвлекающее воздействие и, следовательно, мешает выполнению эксперимента задания. Существует много народных пословиц, смысл которых сводится к тому, что «за деньги счастья не купишь», однако большинство людей говорят и ведут себя так, как будто считают, что деньги могут принести существенно больше радости и удовлетворения, т. е. того, что в обиходе называется счастьем. Исследование вопроса, способствуют ли деньги приобретению положительного эмоционального настроя или препятствуют ему, имеют противоречивые результаты. В пользу парадигмы «больше денег - больше счастья» говорят результаты многих работ: они показывают, что от уровня дохода зависит положительное отношение к себе и к другим. Поскольку материальный статус и уровень образования связаны непосредственно, неясным становится вопрос, который из этих двух факторов в большей степени способствует положительному душевному состоянию. Результаты этих исследований показывают, что приобретение или наличие большого количества денег, по крайней мере, не является помехой счастью. Однако результаты некоторых исследований звучат не столь оптимистично. Одним из них является исследование Брикмана с коллегами, проведенное среди тех, кто выиграл в лотерею от 50 000 до 1 000 000 долларов. Вопреки ожиданиям, мнения победителей относительно степени своего счастья в прошлом, настоящем и будущем не имели существенных отличий от мнений их соседей - членов контрольной выборки, не вытянувших выигрышных билетов. Более того, по оценке членов контрольной выборки, степень их удовлетворения каждодневными радостями - беседами с друзьями, принятием пищи, просмотром телепередач - была значительно выше, чем у победителей лотерей. Напротив, оказалось, что наслаждение «счастливчиков» ежедневными радостями было даже меньшим, чем у группы пациентов, полностью или частично парализованных в результате несчастного случая.

Некоторые из победителей также жаловались на напряженные отношения с окружающими, появившиеся после получения крупного приза. В повседневной жизни деньги, внесенные в качестве первого взноса за товары или услуги, подтверждают персональную ответственность плательщика. Люди, сделавшие взнос за участие в семинаре по снижению веса, были склонны чаще посещать занятия и выше оценивать учебный материал, чем те, кто ничего не платил.

По другой программе снижения веса пациенты, которые оплатили услуги врача, похудели больше, чем те, кто лечился бесплатно. 

1 Общие проблемы психологии денег

 

Деньги — необходимый атрибут функционирования экономики в современном мире. При эффективном выполнении своих основных функций (мера стоимости и средство обращения, средство накоплений и сбережений и средство платежа) деньги стимулируют экономический и социальный прогресс. Разносторонность денег как фактора детерминации абстрагированных межличностных процессов экономического обмена делает их психологизированным явлением.

Деньги появляются на следующем после натурального обмена этапе развития общества. Они - порождение и форма выражения товарного хозяйства, товар, специальная потребительная стоимость которого делает его, с точки зрения экономики, всеобщим эквивалентом всех товаров, превращая в капитал. Однако в жизни тезис о всеобщей эквивалентности денег не столь безупречен. Роль денег как всеобщего эквивалента в условиях дефицита, инфляции, у людей с разными ценностями, разных возрастов, разного воспитания и разных психологических особенностей не очевидна.

Экономические теории в основном исходят из "безликости", "одинаковости" денег. Психологи, напротив, считают, что любые суммы денег, представленные в той или иной форме, являются объектом психологической оценки, и она оказывает сильное влияние на функционирование данной конкретной суммы. В этом аспекте они — объект психологических исследований. Важность денег косвенно отражена тем фактом, что у русских людей наиболее распространенными являются фамилии, так или иначе связанные с деньгами (Рублев, Рубцов, Алтынов, Пятаков, Копейкин, Полушкин и т.д.). Помимо сугубо экономических функций (мера стоимости, средство обращения, платежа, накопления), деньги меняют психику людей, формируя и удовлетворяя потребности выживания, существования, самореализации, занятия определенной ступени в обществе. Психологическая "окраска" денег связана с источником происхождения конкретной суммы. Деньги являются самой абстрактной, загадочной и не всегда предсказуемой формой хозяйственной жизни.

Единой теории психологии денег нет. Тема психологии денег мало разработана даже на Западе, не говоря уже о России, в которой она неоправданно долго была идеологически неактуальной. Есть разрозненные работы о восприятии денег, о поведении, связанном с деньгами, о расходовании, сбережении и пр. Некоторое внимание отношению к деньгам уделялось в разделах социальной, промышленной психологии, психологии менеджмента, посвященных мотивам трудовой деятельности и материальному стимулированию. Правда, еще В.М.Бехтерев в труде «Коллективная рефлексология» утверждал значимость отношения к деньгам, ценности денег в обществе, и взаимосвязь этой субъективной ценности с устойчивостью финансово-экономического рынка в стране.

Изучение психологии денег необходимо для прогнозирования потребительского, сберегательного, предпринимательского поведения, долгов, страхования, использования кредитов и т.п.

 

2 Социокультурные особенности отношения к деньгам

 

Попытки выявить социокультурные особенности отношения к деньгам были сделаны в макроэкономических исследованиях, как правило, имеющих обобщающий характер. Наиболее интересными являются вопросы отношения к деньгам как к ценности, к деньгам и работе, к соревновательности, сбережениям. Однако определить влияние социокультурных традиций в чистом виде сегодня сложно, поскольку превалирующее значение имеет уровень экономического развития, степень вовлеченности страны в мировую систему хозяйства, уровень организованности производства и банковской системы — качеств наднациональных, сминающих социокультурную специфику во всех сферах.

Английский экономист Р. Лини обобщил материалы нескольких авторов и обнаружил:

1 положительную корреляцию между ценностным отношением к деньгам и экономическим ростом страны (чем больше экономический рост, тем больше ценность денег);

2 отрицательную корреляцию между ценностью денег и доходом на душу населения (чем больше доход, тем меньше ценность денег).

Выводы из этого очевидны, поскольку при низком доходе на душу населения деньги большей частью предназначены на ежедневные траты. При экономическом росте страны масса денег растет, увеличивается и число их функций, от чего их ценность возрастает, но не до бесконечности. На этапе насыщения деньгами ценность их в глазах обывателя снижается.

Социокультурные традиции тесно переплетены не только с экономическим положением, но и с этическими проблемами. Исследования структуры ценностей среди молодых людей подтвердили, что в странах со стабильной экономикой, в частности в Европе, больше ценятся этические аспекты труда, мастерство (консервативные ценности), а в странах с экономическим ростом (Япония, Турция, Тайвань, Бангладеш, Израиль и др.) больше приветствуются конкуренция, мотивация успеха, рост сбережений.

Интересно проявление компенсаторных механизмов. Выявлено, что в странах с малым доходом на душу населения купюры и монеты, как правило, большего размера, чем в богатых странах.

Приведенные выше примеры показывают, что экономический фактор достаточно силен, чтобы разрушить социокультурные особенности в восприятии денег. Традиции сохранились в большей степени там, где недавно начался экономический рост, несмотря на изменение структуры ценностей у молодежи. Как правило, природа традиций связана с системой самосохранения, вырабатывавшейся у народов на протяжении длительного времени и отразившейся в их менталитете. Даже в Японии из-за многовековой изоляции сохраняется специфика отношения к деньгам. Они копятся для традиционных, почти культовых поездок. Отлична от европейской структура трат на предметы домашнего обихода и т. д. Повышенный интерес к накоплению денег, часто в их золотом эквиваленте, сохранился у евреев, многие века вынужденных думать «о черном дне». Склонны прятать деньги белорусы, поскольку вся история их страны отличается нестабильностью. Не было войны, которая бы не прошла по их территории. У русских (в России) — от бродяги до купца — в целом легкое отношение к деньгам, которых никогда не было много и их могли в любой момент отобрать.

Социокультурные особенности отношения к деньгам проявляются в структуре трат, в сбережении денег, в отношении к гостям, в чувствах, испытываемых к более богатым или бедным согражданам, в проблемах уравнительного распределения.

В традиции многих восточных народов принято щедро принимать гостя. Нередко для приема занимают деньги, продукты. В этой акции участвует весь семейный клан. Принято из дальних краев привозить подарки всем родственникам. Всегда щедро относились к гостю и русские. Правда, обходились для этого большей частью силами одной семьи.

Среди ряда европейских народов, воспитанных в духе протестантизма и лютеранства, в традициях уважения к труду и получению за него денег, сформировались установки на индивидуальное их использование: гостей встречают скромно, в ресторане гость сам платит за себя и т. д.

В России, где традиционно проявление крайних чувств и действий, длительное пребывание в состоянии формального денежного равенства усилило негативное восприятие нарастающего неравенства. Эти факторы считаются его основным мерилом. Люди осознают свое ранговое положение на шкале материального благополучия и аффективно относятся к нему. Эта черта не в полной мере определяется принадлежностью к социокультурной среде, а скорее относится к переходному периоду, когда психика людей еще не успела освоить произошедшие перемены. Социокультурные различия, вызванные экономическими причинами, проявляются в сфере отрицательных эмоций — вины, тревоги, напряженности, боязни безработицы, дискомфорта, возникающих при утрате контроля за своим финансовым положением. Эти тенденции мало выражены у российских трудящихся, поскольку планово-распределительная и рыночная системы по-разному формируют отношение к деньгам, богатству. В планово-распределительной системе есть значимые для психики преимущества. Это — уверенность в завтрашнем дне (когда есть социальные гарантии получения зарплаты и пенсии и нет страха перед ограблением вкладчика банком). Рыночная система, предоставляя больше возможностей для заработка, способствует развитию способностей, самореализации и порождает вместе с тем больше опасностей, ведущих к стрессам, неврозам — из-за рисков в экономическом поведении, страха ограбления, отчуждения, отсутствия сопереживания, денежного фанатизма. Недаром в странах запада, особенно в США, растет спрос на услуги психотерапевтов. Отечественные предприниматели находятся в состоянии постоянного и еще большего психического давления — помимо обычных сопутствующих рыночных экономике психических напряжений, немалое влияние на них оказывает борьба за передел собственности и рынков, неопределенность налогового законодательства и многое другое. Можно предположить, что под комплексным воздействием национальных и экономических причин формируется особый тип предпринимателя. Это подтверждается специальными исследованиями. Для каждого общества характерен свой психологический тип предпринимателя, формирующийся под влиянием факторов культуры и социальной атмосферы.

На этапах первоначального накопления капитала, поскольку, захват собственности производится в основном авантюрными людьми, не способными производить товар, есть опасность превращения денег в самоценность, в единственную ценность и сверхценность. Легко заработанные деньги «по-купецки» тратятся в ресторанах, магазинах, курортах. В этом случае человек впадает в наиболее дисгармоничное состояние. Деньги должны служить жизни человека, а не его кошельку, глупым прихотям, бахвальству.

С другой стороны, покупатель должен больше думать о своем кошельке, чем о кошельке продавца. Большинство граждан бывшего СССР, имевших гарантированный заработок и небольшие деньги, всегда легко относились к их трате. Меньше торговались, охотнее давали взаймы, меньше думали о деньгах, почти не имели волнений, связанных с ними. Люди легко верят пирамидам, торговцам воздухом не только потому, что вообще склонны верить в предложения легкого заработка, но и благодаря парадоксальной ситуации, в которой они, с одной стороны, не имели опыта крупномасштабного обмана, а с другой, были убеждены, что государство их обманывает.

Начаты интересные исследования в области социокультурных различий в определении у разных народов качеств, считающихся первоочередными для приобретения богатства. Россияне в большей степени, чем другие народы, склонны связывать финансовую успешность со способностями, усилиями, знаниями индивида. В странах Запада удачливость в делах чаще связывают с инициативностью, решительностью, целеустремленностью, способностью преодолевать препятствия. Успешными в ведении дел (а не в превращении воздуха в деньги) оказались так называемые "трудоголики", обладающие обеими группами указанных свойств и способные посвящать делу все свое время, зачастую не имея выходных и отпусков. Эти люди, как правило, обеспечивают высокое качество жизни, но живут (относительно своих доходов) скромно, все деньги вкладывая в производство.

Половые различия были обнаружены в работах разных авторов. У мужчин выявлена тенденция придавать деньгам повышенную ценность. Они оказались более компетентными в обращении с деньгами и более склонны к риску в целях их приобретения. Женщины же выражают более сильную фрустрацию (состояние переживания препятствия на пути достижения цели) по поводу отсутствия денег и больше завидуют тем, кто их имеет.

Мальчики и юноши проявляют большую по сравнению с девочками и девушками способность накапливать, чтобы купить со временем какую-нибудь важную вещь. Результаты наших исследований петербургских школьников показали, что у мальчиков в отличие от девочек более выражена способность к финансовому самоконтролю, что хорошо согласуется с ожидаемой от них в будущем ответственностью в экономической сфере жизни, традиционной ролью мужчины в семье как "добытчика", главного кормильца.

Информация о работе Психология денег