Психология девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:56, реферат

Описание работы

Целью данной работы является выявить, как психология девиантного поведения влияет на общество в целом, для достижения цели, я выделила ряд задач:
Изучить суть психологии девиантного поведения
Рассмотреть основные признаки девиантного поведения
Проанализировать виды девиантного поведения
Выявить систему профилактики и коррекции девиантного поведения

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Девиантное поведение: причины и виды
1.1.Основные причины девиантного поведения…………………………5
1.2.Психические причины девиантного поведения……………………...5
1.3.Виды девиантного поведения…………………………………………8
Глава 2.Система профилактики и коррекции…………………………...16
2.1.социальный контроль за девиантным поведением…………………18
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………….22

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ,ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, КУТАРЕВА, 4 курс, 1 семестр.docx

— 44.86 Кб (Скачать файл)

ПЬЯНСТВО И  АЛКОГОЛИЗМ

Между этими понятиями  существуют различия. Алкоголизм –  патологическое влечение к спиртному  и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство –  это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию.1

Выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом  пьянства является: развлечение, воздействие  ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных  дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.

Алкогольная зависимость  формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется  в поведение человека:  повышенная суетливость в подготовке к выпивке, «потирание рук», эмоциональная приподнятость. Чем больше «алкогольный стаж» тем меньше удовольствия приносит выпивка.

На формирование алкоголизма  влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации  можно отнести низкий уровень   материального положения и образование.

Развитию алкоголизма  у подростков способствует ранее  приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». В Тюмени при обследовании детских садов  было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, акаждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино.

Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.

Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.

Алкоголизм -  это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической  койке. Для пьяницы со стажем, чтобы  «поймать кайф» доза спиртного увеличивается в 2-а 3-и раза по сравнению с прежней нормой. В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов. На последней стадии алкоголизма порог толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля.

Спиртное становится главным  в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.

ПРОСТИТУЦИЯ

Долгое время проституцию  окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две стороны: одна внешняя – приятная, другая – скрытая, нелицеприятная. Мифы о  престижности занятия проституцией, о благородных «кавалерах», о  насилии и неизбежности проституции  так и остаются мифами. Красивые номера в гостиницах обычно заканчиваются  грязными комнатами  в притонах, кабинами машин и т. д., венерическими  заболеваниями, наркологическими больницами или «психушками».

Термин «проституция»  происходит от латинского слова prostitution –

осквернение, обесчещивание. Ученые выделяют в проституции, следующие существенные признаки:

1.   род занятий –  удовлетворение сексуальных потребностей  клиентов;

2.   характер занятий  – систематический промысел в  форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиентов в любой форме;

3.   мотив занятий  – заранее согласованное вознаграждение  в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.

Причинами проституции равно  как многих других социальных отклонений являются социально-экономические  и морально-этические факторы. Однако существуют и специфические причины. Так часть женщин обладает сильным  либидо и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Другая причина проституции  в среде, которая окружает проститутку. Это  рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин»  и пр., которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с  проститутками  и подчиняют их своему «уставу».

Подавляющее большинство  экспертов считает, что проституция  неизбежна, так как  потребность  к размножению – сильнейшая физиологическая  потребность.

Проституция – это такая  же социальная проблема, как преступность, алкоголизм и другие формы девиантного поведения. Опасна ли проституция? Конечно, во-первых, проституция – это форма социального паразитизма. Проституция способствует распространению венерических заболеваний  и СПИДа. Эти женщины утрачивают свое здоровье  и возможность произвести на свет здоровое потомство. Происходит нравственное падение женщины, она теряет стыд, совесть, веру, брезгливость.

Целесообразна ли борьба проституцией? Большинство экспертов отвечают отрицательно. В настоящее время  государство воспроизводит условия, которые способствуют девиантному поведению и у государства нет моральных оснований вводить уголовную ответственность за проституцию.

Ликвидация проституции  дело безнадежное, так как сексуальные  потребности – первичные потребности  человека. Поэтому речь должна идти не об искоренении проституции, а о ее цевелизованном регулировании. Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства, введение уголовной ответственности за деятельность сутенеров, держателей «хат» и прочих, паразитирующих на проституции.

Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. В наше время проституция широко развернула бизнес по «продаже любви». Между тем рост проституции  и  половых дизгармоний неизбежно ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых через 10-15 лет эта эпидемия станет проблемой № 1.

СУИЦИДАЛЬНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ

Суицид – это сознательное лишение себя жизни или попытка  к самоубийству.

Суицидальное поведение  - это само разрушительное поведение, к которому кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление  транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.

Суицидальное поведение  у подростков часто объясняется  отсутствием жизненного опыта и  неумением определить жизненные  ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины. Распространены следующие  причины:

· потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви;

· уязвленное чувство собственного достоинства;

· крайнее переутомление;

· разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств;

· токсикомания и наркомания;

· отождествлением себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство;

· состояние фрустрации или  аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.

Для установления причин суицидального  поведения важное значение имеют их мотивы и поводы позволяющие судить о конкретных обстоятельствах, которые приводят к этому. Установить мотивы и причины не всегда удается из-за недостатка сведений.

Социальная среда определяется микроклиматом  в семье, в трудовом или учебном коллективе, состоянием социальной сферы, соблюдением социальной справедливости, материальной обеспеченностью  и другими объективными обстоятельствами влияющими на поведение человека, которые он сам часто не в силах изменить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Система профилактики и коррекции

Психологическая помощь имеет 2 направления:

1) Психологическая  превенция (профилактика)

Предполагает систему  общих и специальных мероприятий  на различных уровнях социальных организаций:

общегосударственном,

правовом,

медицинском,

педагогическом,

социально-психологическом,

экономическом,

общественном.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает выделять первичную, вторичную  и третичную профилактику:

Первичная - направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к  влиянию этих факторов.

Вторичная - раннее выявление  и реабилитация нервно-психических  нарушений и работа с группой  риска.

Третичная - лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения, может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным поведением.

Формы профилактической работы:

  • организация социальной среды
  • социальная реклама
  • политика СМИ
  • информирование
  • лекции
  • беседы
  • распространение литературы
  • активное социально-психологическое обучение важным навыкам
  • тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию
  • тренинг ассертивности (аффективно-ценностного обучения)
  • тренинг формирования жизненных навыков
  • организация деятельности, альтернативной девиантному поведению,

2) Психологическая  интервенция (работа).

Это психологическое вмешательство  в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений.

Цель: ослабить или устранить те формы поведения личности, которые препятствуют социальной адаптации.

Задачи:

  • формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровление
  • стимулирование личностных изменений
  • коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения
  • создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления

Ведущие методы психологической  интервенции:

  • психотерапия
  • психологическое консультирование
  • психологический тренинг (психокоррекция)
  • организация терапевтической среды

 

2.1.Социальный  контроль за девиантным поведением

Очевидно, что использование  уголовного наказания в отношении проституток и пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи.

Основные факторы социального  контроля:

1. Методы и средства  социального контроля должны  быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам  противоправного, и аморального поведения.

2. Существенное сужение  репрессивных мер воздействия.  Лишение свободы  приводит  личность к социальной и нравственной  деградации и может  использоваться  лишь как крайняя мера воздействия.  Следовательно, в отношении   молодых правонарушителей допустимо  сокращение сроков лишении свободы,  отсрочка исполнения приговора,  условно-досрочное освобождение  и главное  изменение условий  содержания.

3. Создание гибкой и  разветвленной системы социальной  помощи, включающие  государственные,  общественные, благотворительные и  иные структурные звенья.

Неплохо зарекомендовали  себя общественные организации  по принципу «самопомощи» (группы анонимных  алкоголиков, наркоманов или освобожденных  из мест лишения свободы).

4. Нравственное вознаграждение  и духовное развитие граждан  на принципах общечеловеческой  морали и духовных ценностей,  свободы совести и слова, индивидуального  поиска смысла жизни (кризис  духа или утрата смысла жизни  – важный фактор девиантного поведения ). Создание «институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

Информация о работе Психология девиантного поведения