Психология деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:21, реферат

Описание работы

Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………..2-3
Категория деятельности в психологии………………………………………….4-7
Развитие понимания категории деятельности в истории психологической науки……………………………………………………………………………………8-10
Расположите указанные понятия в порядке уменьшения их объёма. Ответ обоснуйте.
а) управленческая деятельность;
б) поведение;
в) труд;
г) деятельность……………………………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………………………...12
Список литературы……………………………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Одной из самых главных особенностей человека является то.docx

— 32.41 Кб (Скачать файл)

   Содержание:

  Введение………………………………………………………………………………………………..2-3

  1. Категория деятельности в психологии………………………………………….4-7
  2. Развитие понимания категории деятельности в истории психологической науки……………………………………………………………………………………8-10
  3. Расположите указанные понятия в порядке уменьшения их объёма. Ответ обоснуйте. 
    а) управленческая деятельность; 
    б) поведение; 
    в) труд; 
    г) деятельность……………………………………………………………………………….11

    Заключение…………………………………………………………………………………………...12

    Список литературы……………………………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение

   Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов. Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи. 
Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача — это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, которой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; искомое — неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо специальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. решить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т. е. решить ряд задач практической деятельности. Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Категория деятельности в психологии

 

Деятельность  есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного,

материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом

уровне, это единица жизни, опосредованной психическим  отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в  предметном мире. Иными  словами, деятельность - это не реакция и не  совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние  переходы и превращения, свое развитие. Введение категории деятельности в психологию меняет весь понятийный строй психологического знания. Но для этого нужно взять эту категорию во всей ее полноте, в ее важнейших зависимостях и детерминациях: со стороны  ее структуры и в специфической динамике, в ее различных видах и  формах. Иначе говоря, речь идет о том, чтобы ответить на вопрос, как именно выступает категория деятельности в психологии. Вопрос этот ставит ряд далеко еще не решенных теоретических проблем. Само собой разумеется,  что я могу затронуть лишь некоторые из них. Психология человека  имеет дело с деятельностью конкретных  индивидов, протекающей или в условиях открытой коллективности - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или  с  глазу на глаз с окружающим  предметным  миром - перед гончарным  кругом или за письменным столом. В каких бы, однако, условиях и  формах  ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из  жизни  общества. При всем своем своеобразии  деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в  систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует, определяется теми формами и  средствами  материального и духовного  общения  (Verkehr), которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей.

    Само  собой разумеется, что деятельность  каждого отдельного человека

зависит при  этом от его места в обществе, от условий, выпадающих  на его

долю, от  того, как она складывается в неповторимых  индивидуальных

обстоятельствах. Особенно следует предостеречь против понимания деятельности  человека как отношения, существующего между человеком и противостоящим ему обществом. Это приходится подчеркивать, так как затопляющие сейчас психологию позитивистские концепции всячески  навязывают идею противопоставленности человеческого индивида обществу. Для человека общество якобы составляет лишь ту  внешнюю  среду, к которой он вынужден приспосабливаться, чтобы  не оказаться  "неадаптированным"  и выжить, совершенно так же,  как  животное вынуждено приспосабливаться к внешней природной среде. С этой точки  зрения деятельность человека формируется в результате ее подкрепления, хотя бы и не прямого (например, через оценку, выражаемую "референтной" группой). При этом упускается главное - то, что в обществе человек находит не просто внешние условия,  к которым он должен приноравливать свою деятельность, но что сами эти  общественные условия  несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы; словом, что общество производит деятельность образующих его индивидов.  Конечно, это  отнюдь  не значит, что их деятельность лишь персонифицирует отношения общества   и его культуру. Имеются сложные связывающие их трансформации и  переходы, так что  никакое прямое  сведение одного к другому невозможно. Для психологии, которая ограничивается понятием "социализация" психики индивида  без дальнейшего его анализа, эти трансформации остаются   настоящей тайной. Основной, или, как  иногда  говорят, конституирующей,  характеристикой деятельности  является ее предметность. Собственно, в  самом понятии деятельности уже имплицитно содержится понятие ее  предмета  (Gegenstand). Выражение "беспредметная деятельность" лишено всякого смысла. Деятельность может казаться беспредметной, но научное  исследование  деятельности необходимо требует открытия ее предмета.  При этом предмет  деятельности выступает  двояко: первично – в своем  независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт   психического отражения  его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может. Уже в самом зарождении  деятельности и психического отражения обнаруживается их предметная  природа. Так, было показано, что  жизнь организмов в гомогенной, хотя и  изменчивой среде может развиваться лишь в форме усложнения  той системы элементарных отправлений, которая поддерживает их существование. Только при переходе к жизни в  дискретной среде, т.е. к жизни в мире предметов, над процессами,  отвечающими воздействиям, имеющим прямое биотическое значение,    надстраиваются процессы, вызываемые воздействиями, которые сами по себе могут быть нейтральными, абиотическими, но которые ориентируют  его по отношению к воздействиям первого рода. Формирование этих  процессов, опосредствующих фундаментальные жизненные отправления, происходит в силу того, что биотические свойства предмета(например, его пищевые свойства) выступают как скрытые за другими, "поверхностными" его свойствами, поверхностными в том смысле, что, прежде чем испытать на себе эффекты, вызываемые биотическим воздействием, нужно, образно  говоря, пройти через эти свойства(таковы, например, механические свойства твердого тела по отношению к химическим его свойствам). Итак, предыстория человеческой деятельности начинается с приобретения жизненными процессами предметности. Последнее означает собой также появление элементарных форм психического отражения -превращение  раздражимости (irribilitas) в чувствительность (sensibilitas), в "способность ощущения".

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие понимания категории деятельности в истории психологической науки

    В отечественной психологии понятие деятельности играет ключевую,   методологически центральную роль. Как отмечают многие исследователи, содержательная неоднозначность категории  деятельности порождает  на сегодняшний  день множественность ее интерпретаций, смешение  философского, методологического и собственно психологического планов  анализа, не различение пецифики проблем, решаемых в каждом из этих  планов, а  соответственно, не различение и специфики средств их решения. Так, до сих пор, отмечает В. И. Слободчиков, недостаточно  определен  понятийный статус целого ряда терминов, близких к понятию      “деятельность”— например, “жизнедеятельность”, “поведение”, “работа”, “труд”, “занятие”, “практика”,  “дело” и  др. Все эти слова широко  используются при характеристике человеческой реальности, но само слово  “деятельность”фактически оказывается лишь общим именем разнородных     форм человеческой активности. На сегодняшний  день, как отмечают            В.   П.   Зинченко и Е. Б. Моргунов, имеются принципиальные расхождения и трудности в трактовке  понятия деятельности, выборе оснований для ее классификации, в создании  таксономии единиц, предназначенных для ее анализа, в выборе адекватных  методов исследования и т. д. Для  иллюстрации этих трудностей можно привести далеко не полный перечень  различий между формами и видами  деятельности, существующих в   современной науке: материальная и духовная, внешняя и внутренняя,  непосредственная и опосредствованная, произвольная  и непроизвольная,       творческая и репродуктивная, индивидуальная и коллективная и т. д. Имеются различия и другого рода:  игровая, учебная, трудовая, спортивная, художественная.  Деятельность также разделяют на  исполнительную и познавательную (перцептивная,  мнемическая, умственная или мыслительная). Наконец, можно дифференцировать  деятельность по   целям, мотивам, предметному  содержанию (Климов     Е.  А.), способам    осуществления, результату, условиям (в экстремальных…), в выборе   средств (ручной, машинный  труд…), степени свободы в постановке цели.

        Теоретические ориентиры в анализе категории деятельности

Обобщая исследования по психологии деятельности Г. А. Суворова  выделяет    следующие теоретические ориентиры в  анализе категории  деятельности.

  1. Деятельность характеризует бытие человека.

В своей работе «Человек и мир» С. Л. Рубинштейн определил человека  как  существо изначально сознательное, способное отдавать себе отчет о  сделанном (т.е. рефлексивное), и деятельное, способное к осознанному преобразованию. Сознание и деятельность являются, согласно                         С. Л. Рубинштейну, суть основополагающими характеристиками  человеческого существования, конституирующими саму его человечность.  «Своеобразное отношение человека к миру, - пишет С. Л. Рубинштейн - связано с наличием у него сознания. Человек выступает как часть бытия,  сущего, осознающая в принципе все бытие… осознающий – значит как-то  охватывающий все бытие, созерцанием его постигающий, в него  проникающий, часть, охватывающая целое…». Созерцательность при этом,  отмечает С. Л.Рубинштейн, не должна быть понята как синоним пассивности,     страдательности, бездейственности человека. Она, в соотношении с действием, является другим способом отношения человека к миру, бытию,    способом чувственного эстетического, познавательного отношения. На   важную роль деятельности как категории, характеризующей бытие  человека, указывал А. Н. Леонтьев, подчеркивая, что без данной категории анализ человеческого бытия не возможен. 

            2. Деятельность – форма и проявление активности. 

   Б.Ф. Ломов отмечает, что в широком значении слова термин деятельность   эквивалентен термину активность, и, безусловно, может применяться при описании и анализе широкого класса явлений, в том числе и психических.      В этом смысле деятельность первоначально отождествлялась с разными  формами активности человека. Впервые С. Л.Рубинштейн, обозначив  две  фундаментальные опоры бытия человека в мире (сознание  и деятельность),  резко проблематизировал отражательно- познавательный образ психики в   традиционной психологии. Сознание перестало быть лишь совокупностью     знаний человека о мире, соответственно, и деятельность как научно-психологическая объяснительная категория перестала отождествляться с  разными формами активности  деятельность ,рефлекс, реакция, активность).  Деятельность, по С. Л.Рубинштейну, – это всегда отношение человека к  миру, она целенаправленна, сознательна. А. Н. Леонтьев, анализируя   основные психические процессы, выделил среди всего многообразия форм   человеческой активности – различные типы сложных деятельностей, как различные формы отношения  человека к действительности (практическая,  познавательная,  эстетическая деятельность). 

       3. Деятельность – базовая категория психологии. 

 А. Н. Леонтьев, в качестве  категорий, наиболее важных  для  построения   целостной системы  психологии как науки о порождении, функционировании      и  строении психического отражения  реальности выделяет категорию    предметной деятельности, категорию сознания человека и категорию  личности. Категория деятельности отмечается при этом как не только исходная, но и важнейшая.

 

  1. Расположите указанные понятия в порядке уменьшения их объёма. Ответ обоснуйте. 
    а) управленческая деятельность; 
    б) поведение; 
    в) труд; 
    г) деятельность

     1.  Поведение - целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия , служащие их удовлетворению.       

      2. Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей; на превращение материальных и интеллектуальных ресурсов в нужный для личного или общественного потребления продукт, на производство товаров и услуг. Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. Продукт труда может быть выражен в стоимостной, денежной форме как полученный в результате его реализации доход или заработок.

     3. Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

     4.  Управленческая деятельность, это тип профессиональной деятельности, спицифика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей – необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении 
достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.

 

 

Заключение

 

Мы без  труда выделяем разные уровни изучения человека: уровень

биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного

существа: уровень  психологической, на котором он выступает  как субъект

одушевленной  деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень

социальный, на котором он проявляет себя как  реализующий объективные

общественные  отношения, общественно - исторический процесс.  Сосуществование этих уровней и ставит проблему во внутренних отношениях, которые связывают психологический уровень с биологическим и социальным. Хотя эта проблема издавна стоит перед психологией, она и до сих пор не может считаться в ней решенной. Трудность заключается в  том, что для своего научного решения она  требует предварительной абстракции  тех специфических взаимодействий и связей субъекта, которые порождают  психическое отражение реальности в мозге человека. Категория деятельности, собственно, и содержит в себе эту абстракцию, которая,  разумеется, не только не разрушает целостности конкретного субъекта, каким мы встречаем его на работе, в семье или даже в наших лабораториях, но, напротив, возвращает его в психологию. Возвращение целостного человека в психологическую науку, однако, может осуществляться лишь  на  основе специального исследования взаимопереходов одних уровней в  другие, возникающих в ходе развития. Такие исследование должно отказаться от идеи рассматривать эти уровни как наложенные друг на

друга или  тем более сводить один уровень  к другому.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Тертель А.С Психология. Курс лекций – М., 2009. 
2. Общая психология. \ Под ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 
3. Островский Э.В. Основы психологии – М.: 2012. 
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: 1999. 
5. Психологический словарь \ Под ред. В.П. Зинченко Б.Г. Мещерякова. – М.: 1999. 
6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность – М.: 1975.

 


Информация о работе Психология деятельности