Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 07:05, реферат
В данной работе будет дано понятие характера и показана его структура. Также большое внимание будет уделено классификации или типологии характеров, безусловно в рамках данной работы невозможно перечислить все существующие классификации, поэтому мной будут рассмотрены одни из самых известных.
Введение…………………………………………………………………….….3
1. Понятие и структура характера человека……………………………...4
2. Типы характеров людей………………………………………………….9
3. Формирование характера………………………………………………..17
Выводы…………………………………………………………………….….23
Список использованной литературы……………………………………..24
Атлетики - это люди с достаточно сильной волей, настойчивые, целеустремленные, упрямые. Какими-либо иными способностями они, по Кречмеру, не отличаются.
Под влиянием достаточно серьезной и основательной критики концепция Кречмера была к середине XX в. признана ненаучной, и интерес к ней постепенно иссяк, по крайней мере в научных кругах. Однако спустя примерно 30 лет, оказалось, что в целом Кречмер был все-таки прав: поскольку тип строения тела человека на самом деле является врожденным, а люди с определенным типом строения тела чаще, чем другие, страдают определенными нервными и психическими заболеваниями, то можно предполагать, что общий генетический фактор влияет как на тип строения тела, так и на склонность человека к некоторым заболеваниям и делает весьма вероятным появление у соответствующего человека определенных акцентуированных черт характера.
Немецкий врач-психиатр К. Леонгард и русский врач-психиатр А. Личко в середине XX в. предложили свой типологии характеров людей. Леонгард распространил созданную им типологию на взрослых, а Личко адресовал ее подросткам и юношам. Оба врача в основу своей типологии положили представление о типичных случаях проявлений у людей акцентуированных черт характера, причем описания и терминологические определения соответствующих типов характеров у обоих авторов достаточно близки.
К. Леонгард выделил 12 типов акцентуированных характеров, которые часто встречаются у людей, больных различными неврозами:
1. Гипертимный тип. Характерны повышенная общительность, эмоциональность, нарушения логики мышления, нередкие конфликты с окружающими людьми из-за несерьезного отношения к своим обязанностям. Наиболее встречающиеся отрицательные черты характера: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, раздражительность, прожектерство. Положительные черты характера: энергичность, инициативность, оптимизм.
2.Дистимный тип. Он отличается необщительностью, немногословием, преобладающим плохим настроением, избегает шумных компаний, предпочитает быть один, находиться дома, вести замкнутый образ жизни, редко вступает в конфликты с окружающими людьми. Наряду с этим высоко ценит дружбу, серьезен, справедлив и добросовестен.
5. Застревающий тип. Отличается склонностью к нравоучениям, негибкостью мышления и упрямством. В конфликтах нередко является активной стороной, инициатором. Обидчив, подозрителен и мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, предъявляет непомерные требования к людям. Может обладать следующими положительными чертами: справедливостью, стремлением к хорошим результатам в работе.
10. Экзальтированный тип. Отличается высокой контактностью и общительностью, словоохотливостью и влюбчивостью. Привязан и внимателен к друзьям и близким. Часто вступает в споры с людьми, но не доводит дело до конфликта. Подвержен сиюминутным настроениям и панике. Другие положительные особенности: имеет хороший вкус, проявляет сострадание к людям, обладает искренними чувствами.
11. Экстравертированный
тип. Отличается высокой
12. Интровертированный тип. Отличается замкнутостью, низкой контактностью, склонностью к философствованию, оторванному от реальности. Любит одиночество, редко вступает в конфликты с окружающими людьми. Отрицательные черты характера: упрямство, негибкость мышления, упорное отстаивание своих, не всегда правильных, идей. Обладает также такими привлекательными чертами как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность.
В типологии характеров А. Личко представлены одиннадцать типов акцентуированных характеров подростков:
1. Гипертимный тип. Отличается общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события вносит много шума, любит шумные компании сверстников. Неусидчив, недостаточно дисциплинирован, учится неровно, при общих достаточно хороших способностях. Настроение всегда приподнятое. С взрослыми людьми, с родителями и учителями, нередко провоцирует конфликты.
2. Циклоидный
тип. Отличается повышенной, периодически
наступающей
Интересно сопоставить между собой эти две типологии характеров для того, чтобы установить, что в них общее и что различное. Общее, по-видимому, говорит о том, что акцентуации характеров у детей и у взрослых людей являются типичными и достаточно устойчивыми. Различное в этих двух типологиях позволяет определить, чем акцентуации характеров у подростков отличаются от акцентуаций характеров взрослых людей. На основе такого сравнения можно сделать вывод о том, какие из акцентуаций характера свойственны подросткам и не присущи взрослым людям.
Э.Фромм выделяет и описывает следующие социальные типы характеров людей:
1. Мазохист-садист.
Этот тип характера
отличается склонностью
2. Разрушитель.
Это тип человека, который отличается
ярко выраженной
3. Конформист-автомат.
Это человек, который,
Типология социальных характеров людей, предложенная Э. Фроммом, достаточно правдиво отражает типы характеров значительной части людей, живущих в современном обществе, и поэтому, несмотря на то что она была разработана почти 50 лет назад, представляет интерес в наши дни в связи с тем, что наше общество в настоящее время проходит через исторический этап своего развития, похожий на тот, в который создавалась типология социальных характеров Э.Фромма.
3. Формирование характера.
Формирование характера происходит в первой половине дошкольного детства, и мы можем констатировать, что примерно к 2-3 годам ребенок имеет свой характер. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того, что характер ребенка полностью сформировался. Они, скорее, выступают лишь как начало его формирования. Этот процесс продолжается еще как минимум 10-15 лет после того, как признаки первых черт характера стали реально проявляться в поведении ребенка.
Вместе с тем на сформулированный выше вопрос однозначно ответить нельзя. Дело в том, что сформированный характер человека представляет собой устойчивую, согласованную систему самых разнообразных черт характера, а они появляются и начинают развиваться в разное время жизни. К примеру первые признаки наличия у ребенка простейших волевых чёрт характера действительно относятся к указанному выше возрасту, то есть к 2-3 годам. Первые признаки деловых черт характера отчетливо обнаруживаются лишь 1-2 года спустя, когда ребенок включается в игры. Наконец, явные признаки наличия определенных коммуникативных черт характера чаще всего просматриваются в психологии и поведении ребенка только в начале того периода жизни, когда ребенок вступает в непосредственное деловое общение с разными людьми, то есть в период появления групповых игр. Данный период относится к возрасту 4-5 лет.
Определенно говорить о том, что все основные черты характера появились и начали развиваться у ребенка, мы можем лишь тогда, когда в его психике и поведении обнаружились и волевые, и деловые, и коммуникативные черты характера, то есть когда ребенок достиг 4-5 лет. Однако это будет неправильно, если иметь в виду только первые черты характера, потому что они появляются у ребенка уже в 2-3 года. Правильное решение данной проблемы видится в том, чтобы указать не точный возраст появления тех или иных черт характера, а определенный возрастной диапазон, в пределах которого появляются и начинают развиваться основные группы черт характера. Это возраст от 2-3 до 5-6 лет.
В дошкольном возрасте только закладываются основы характера человека, вернее, черты, которые мы обозначили как первичные или базисные. Когда ребенок поступает в школу, развитие его характера продолжается, в его психологии начинают складываться и в реальном поведении проявляться вторичные или ситуационные черты характера.
Однозначной связи или зависимости между чертами характера, которые сложились и проявились раньше, и чертами характера, которые складываются и оформляются позднее, нет. Например, на основе экстраверсии как первичной черты характера у ребенка могут появиться и развиться такие разные черты характера, как общительность, контактность, внимание к людям, интерес к происходящему вокруг, склонность к профессиям, связанным с общением, и многие другие. На основе такой базисной черты характера, как интроверсия, в свою очередь, могут возникнуть замкнутость, неразговорчивость, нелюбовь к людям, интерес к профессиям, не предполагающим общение с людьми, и т.д.