Психология инструктора по вождению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 12:42, лекция

Описание работы

Отношения, возникающие между инструктором по вождению и учеником, могут развиваться как с положительной динамикой в атмосфере полного взаимопонимания, так и накаляться до возникновения чувства неприязни со стороны обучаемого лица в ситуациях, когда ему не удаются отдельные упражнения, когда он не справляется с поставленными инструктором задачами. Логично, что поиск путей минимизации негативных реакций ученика в данном случае ложится на инструктора, именно поэтому он должен обладать знаниями основ педагогики, психологии, использовать действенные методики обучения.

Файлы: 1 файл

Психология инструктора по вождению.doc

— 35.50 Кб (Скачать файл)

Психология инструктора по вождению

Любой обучающий процесс связан с рисками возникновения различных конфликтных ситуаций между обучаемым и обучающим лицом. Изучение правил дорожного движения и обучение управления автомобилем, безусловно, не являются исключением. Скорее, наоборот, в некоторых случаях выступают ярким примером.  
 
Взаимопонимание для достижения цели  
 
Отношения, возникающие между инструктором по вождению и учеником, могут развиваться как с положительной динамикой в атмосфере полного взаимопонимания, так и накаляться до возникновения чувства неприязни со стороны обучаемого лица в ситуациях, когда ему не удаются отдельные упражнения, когда он не справляется с поставленными инструктором задачами. Логично, что поиск путей минимизации негативных реакций ученика в данном случае ложится на инструктора, именно поэтому он должен обладать знаниями основ педагогики, психологии, использовать действенные методики обучения.  
 
Таким образом, инструктор должен быть не только опытным профессионалом в вопросах управления транспортными средствами, но также психологом, способным найти подход к любому обучаемому лицу, независимо от возраста, пола и характера. Инструктор, хорошо ориентирующийся в психологии обучения вождению, может обучить даже самых безнадежных и бесперспективных учеников. Однако важно учитывать тот фактор, что желание инструктора обучить должно совпадать с желанием ученика обучаться. Только в таком случае процесс обучения управления автомобилем будет проходить в доброжелательной обстановке, проходить максимально быстро и качественно.  
 
У каждого человека свои привычки, взгляды, ценности, темперамент, характер, способности, цели, которые должны учитываться окружающими. Именно в спектре игнорирования данных обстоятельств и возникает недопонимание, взаимное раздражение и конфликтные ситуации. Не стоит забывать, что цель инструктора - обучить лицо управлению транспортным средством максимально качественно. Цель ученика – усваивать материал, нарабатывать навыки езды, в итоге научиться самостоятельно управлять автомобилем. Следовательно, цели обеих сторон процесса обучения совпадают, однако их слияние и достижение возможно исключительно при взаимном уважении и понимании.  
 
Профессиональные качества инструктора  
 
Почему не каждый водитель может стать настоящим инструктором и обучать управлению автомобилем? Потому что далеко не каждый обладает профессиональными качествами, которые должны быть присущи инструктору.

  • Умение объяснять. Фразы «повторяй за мной», «делай как я», «смотри, как надо», не подкрепленные подробным комментированием каждого действия, – удел обычного водителя. Инструктор, показывая практические упражнения по управлению автомобилем, доходчиво объяснит каждый шаг, а для лучшего восприятия одно комплексное действие разложит на несколько составных операций. Ученику для выполнения той или иной задачи важно ее осмысление и осознание своих действий, а не просто механика движений.
  • Проявление лояльности к обучаемому лицу. Хороший инструктор при отсутствии потенциальных угроз дает возможность ученику совершать ошибки и самостоятельно их выявлять, при необходимости объясняет, в чем суть неправильных действий.
  • Умение проводить «работу над ошибками». Инструктор должен не просто указывать на неправильные действия обучаемого, а находить причины и предпосылки их выполнения с целью исправления и недопущения их повторения в дальнейшем.
  • Проявление психологического такта. В процессе занятий инструктор должен подбадривать ученика, оказывать моральную поддержку, работать без повышения голоса, успокаивать в новых, сложных и экстремальных для ученика ситуациях, по окончании занятий указывать на имеющийся в обучении прогресс.

 
Значимость первых уроков  
 
Условно процесс обучения управления автомобилем можно разделить на несколько этапов:

  • формирование технических навыков управления автомобилем;
  • формирование навыков прогнозирования траектории управления и контроля автомобиля;
  • формирование навыков взаимодействия с иными участниками движения, анализ дорожной ситуации.

 
Именно первые уроки обучения вождению, которые проходят на закрытых автодромах, являются самыми важными в процессе дальнейшего освоения автомобиля. Обычно скучная техническая часть с монотонными выполнениями повторяющихся движений и их связок вызывает наибольшее раздражение у учеников, желающих быстрее выехать на открытую дорогу. На первых уроках грамотному инструктору приходится по максимуму проявлять тактичность, терпение, выдержку и настойчивость.  
 
В этот период у обучаемого появляется ощущение привыкания к транспортному средству, чувство его габаритов, понимание принципа руления, движения с места, переключения передач, плавности торможения, движения задним ходом и прочих. На первом этапе практического обучения ученик должен добиться определенной степени натренированности всех ключевых действий, связанных с управлением механизмами и элементами автомобиля: двигателем, коробкой переключения передач, тормозами, сцеплением, рулем, зеркалами, предупреждающими сигналами.  
 
Каждое действие должно быть разбито на отдельные движения, тренировка которых призвана проходить последовательно и постоянно, до достижения нужного результата и идеального выполнения полного действия. При выполнении отдельных упражнений ученик должен понимать очередность и смысл своих действий. Понимать, каким образом он влияет на автомобиль, выполняя конкретную операцию. Задача инструктора состоит в умелом и тактичном объяснении каждого момента, который непонятен обучаемому лицу.  
 
Методы обучения, используемые инструктором  
 
Существует ряд психологических приемов, на которых инструктор может и должен акцентировать внимание в процессе обучения. Рассмотрим некоторые из них.  
 
• Творческое воображение  
 
Суть данного метода заключается в мысленном воспроизведении подлежащих последовательному выполнению действий, допускается произносить планируемые движения вслух. Такой способ, объединяющий в себе принципы физиологии и психологии, позволяет достаточно быстро сформировать необходимые двигательные навыки для выполнения нужного действия.  
 
• Комментируемое управление  
 
Смысл метода заключается в объяснении со стороны инструктора последовательности выполнения каких-либо действий, а со стороны ученика – в комментировании и повторении данных действий сначала устно, а затем практически. Иными словами, инструктор описывает действие, ученик повторяет и приступает к выполнению упражнения. Таким образом, закрепляются образующиеся при формировании двигательных навыков условные рефлексы.  
 
• Моделирование ситуаций  
 
В основе метода лежит условное создание ситуаций, требующих от ученика принятия решений и выполнения соответствующих действий, связанных с управлением автомобилем. Целью метода является выработка оптимальной программы принятия решений в аналогичных или очень похожих ситуациях. При этом допускается совершение действий с ошибками, их последующий анализ и устранение с целью поиска оптимального варианта действий.  
 
• Контрольные вопросы  
 
Индивидуальный контрольный опрос в спокойной обстановке, сочетающий вопросы как по теме управления автомобилем, так и некоторые нетематические вопросы, позволяет определить самостоятельность суждений и выводов ученика, степень развития его логического мышление, уровень усвоения материала, следовательно, выявить пробелы, требующие дополнительных тренировок и изучения.  
 
Таким образом, профессиональный инструктор благодаря своим внутренним психологическим качествам, полученным знаниям и опыту в области педагогики, а также различным психологическим приемам обучения способен сделать практически из каждого ученика прекрасного водителя. Единственным ключевым условием является желание обучаемого стать таковым и не препятствовать своим поведением проведению процесса обучения управлению транспортным средством.

 


Информация о работе Психология инструктора по вождению