Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 12:42, лекция
Отношения, возникающие между инструктором по вождению и учеником, могут развиваться как с положительной динамикой в атмосфере полного взаимопонимания, так и накаляться до возникновения чувства неприязни со стороны обучаемого лица в ситуациях, когда ему не удаются отдельные упражнения, когда он не справляется с поставленными инструктором задачами. Логично, что поиск путей минимизации негативных реакций ученика в данном случае ложится на инструктора, именно поэтому он должен обладать знаниями основ педагогики, психологии, использовать действенные методики обучения.
Любой обучающий процесс связан с рисками
возникновения различных конфликтных
ситуаций между обучаемым и обучающим
лицом. Изучение правил дорожного движения
и обучение управления автомобилем, безусловно,
не являются исключением. Скорее, наоборот,
в некоторых случаях выступают ярким примером.
Взаимопонимание для достижения цели
Отношения, возникающие между инструктором
по вождению и учеником, могут развиваться
как с положительной динамикой в атмосфере
полного взаимопонимания, так и накаляться
до возникновения чувства неприязни со
стороны обучаемого лица в ситуациях,
когда ему не удаются отдельные упражнения,
когда он не справляется с поставленными
инструктором задачами. Логично, что поиск
путей минимизации негативных реакций
ученика в данном случае ложится на инструктора,
именно поэтому он должен обладать знаниями
основ педагогики, психологии, использовать
действенные методики обучения.
Таким образом, инструктор должен быть
не только опытным профессионалом в вопросах
управления транспортными средствами,
но также психологом, способным найти
подход к любому обучаемому лицу, независимо
от возраста, пола и характера. Инструктор,
хорошо ориентирующийся в психологии
обучения вождению, может обучить даже
самых безнадежных и бесперспективных
учеников. Однако важно учитывать тот
фактор, что желание инструктора обучить
должно совпадать с желанием ученика обучаться.
Только в таком случае процесс обучения
управления автомобилем будет проходить
в доброжелательной обстановке, проходить
максимально быстро и качественно.
У каждого человека свои привычки, взгляды,
ценности, темперамент, характер, способности,
цели, которые должны учитываться окружающими.
Именно в спектре игнорирования данных
обстоятельств и возникает недопонимание,
взаимное раздражение и конфликтные ситуации.
Не стоит забывать, что цель инструктора
- обучить лицо управлению транспортным
средством максимально качественно. Цель
ученика – усваивать материал, нарабатывать
навыки езды, в итоге научиться самостоятельно
управлять автомобилем. Следовательно,
цели обеих сторон процесса обучения совпадают,
однако их слияние и достижение возможно
исключительно при взаимном уважении
и понимании.
Профессиональные качества инструктора
Почему не каждый водитель может стать
настоящим инструктором и обучать управлению
автомобилем? Потому что далеко не каждый
обладает профессиональными качествами,
которые должны быть присущи инструктору.
Значимость первых уроков
Условно процесс обучения управления
автомобилем можно разделить на несколько
этапов:
Именно первые уроки обучения вождению,
которые проходят на закрытых автодромах,
являются самыми важными в процессе дальнейшего
освоения автомобиля. Обычно скучная техническая
часть с монотонными выполнениями повторяющихся
движений и их связок вызывает наибольшее
раздражение у учеников, желающих быстрее
выехать на открытую дорогу. На первых
уроках грамотному инструктору приходится
по максимуму проявлять тактичность, терпение,
выдержку и настойчивость.
В этот период у обучаемого появляется
ощущение привыкания к транспортному
средству, чувство его габаритов, понимание
принципа руления, движения с места, переключения
передач, плавности торможения, движения
задним ходом и прочих. На первом этапе
практического обучения ученик должен
добиться определенной степени натренированности
всех ключевых действий, связанных с управлением
механизмами и элементами автомобиля:
двигателем, коробкой переключения передач,
тормозами, сцеплением, рулем, зеркалами,
предупреждающими сигналами.
Каждое действие должно быть разбито на
отдельные движения, тренировка которых
призвана проходить последовательно и
постоянно, до достижения нужного результата
и идеального выполнения полного действия.
При выполнении отдельных упражнений
ученик должен понимать очередность и
смысл своих действий. Понимать, каким
образом он влияет на автомобиль, выполняя
конкретную операцию. Задача инструктора
состоит в умелом и тактичном объяснении
каждого момента, который непонятен обучаемому
лицу.
Методы обучения, используемые инструктором
Существует ряд психологических приемов,
на которых инструктор может и должен
акцентировать внимание в процессе обучения.
Рассмотрим некоторые из них.
• Творческое воображение
Суть данного метода заключается в мысленном
воспроизведении подлежащих последовательному
выполнению действий, допускается произносить
планируемые движения вслух. Такой способ,
объединяющий в себе принципы физиологии
и психологии, позволяет достаточно быстро
сформировать необходимые двигательные
навыки для выполнения нужного действия.
• Комментируемое управление
Смысл метода заключается в объяснении
со стороны инструктора последовательности
выполнения каких-либо действий, а со стороны
ученика – в комментировании и повторении
данных действий сначала устно, а затем
практически. Иными словами, инструктор
описывает действие, ученик повторяет
и приступает к выполнению упражнения.
Таким образом, закрепляются образующиеся
при формировании двигательных навыков
условные рефлексы.
• Моделирование ситуаций
В основе метода лежит условное создание
ситуаций, требующих от ученика принятия
решений и выполнения соответствующих
действий, связанных с управлением автомобилем.
Целью метода является выработка оптимальной
программы принятия решений в аналогичных
или очень похожих ситуациях. При этом
допускается совершение действий с ошибками,
их последующий анализ и устранение с
целью поиска оптимального варианта действий.
• Контрольные вопросы
Индивидуальный контрольный опрос в спокойной
обстановке, сочетающий вопросы как по
теме управления автомобилем, так и некоторые
нетематические вопросы, позволяет определить
самостоятельность суждений и выводов
ученика, степень развития его логического
мышление, уровень усвоения материала,
следовательно, выявить пробелы, требующие
дополнительных тренировок и изучения.
Таким образом, профессиональный инструктор
благодаря своим внутренним психологическим
качествам, полученным знаниям и опыту
в области педагогики, а также различным
психологическим приемам обучения способен
сделать практически из каждого ученика
прекрасного водителя. Единственным ключевым
условием является желание обучаемого
стать таковым и не препятствовать своим
поведением проведению процесса обучения
управлению транспортным средством.