Психология как наук. Понятия. Развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:16, реферат

Описание работы

Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...3
Понятие психологии........................................................................4
Развития психологии как наук……………………………………4
В средние века……………………………………………………..5
В 18 век……………………………………………………………..5
В 19 век……………………………………………………………..6
В новое время………………………………………………………6
Заключение…………………………………………………………7
Список латиратуры………………………………………………...8

Файлы: 1 файл

Психология как наук.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Тульский государственный  университет

Кафедра психологии

Реферат

по психологии

Тема:

«Психология как  наук. Понятия. Развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1-ого курса

лечебного факультета

гр. 930128и :

Абу Хамдан Амин С. А.

Руководитель:

Любовь Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2003

Содержание

Введение…………………………………………………………...3

Понятие психологии........................................................................4

Развития психологии как наук……………………………………4

В средние века……………………………………………………..5

В 18 век……………………………………………………………..5

В 19 век……………………………………………………………..6

В новое время………………………………………………………6

Заключение…………………………………………………………7

Список латиратуры………………………………………………...8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

 

Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

 

  • Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем — это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.

 

 

  • Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие

 

Психология (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология в течение нескольких столетий свои изучаемые явления обозначала общим термином «душа» и занималась этим в рамках философии. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). С середины 16 в. благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе психология начала обособляться и от философии, и от физиологии.

 

Развития психологии как наук

 

Становление психологии как науки имеет длительный период, но достаточно короткую историю. С Древней  Греции идут попытки объяснения психических  явлений. Психика и душа рассматривались  как непременный атрибут природы: все имеет душу, а она, в свою очередь, является источником движения и развития. Душа – это независимая от физического тела субстанция, которая оказывает влияние на судьбу человека, его здоровье, успех. Такой подход получил название анимизма (от лат. anima – душа, дух). В дальнейшем представления о природе психики развивали Демократ и Платон. Демократ – родоначальник материалистических взглядов на психику. Он считал, что душа состоит из атомов. Дал объяснение явлению причинности и показал, что не бывает беспричинных явлений. Платон, напротив, говорил о первичность идей и вторичности материального мира. Он считал, что любое познание – это процесс воспоминания души. От Платона берет начало философия идеализма. Великие умы античности предполагали, что существует связь психики и мозга. Они считали, что психика зависит от окружающей среды, и различали устойчивые индивидуальные признаки психики человека.

 

В средние  века, в условиях тотального господства религии, был запрет на изучение человека. И все же, начиная с 15 в., продолжилось развитие психологической мысли, и было оно связано с расцветшей механикой. Первым законы механики применить к психике пытался Декарт. Он сравнил работу организма с техническими устройствами. А также полагал, что животное бездушно, а его поведение – это реакция на внешнее воздействие. Декарт ввел понятия рефлекса и сознания, но «разорвал» их.

 Спиноза  предпринял попытку преодолеть  дуализм Декарта. Он хотел создать  учение о человеке как целостном существе. Он выделял 3 основных мотива деятельности человека: влечение, радость, печаль. На основе этих мотивов проявляются разнообразные эмоциональные состояния. Локк развил идеи чувственных источников познания мира. Его учение называется сенсуализм, поскольку он утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств.

 

В 18 в. французские философы Дидро, Гольбах, Гельвеций, Кондильяк впервые выдвинули идеи о социальной детерминации психики человека. Эти идеи легли в основу части положений современной психологии.

 

 

В начале 19 в. появились новые подходы к психике. Наметился посыл для формирования психологии как науки. В числе предпосылок можно выделить развитие анатомии и физиологии нервной системы. Во второй половине 19 в. знания из области биологии, физиологии, медицины стали основой для создания научной психологии.

В новое  время. Развитие возрастной психологии в России с начала XX в. прочно встало на научную основу; утвердился ее статус как самостоятельной отрасли психологии, имеющей важную теоретическую и практическую значимость. Исследования проблем развития заняли ведущее место в русской психологической и педагогической науке. Это обеспечило авторитет возрастной психологии не только в научной сфере, но и в решении практических задач обучения и воспитания. И в науке, и в мнении педагогической общественности утвердилась точка зрения, согласно которой познание законов детского развития является основой для правильного построения системы образования, для воспитания будущих граждан страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение можно сделать  следующие выводы:

1. Психология как наука  изучает, как изменяются психологические  явления в зависимости от состояния  организма и внешних воздействий,  которые на человека оказывают  природа и общество.

2. Психологическая наука  познает не только психические  явления, но и выясняет связи,  которые существуют между психикой  и поведением, и таким образом  научно объясняет само поведение  человека и животных.

3. Психология тесно  связана с другими науками, такими как медицина, педагогика, экономика, менеджмент, юриспруденция и многими другими. Но, в отличие от других наук, психология отличается тем, что имеет дело с нематериальными процессами и явлениями.

4. Научные психологические  знания в настоящее время применяются везде, где необходимо учитывать психологию людей и человеческие взаимоотношения. Психологические знания нужны всем без исключения людям для лучшего понимания самих себя и других людей, для установления с ними нормальных человеческих взаимоотношений.

5. Основной задачей  практического психолога является  помощь людям в решении тех  проблем, которые связаны с  их повседневной жизнью, с их  психологией и поведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Немов Р. С. Общая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 томах. Т.1. -М.: Педагогика, 1989.

 

 




Информация о работе Психология как наук. Понятия. Развития