Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Каждая наука имеет свой предмет, свое направление познания. Предмет психологии − это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер. С точки зрения современной науки психика является своеобразным посредником между субъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Содержание работы

1. Определение и характеристика специфики предмета психологии.……………...….2
2. Характеристика психологических знаний в античный период. ….………….……...8
3. Верное определение предмета психологии….............................................................13
Список литературы………………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Филиал в г. Омске

 

Кафедра Бухгалтерского учета  
и анализа хозяйственной деятельности

 

Факультет Финансово-кредитный

Специальность Бакалавр экономики

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

 

по дисциплине Психология

Тема: Психология как наука. Исторические этапы развития психологии.

Вариант №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнила: Гаврилова П.А.

  Студентка II курса (день)

  Личное дело №11ФЛД12482

  Проверил:

      

Омск – 2012 г.

Содержание


 

 

1. Определение и характеристика  специфики предмета психологии.……………...….2

2. Характеристика психологических знаний в античный период. ….………….……...8

3. Верное определение предмета психологии….............................................................13

Список литературы………………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение  и характеристика специфики предмета  психологии.


 

Каждая наука имеет  свой предмет, свое направление познания. Предмет психологии − это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер. С точки зрения современной науки психика является своеобразным посредником между субъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного. Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления.

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические  процессы (мышление, память, чувства  и т. д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о  человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

Без четкого представления  о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для  успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т. д.

Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Если допустить правильность такой ориентации психологических  исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними «явлениями». Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания.

В силу вышеизложенного  представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.

Все мы живем среди  людей и волей обстоятельств  должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее  не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.

Особенностью современной  психологии является ее полипредметность –множество определений и трактовок предмета психологической науки. В отечественной психологической традиции закрепилось следующее научное определение предмета психологии: Психология – это наука, изучающая феномены и объективные закономерности психики.

Психология прошла длинный  путь развития, при этом происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Рассмотрим как менялся предмет психологии:

I  этап − психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Предметом психологии на этом этапе выступает душа.  Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Изучение, объяснение души и явилось первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определилась как наука о душе. Но исследовать душу научными методами оказалось достаточно сложно.

II этап − психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. В ходе исторического развития, ориентируясь на естественнонаучные методы исследования и общенаучный идеал объективности, психологи отказались от понятия души и стали разрабатывать программы построения психологии как единой научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения. На этом пути психология достигла значительных успехов в изучении явлений психики человека: были выявлены основные компоненты психики, изучены закономерности формирования ощущения и восприятия, выявлены виды памяти, виды и особенности мышления, изучены психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности и т.д.

III этап − психология как наука о поведении. Возникает в ХХ веке. Предметом психологии здесь выступает поведение человека. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека. Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования «физиологической психологии». Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», – поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

IV этап − психология как наука изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

В ходе попыток построения психологии как самостоятельной научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения произошла утрата единства самой психологической науки. Психология в XX в. представляет собой конгломерат фактов, школ, направлений и исследований, чаше всего почти никак не связанных друг с другом. Одно время надежды возлагались на общую психологию, призванную играть руководящую роль по отношению к конкретным психологическим исследованиям, но эти надежды не оправдались.

В настоящее время  в рамках психологической науки  выделяются общие психологические теории, ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика, опирающаяся на те или иные психологические теории либо на целый ряд их и вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых  психологических теорий привело к проблеме предмета психологии. Для бихевиориста предметом изучения является поведение, для сторонника теории деятельности — психически управляемая деятельность, для христианского психолога — живое знание о генезисе греховных страстей и пастырское искусство врачевания их, для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Анализируя развитие взглядов на предмет психологии, можно  сделать следующие выводы:

1. В каждом из возникающих направлений подчеркивался какой-либо один из необходимых аспектов исследования. Поэтому можно утверждать, что все школы, направления психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета.

2. В настоящее время представляется целесообразным эклектическое объединение «рациональных зерен», содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение.

3. В итоге можно  считать, что предметом психологии  являются психические процессы, свойства, состояния человека и  закономерности его поведения.  Существенным моментом при этом  оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика психологических знаний в античный период.


 

В течение многих тысячелетий  малопонятные психические явления люди обозначали собирательным понятием "душа". Субъективность, интимно-личностная специфика психических проявлений делали их таинственными и непостижимыми. Существовало верование в то, что человек состоит из плоти (тела) и бесплотной души. Смерть человека связывали с тем, что душа покидает его тело. Но постепенно накапливались знания о психике человека - сначала эмпирические, а затем и научные.

Психология как учение о душе возникла более двух тысяч  лет назад в качестве составной  части философских учений древнегреческих и древневосточных мыслителей. (Термин "психология" был введен лишь в XVII в.)

Первая систематизация знаний о психике была осуществлена выдающимся древнегреческим философом Аристотелем (384 - 322 гг. до н. э.) в трактате "О душе". По Аристотелю, душа - не бесплотная сущность, а способ организации живого тела и его поведения. "Душа движет живое существо решением и мыслью". Это утверждение - одно из основных достижений научной мысли Древней Греции. Так был сделан прорыв в анималистической трактовке души как особого существа, живущего в теле человека.

Аристотель первым провозгласил функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). "Душа проявляется  в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной", - утверждал Аристотель. Его учение о растительной, животной и разумной душе утвердило принцип развития психики от низших форм к высшим.

Психологические взгляды  Аристотеля основывались на естествоведческой основе (в молодые годы он изучал медицину.) Аристотель заложил психологическое направление в философии. Им была дана первая классификация психических явлений. Интегрировав достижения античной мысли о психике, Аристотель своими трудами на многие столетия определил развитие психологии. Кроме трактата "О душе" психологические взгляды Аристотеля содержатся во многих других его произведениях - "Этика", "Риторика", "Метафизика", "История животных".

Древние греки под  душой понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи - гилозоизм (от греч. hyle - вещество и zoe - жизнь): весь мир - универсум, космос - изначально живой, наделённый способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Всё рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Гилоизм впервые "поставил" душу (психику) под общие законы естества. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлечённости психических явлений в кругооборот природы. В основе гилозоизма лежал принцип монизма.

Дальнейшее развитие гилоизма связано с именем Гераклита, рассматривавшего универсум (космос) как  вечно изменяющийся (живой) огонь, а  душу как его искру. ("Наши тела и души текут, как ручьи"). Им впервые была высказана мысль о возможном изменении, а следовательно, и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя: "Познай самого себя") . Философ учил: "По каким бы дорогам ни шёл, не найдёшь границ души, так глубок её Логос".

Идея развития в учении Гераклита "перешла" в идею причинности Демокрита. По Демокриту, душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня; случайными нам кажутся только те события, причину которых мы не знаем; согласно Логосу нет беспричинных явлений, все они - неотвратимый результат соударения атомов. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.

Принцип причинности  позволил Гиппократу, дружившему с  Демокритом, построить учение о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил  с дисбалансом различных "соков", присутствующих в организме. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом. Названия четырёх темпераментов дошли до наших дней: сангвинистический (преобладает кровь), холерический (преобладает жёлтая желчь), меланхолический (преобладает чёрная желчь), флегматический (преобладает слизь). Так была оформлена гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми умещались в несколько общих картин поведения. Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.

Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии