Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
Психология, как наука…………………………………………………….4
Психологические знания в античный период…………………………....8
Тестовое задание…………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………..1

Файлы: 1 файл

37995психология.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Знание о  душе росло в зависимости от уровня знаний о внешней природе, с одной  стороны, и от общения с ценностями культуры - с другой. Ни природа, ни культура сами по себе не образуют область психического. Однако ее нет без взаимодействия с ними. Софисты и Сократ в объяснениях души пришли к пониманию её деятельности как феномена культуры. Ибо входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы невыводимы из вещества природы. Они порождения духовной культуры. При этом предполагалось, что душа заносится в организм извне.

Работа по построению предмета психологии принадлежал Аристотелю, древнегреческому философу и естествоиспытателю, жившему в IV веке до н. э., открывшему новую эпоху в понимании души как предмета психологичес-кого знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. "Правильно думают те, - говорил Аристотель, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом".  Намечалась иерархия способностей - функций души: а) вегетативная (имеется у животных, растений и человека); б) чувственно-двигательная (имеется у животных и у человека); в) разумная (присущая только человеку). Функции души - уровни её развития, где из низшей и на её основе возникает функция более высокого уровня: вслед за вегетативной формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить. В отдельном человеке при его превращении из младенца в зрелое существо повторяются те ступени, которые прошёл за свою историю весь органический мир. Впоследствии это было названо биогенетическим законом.

Раскрывая принцип причинности, Аристотель показал, что "природа ничего не делает напрасно"; "нужно видеть то, ради чего совершается действие". Он утверждал, что конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход; психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и желаемого будущего.

Аристотеля  по праву следует считать отцом  психологии как науки. Его работа "О душе" - первый курс общей  психологии, где он изложил историю  вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчёты, предложил свои решения.

В области психологии античность прославлена великими теоретическими успехами и некоторыми эмпирическими  данными, без которых не могла  бы существовать современная наука.

 

  1. Тестовое задание

Какое из перечисленных  определений предмета психологии является верным.  Ответ обоснуйте.

а) наука о  человеке, его духовной сущности и  психике в их развитии и во всем многообразии форм;

б) наука о  закономерностях поведения и  деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы;

в) наука о закономерностях развития высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленных  особенностями социализации в разных культурах.

 

Ответ: а)наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм

Данное определение является более точным для определения  предмета психологии. Приведенные варианты тоже могут являться предметом психологии, но в более узком понятии и  могут применяться для социальной психологии, определения социогенеза в психологии.

На данное время  к предмету психологии подходят комплексно, включая к рассмотрению и душу, и сознание, и поведение; а также  другие факторы, которые могут влиять на всесторонний анализ многогранной человеческой личности. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение надо сказать, что психология – очень молодая  наука.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.

Научная психология в  целом – это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести  и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.

Данная  работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 37995

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гайнутдинов И. К. Психология: учебное пособие / И. К. Гайнутдинов,  А. К. Котова. - Ростов н /Д:  Феникс, 2008.

3. Глуханюк Н.С. Общая психология / Н. С. Глуханюк, С.Л. Семёнова, А.А. Печоркина. - М.: Академ. Проект, 2005.

4. Дружинин В.Н. Общая психология / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2006.

6. Корнилова Т.В. Методологические  основы психологии / Т.В. Корнилова,  С.Д. Смирнов. - СПб.: Питер, 2006.

Данная  работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 37995

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии