Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности сотрудников органов внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:41, контрольная работа

Описание работы

Предметом психологии является прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Содержание работы

1. Понятие науки психологии (предмет отрасли методы). Связь психологии с другими науками.
2. Содержание психологических явлений в сфере отношений, регулируемым правом.
3. Ответьте, как, лично Вы, используете или можете использовать психологические знания в своей профессиональной деятельности? Ответ проиллюстрируйте, пожалуйста, примерами.

Файлы: 1 файл

контрольная психология полностью.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Вариант 1.

Психология  как наука. Роль психологических  знаний в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

1. Понятие науки психологии (предмет отрасли методы). Связь психологии с другими науками.

2. Содержание психологических явлений в сфере отношений, регулируемым правом.

3. Ответьте, как, лично Вы, используете или можете использовать психологические знания в своей профессиональной деятельности? Ответ проиллюстрируйте, пожалуйста, примерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие науки психологии (предмет, отрасли, методы).

Связь психологии с другими науками.

 

Психология – наука, которая изучает закономерности проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в его поведении и деятельности.

Предметом психологии является прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает  в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует  в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих  материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические  процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение  и деятельность разделяются и  исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение  людей, ученые ищут их объяснение, с  одной стороны, в биологической  природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Предметом психологии являются факты психической  жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества. Предметом психологии также является система сознания, его структура и функции, его отношения с миром внешним, предметным, объективным.

В структуре  психологической науки прослеживаются ее фундаментальная область (общая психология, дифференциальная психология, история психологии, психология развития, психология личности, психофизиология) и отраслевые дисциплины, связанные через свои практические приложения с различными областями человеческой жизни и деятельности. Это психология социальная, политическая, клиническая, криминальная, педагогическая, инженерная, возрастная и др. В психологии сформированы направления психодиагностики, психологической экспертизы, психотерапии, реабилитации, консультирования. В наше время психология представлена в мировой системе научного знания как самостоятельная наука, имеющая разветвленные связи и пограничные области деятельности с социальными, медицинскими, техническими и другими науками. Ее практические задачи направлены на гуманизацию человеческого бытия.

К числу отраслей  психологии относятся: общая психология, психология личности, дифференциальная психология, психофизиология, нейропсихология, социальная психология, психология развития, психология аномального развития (или специальная психология), сравнительная и зоопсихология.

  Общая психология изучает общие  свойства и  закономерности функционирования психики взрослого человека. В общей психологии  изучаются  общие  закономерности  познавательных,   эмоциональных  процессов,  а также  процессов регуляции  деятельности, (психические состояния человека.

Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной  психологии выделяют психологию личности, которая занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации самосознания человека.

Дифференциальная  психология (или психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характера, способности, личностные свойства.

Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в психофизиологии представляет исследование физиологических механизмом деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, свойства человека.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических  основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, которые лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления внимания, эмоций.

Социальная  психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.

Психология  развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности человека. В психологии развития выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию (психологию старости).

В качестве отдельной  отрасли научной психологии выделяют психологию аномального развития (или специальную психологию), которая изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Психология аномального развития включает в себя несколько разделов. Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей. Патопсихология изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.

Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека.

Прикладная  психология изучает общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся: педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология, экономическая психология, психология религии, психология спорта, психология труда, включающая инженерную, военную, транспортную, авиационную и космическую психологию, психологию торговли.

Педагогическая  психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся психология обучения и воспитания, психология учителя, а также психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. В педагогической психологии рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения формирования мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами и родителями, исследуются индивидуальные психологические различия учащихся, особенности учебной воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней; роль психики в возникновении и протекании болезней; роль психики в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья.

   Юридическая психология занимается приложением психологических знаний  к судебной  и  исправительной  сфере деятельности. Подразделяется на судебную, криминологическую и пенитенциарную (или исправительную) психологию.

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.

Политическая  психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. К важным проблемам   относятся:   психология   пропаганды   и   агитации,   проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов.

Психология  религии изучает психологические проблемы религиозного сознания, представления и чувства верующих людей.

Психология  спорта рассматривает психологические особенности  личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного тренировочного процесса, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.

Психология  труда — это знания о психологических особенностях  трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ).  В задачу специалистов по психологии  труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека. Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического   знания:   инженерную   психологию,   авиационную психологию, космическую психологию, военную психологию.

На современном  этапе общественного развития психология все настойчивее занимает ключевую позицию в системе наук. В настоящее время ощущается потребность применения психологии в любой отрасли знаний. Однако эта потребность наиболее ощутима при решении конкретных юридических задач.

 

 

 

2. Содержание психологических явлений в сфере отношений, регулируемым правом.

 

Психологические явления в сфере отношений, регулируемых правом – это формирование преступной установки, образование преступного умысла, подготовка и совершение преступлений, а также создание преступного стереотипа поведения.

Установка –  это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается.

Криминальная  установка есть его реальная или  воображаемая (ошибочно приписываемая самому себе) готовность к действиям, не всегда соответствующим нормам общественной морали и законодательству, то есть готовность и к криминальным действиям тоже.

Целью совершения данных действий является реализация ожиданий и потребностей, часто неадекватных и завышенных, которые, с его точки зрения, слишком трудно или почти не реализуемы иным путем, кроме криминального.

Одной из основных причин, по которой приобретаются криминальные установки, являются базовые мировоззренческие заблуждения, определяющие отношение к жизни, стиль поведения, планы на будущее.

Существуют два основных фактора, способствующие возникновению криминально ориентированных заблуждений и установок.

Первый фактор: естественные психологические особенности человека, как-то: ощущение собственной силы, стремление к переосмыслению себя и своего места в обществе, к познанию и преобразованию окружающего мира, к активной деятельности, к борьбе, романтике, героизму.

Информация о работе Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности сотрудников органов внутренних дел