Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
1. Психология как наука......................................................................................4
2. Предмет психологии........................................................................................6
3. Методы исследования в психологии................................................................8
4. Место психологии в системе наук....................................................................11
Заключение..........................................................................................................12
Список литературы...........................................

Файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 35.27 Кб (Скачать файл)

   Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

   Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

    Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.

    Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

    В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

    Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

    Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

В последнее время в  психологических исследованиях  стал широко применяться метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).

   Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

     Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии — групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называется социограммой.

     Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности.Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.

     По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.

Научное понимание психики  человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений.[3]

 

 

 

 

4. Место психологии в системе  наук 

 

 

Психику и поведение человека невозможно понять без значения его природной  и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с  биологией человека, знания строения и функционирования его центральной  нервной системы. Конкретно связь  между психическими явлениями и  деятельностью ЦНС рассматривается  физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку  в формировании высших психических  функций человека решающую роль сыграли  главные исторические достижения цивилизации-орудия труда и знаковые системы. Человек - бисоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому  индивиду от рождения, а формируются  в онтогенезе ,в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь  психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в  родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое  «измерение» личности трудно  было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного),о природе человеческого сознания и деятельности. [4]

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изменение предмета психологии, и  ее связей с другими науками привело  к бесплодным по существу вопросам о том, естественная она наука  или гуманитарная, что должно являться ее методологией – биология или  философия.

Анализ исторического пути развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки, заключаются  именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время как гуманитарная наука, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы – у философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крутецкий, В. Основы педагогики и психологии/ В.Крутецкий, 1972 г

2. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.34743_1.html

3. http://www.grandars.ru

4. http://www.bestreferat.ru/referat-149314.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №5

Почему при концентрированной  подготовке перед экзаменом быстрее  наступает забывание

ОТВЕТ: Дело в том, что наша память имеет такое свойство: от восприятия, заучивания информации до ее качественного воспроизведения должно пройти не менее 8 часов, а лучше - 12. Поэтому, ночь перед экзаменом с книгой - это гиблое дело, как бы не хотелось, чтобы было по-другому. Это объективная реальность. Информация обязательно должна "отлежаться". И всякие повторения за час, два, три до экзамена - это "разговоры в пользу бедных".Только хуже. Это насилие над памятью .

 


Информация о работе Психология как наука