Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:10, реферат

Описание работы

Внутренний мир человека можно разделить на несколько сфер — познавательную (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление), эмоционально-волевую (переживания, высшие чувства, преодоление препятствий), личностно-мотивационную (потребности, мотивы, способности, характер, темперамент), коммуникативную (общение с другими, взаимодействие со СМИ и др.), профессиональную (трудовые навыки, умения, знания). Человек изменяет черты своего характера, стремясь быть лучше.

Файлы: 1 файл

психологияMicrosoft Office Word.docx

— 15.01 Кб (Скачать файл)

10 ® Раздел 1. Психология  как наука 

 

мир человека богат, проявляется  в его поступках и взаимодействии с другими людьми. Психические явления даны человеку в мышлении, памяти, ощущении, воображении и пр. — образах, мыслях, представлении, вырабатываемых ценностях, идеалах.

 

Внутренний мир человека можно разделить на несколько  сфер — познавательную (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление), эмоционально-волевую (переживания, высшие чувства, преодоление  препятствий), личностно-мотивационную (потребности, мотивы, способности, характер, темперамент), коммуникативную (общение  с другими, взаимодействие со СМИ  и др.), профессиональную (трудовые навыки, умения, знания). Человек изменяет черты своего характера, стремясь быть лучше.

 

? Психика — это форма  активного отражения окружающего  мира при взаимодействии с  ним живых существ. 

 

У психики несколько функций  — регулирующая, прогностическая, программирующая, моделирующая.

 

Регулирующая функция  психики состоит в том, что  любое живое существо стремится  к равновесию с внешней средой. Поэтому возникает адаптация, приспособление к изменению внешних условий. Психической регуляцией можно объяснить  любое произвольное и целенаправленное изменение поведения человека и  живых существ.

 

Прогностическая функция  психики заключается в том, что  живое существо предваряет в своей  деятельности ее будущий результат. Человек предполагает, что получится  в результате его активности в  трудовой деятельности.

 

Программирующая функция  психики проявляется как осуществление  бытия по определенному плану. Она  состоит и в том, что цель можно  достигнуть, если использовать действия, соответствующие самой задаче.

 

Тесно связана с программирующей  сигнальная функция психики. Ее основная характеристика — опознавательная. В организме заложены программы тех или иных действий, соответствие реальных действий заложенным программам приводит к быстрым реакциям в организме.

 

С сигнальной функцией проявляется  адаптационная, или приспособительная. Сбои в живой системе приводят или к приспособлению органа к действию внешних раздражителей, или к его гибели.

 Адаптационная функция,  в свою очередь, способствует  коррекции поведения живых организмов.

 

Глава 1. Предмет психологии ® 11

 

Одна из важных функций  психики — моделирующая. Психическое  отражение позволяет познать  сущность предмета, то, что возможно в мышлении. Эта функция дает полный и всеобъемлющий образ окружающего, так как позволяет предвосхитить, представить то, чего нет в реальной жизни, но того, что может быть. Психика  представляет собой субъективный образ  объективного мира.

 

Психическое отражение, воплощенное  в субъективном образе окружающего  объективного мира, всегда активно, что  хорошо видно в переживании разными  людьми одного и того же явления: у  первого какой-то факт вызовет бурные переживания, у второго — легкую усмешку, третьего же вообще не затронет. Поэтому психика — это субъективный образ мира. Специфика психического отражения человека состоит в  его сознательном и историческом характере. Однако сущность психики  рассматривалась различно.

 

На уровне бытового сознания возникло убеждение, что душа имеет  различные ипостаси и душами населен  мир. Повеление Отца мироздания способствует тому, что они вечны. Примерно так  появилось религиозное учение о  душе как о бесплотном начале, которое  бог вдохнул в тело первого  человека, созданного им из праха. Поэтому  душа «временно исполняет свои обязанности» на земле — она летает, общается с другими душами, затем возвращается в бренное тело, которое в конце концов умирает, а душа отлетает, воссоединяясь с богом.

 

Древние философы представляли взаимодействие души и тела, материю  и психику по-разному. Материализм, Демокрита (около 460 — около 370/360 до н. э.) предполагал некоторое разделение психического и физического. Демокрит пытался объяснить все психическое как продукт движения атомов. Душа рассматривалась им как материальное образование — совокупность наиболее подвижных атомов огня. Они вызывают движения в теле и исчезают после его смерти. Души, как и тело человека, смертны. Познание осуществляется атомами, исходящими из зрения.

 

Демокрит заложил наивные материалистические представления о восприятии, которое объяснялось попаданием в душу отделяющихся от предметов тонких пленок.

 Мышление же, в отличие  от ощущения, сущностное, появляется  в результате определенного расположения  атомов души.

 

Материалистические традиции в дальнейшем продолжились в философских  воззрениях Эпикура и Лукреция. Наиболее ярко они были выражены и у одного из самых заметных философов Древней  Греции — Аристотеля. В трактате «О душе» он описывает вполне материа

 

12 ® Раздел 1. Психология  как наука 

 

листические представления о разных сторонах психической деятельности — памяти, восприятии, мышлении, переживаниях, специфике образов человека и животных. Душу и тело Аристотель не разделяет. Каждый уровень организма он связывает с разными душами — растительной, животной и разумной, второй начинают обладать животные, третьей — человек, имеющий разум. Можно заметить, что Аристотель дал определение души с точки зрения ее функций (душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность — это форма, функции, суть и цель живого тела).

 

Другая точка зрения на психическое отражение и психику  принадлежит Платону и в его  лице всему идеализму. Идеализм Платона  стал оформляться одновременно с  материалистическим учением Демокрита. Платон излагает свои воззрения в диалогах «Федон», «Тимей», «Государство» и др. Душа, говорит Платон, — это идея. Она вечна, бессмертна и отделяется от тела. Он выделяет несколько типов души — высшую, которую вселяет в голову как наиболее совершенную инстанцию; чревную, помещенную до грудобрюшной перегородки, и низшую, вожделенную, расположенную ниже грудобрюшной перегородки. Последнюю Платой порицает, считая, что следовать ее позывам нежелательно.

 

Таким образом, материалистическое и идеалистическое понимания  психических явлений различны. Идеализм рассматривает психику как нечто  первичное, не зависимое от материи. Это абсолютный дух, идея, первопричина. В материализме психика — продукт развития живой материи, она вторична, производна от нее, а материя — носитель психики. Психика, согласно материализму, — свойство мозга.

 

 

 

Казанская В. Г.. Психология и  педагогика. Краткий курс. — СПб.: Питер. — 240 е.: ил. — (Серия «Краткий курс»)., 2008 - перейти к содержанию учебника


Информация о работе Психология как наука