Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:08, реферат

Описание работы

Психология как наука изучает, как изменяются психологические явления в зависимости от состояния организма и внешних воздействий, которые на человека оказывают природа и общество. В психологии, вернее, в ее областях, которые находятся на стыке психологических наук и наук о строении и работе организма (это — анатомия, физиология человека и животного), также рассматриваются вопросы о том, как психологические явления зависят от устройства и работы организма.

Файлы: 1 файл

основы пихологии.docx

— 21.36 Кб (Скачать файл)

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Что же изучают современные  психологические науки? Эти науки, конечно, исследуют те явления, которые  мы называем психическими. В связи  с необходимостью изучения данных явлений  в науке ставятся и решаются вопросы  о сущности, происхождении и классификации  этих явлений, о тех законах, которым  они подчиняются в своем функционировании и развитии.

 Психология как наука  изучает, как изменяются психологические  явления в зависимости от состояния  организма и внешних воздействий,  которые на человека оказывают  природа и общество. В психологии, вернее, в ее областях, которые  находятся на стыке психологических  наук и наук о строении и  работе организма (это — анатомия, физиология человека и животного), также рассматриваются вопросы  о том, как психологические  явления зависят от устройства  и работы организма.

 Для психологической  науки познание психических явлений  не выступает в качестве единственной  задачи. Вторая задача, которую берет  на себя психология, — это выяснение  связей, которые существуют между  психикой и поведением, и на  этой основе — научное объяснение  самого поведения человека и  животных.

Чем психология как наука  отличается от других наук? Прежде всего, психология отличается от других наук тем, что имеет дело с нематериальными  процессами и явлениями. Ни одна другая наука не занимается изучением таких  явлений. Психологию отличает от других наук то, что она пользуется не совсем обычными методами познания необычных  явлений, например, методом наблюдения за тем, что происходит в сознании человека, наблюдением и описанием  того, что ощущает, переживает, осознает человек .

 Научные психологические  знания в настоящее время применяются  везде, где необходимо учитывать  психологию людей и человеческие  взаимоотношения. Некоторые области  их использования уже были  обозначены выше. Это — образование,  медицина, экономика, политика, право.  Но ими интерес к психологическим  знаниям со стороны людей отнюдь  не исчерпывается. Психологические  знания нужны и с успехом  используются для оптимальной  организации труда человека и  его взаимодействия с машинами. Этим занимается психология труда  и инженерная психология. В последнем  случае речь, в частности, идет  о применении психологических  знаний при конструировании различных  технических устройств, с которыми  человек имеет дело.

 

Объект, предмет и основные методы психологии.

Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу научный  метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые  осуществляет исследователь при  изучении какого-либо объекта. Так, метод  интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента - совершенно иную.

 Представление о методе  или способе изучения психической  реальности исходит из вполне  определенного ее понимания. Многообразие  же исторических определений  предмета психологии приводит  к возникновению и сосуществованию  многих психологических школ  и направлений. Подобное утверждение  верно и относительно методов  психологии.

Учение о методе составляет особую область знания - методологию, которая определяется как система  принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология равно  относится и к теоретической, и к практической деятельности человека. С этой точки зрения существуют методология  юридической деятельности, методология  юридической науки и т.п. Методология  учит, как надо действовать ученому  или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и  т.п.

Основными исследовательскими методами в психологии - как и  в естествознании в целом - являются наблюдение и эксперимент. В психологии каждый из этих общих методов выступает  в различных формах; существуют разные виды наблюдения и эксперимента. К  специфическим научно-исследовательским  методам психологии относятся методы тестирования, опроса, анализа продуктов  деятельности. Широкое применение в  психологии нашли также методы математического  моделирования, статистический анализ и др.

 Метод наблюдения - это  преднамеренное, систематическое и  целенаправленное восприятие внешнего  поведения человека с целью  его последующего анализа и  объяснения. Объективное наблюдение  в психологии направлено не  на внешние действия сами по  себе, а на их психологическое  содержание; здесь внешняя сторона  деятельности лишь исходный материал  наблюдения, который должен получить  свою психологическую интерпретацию  и быть осмыслен в рамках  определенной теории.

 Успешность наблюдения  и объяснения его результатов в конечном счете зависит от состояния знаний в исследуемой области. На основе определенного понимания природы изучаемого явления выдвигается гипотеза о его зависимости от конкретных факторов, от их проявления во внешнем поведении. Гипотеза проверяется в ходе наблюдения и может подтверждаться, уточняться, опровергаться.

 Наблюдение как научный  метод должно отвечать ряду  требований. Оно должно быть избирательным,  т.е. исходить из четко поставленной  цели, выделять определенный фрагмент  изучаемой реальности. Наблюдение  должно быть плановым и систематическим,  т.е. строиться на основе плана  и проводиться на протяжении  определенного периода времени.  Важно как можно более подробно  зафиксировать изучаемое поведение,  т.е. необходима полнота наблюдения.

 Объективность метода  наблюдения повышается, если исследователь  использует технические средства, например видеомагнитофон. В таком  наблюдении исследователь целиком  занимает позицию извне, а то  и вовсе устраняется из ситуации. Не случайно идеальным вариантом  метода наблюдения в психологии  считалось наблюдение с использованием "зеркала Гезелла", пропускающего свет в одну сторону: исследователь мог видеть все происходящее, сам оставаясь невидимым. Подобного же эффекта можно достичь с использованием видеомагнитофона. Иначе говоря, ставится специальная задача добиться эффекта отсутствия исследователя, сделать так, чтобы испытуемые не знали, что за ними наблюдают, и вели себя естественно, как в обычных условиях.

Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.  Учитывая, что "психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания", а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, под объектом психологии мы в дальнейшем будем понимать единство трех элементов:

1.часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;

2.те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;

3.собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Предмет психологии - это  психика как высшая форма взаимосвязи  живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Объект психологии - это  закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма  жизнедеятельности в связи с  ее многоплановостью может изучаться  в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки. Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике  человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе  и обществу и др.

Основные задачи психологической  науки на современном этапе.

В настоящее время наблюдается  бурное развитие психологи­ческой науки, обусловленное многообразием теоретических  и практических задач, встающих перед  нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельно­сти в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

Область явлений, изучаемых  психологией, огромна. Она ох­ватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения от­дельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к про c той фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое ис­следование опирается на нечеткую методологическую (филоcофскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.

 

Понятие о психике.

Психика —функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует  анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается  в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для  регуляции взаимодействия организма  с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Сознание как высшая форма отражения  внеш и внутр явлений

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения  объективных устойчивых свойств  и закономерностей окружающего  мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается  в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном  построении действий и предвидении  их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание чело­века включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение  к моей среде есть мое сознание» (Маркс).

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно  следует включение мышления и  эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений  между явлениями внешнего мира, а  основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы  и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так  и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя  в едином потоке сознания, образ  и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к  причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

 

Сознание развивается  у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в  условиях активного воздействия  на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей  одновременно с сознанием в процессе труда.


Информация о работе Психология как наука