Психология как наука,грани
взаимодействия психологии и медицины
Подготовил студент
10
группы стоматологического
факультета Гаммадаев Юсуп
Место психологии в
системе наук
- Остановимся подробнее на описании содержательных характеристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается человеком, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности и потому изучение психологических законов означает, прежде всего, установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.
Место психологии в
системе наук
- Для психолога совершенно необходимо достаточно отчетливо представлять различия в существовании растений и животных. Важно понимать, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных. Нужно хорошо усвоить различия в принципах существования между миром насекомых и высших позвоночных. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенностей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу. При этом необходимо отчетливо осознавать, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии.
Современные психологические
школы
- Аналитическая психология Направление неофрейдизма, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г. Юнг. Это учение основано на понятии коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа.
- Бихевиоризм Направление в психологии, рассматривающее человека как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.
- Гештальтпсихология Направление в психологии, возникшее в Германии в начале
10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в., основанное на изучении особенностей восприятия и гештальта, интеллектуального явления "инсайта".
- Гуманистическая психология Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.
- Индивидуальная психология Направление психологии, основным предметом исследования которого является способы и особенности реализации целей, заложенных в глубинах личности, индивидуальный жизненный стиль.
- Когнитивная психология Одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале
60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.
- Нейролингвистическое программирование "Психологическая магия".
Предмет и методы психологии
Современная
психология – это широко разветвлённая
область человеческих знаний о закономерности
развития и функционирования психики,
как особой формы жизнедеятельности.
Предметом, изучаемым
психологией, является психика человека
и животных.
Психология
изучает многие субъективные явления.
С помощью одних человек познаёт мир, их
называют познавательными процессами:
- - ощущение;
- - восприятие;
- - память;
- - мышление;
- - воображение.
Методы психологии
- Методы психологии:
- эмпирические методы, при помощи которых психолог добывает опытные данные.
- Основные:
- Наблюдение – это метод психологии заключается в восприятии, фиксации проявлений поведения, а так же получения суждений о субъективных психических суждения.
- Этапы научного наблюдения:
1) Наличие гипотезы
2) Чёткий
план наблюдения («где?», «когда?»
и «зачем?»);
3) Фиксация результатов
в специальном дневнике;
4) Наличие выводов
или рекомендаций.
Этика психологического
исследования
- В психологических, социальных и медико-биологических науках повсеместно распространен интерес к защите прав и благополучия людей, принимающих участие в научных исследованиях. Большинство научных объединений и профессиональных организаций разработали регулирующие нормы в защиту людей, являющихся объектами экспериментов, и кодексы профессиональной этики. Профессиональной этикой называют систему принципов, обеспечивающих моральное поведение профессионала.
- Поскольку психологи в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментов. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия. Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где абстрактные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.
- Существуют этические обязательства в отношении различных областей психологических исследований. Этика психологических исследований является тем зеркало, в котором отражается разрешающая для психолога возможность силы воздействия на другого человека, меры этого воздействия. Система этических принципов психологических исследований представляет собой один из способов сохранения психической реальности как особой характеристики жизни, одно из средств, задающих и создающих условия для проявления автономности, индивидуальности Я человека и, в конечном счете, выявления психологических образований внутренней реальности человека.
Список используемой литературы
- Балин, В. Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [текст] : учебное пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др.; под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб. : Питер, 2000.
- .Беляев, С. А. Экспериментальная психология [текст] / С.А. Белялов. - Минск : Изд-во МИУ, 2010
- .Гудвин, Дж. Исследование в психологии : методы и планирование [текст] : 3-е изд. / Дж. Гудвин. - СПб.: Питер, 2004. -
558 с.
- .Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [текст] / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2000.