Психология конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:10, реферат

Описание работы

Конфликтные ситуации могут возникать между различными людьми: близкими или же совершенно незнакомыми. Этот процесс неизбежен, как считают многие ученые. Любой человек на протяжении своей жизни вступает в противоречие с другими или с самим собой. Несмотря на это ситуации конфликта способны оказывать и положительное влияние на многие вещи. Противоречие – путь к развитию и совершенствованию.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие конфликта 4
1.1. Определение конфликта 4
1.2. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов 4
1.3. Основные стадии протекания конфликта 7
1.4. Структура конфликта 8
1.5. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации 9
1.6. Карта конфликта 12
1.7. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере 13
Заключение 15
Литература 16

Файлы: 1 файл

Психология конфликта.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение           3

Глава 1. Понятие конфликта       4

    1. Определение конфликта      4
    2. Типология конфликта.  Причины возникновения конфликтов        4
    3. Основные стадии протекания конфликта   7
    4. Структура конфликта      8
    5. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации         9
    6. Карта конфликта       12
    7. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере         13

Заключение          15

Литература          16

 

 

Введение

 

Кто не знает древнюю  легенду о «Вавилонском столпотворении»  – о незадачливых строителях «вавилонской башни», которые не сумели довести до конца начатую работу лишь потому, что говорили на разных языках и не могли понять друг друга.

С незапамятных времен уяснили  люди истину: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык.

Так или иначе, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался  с конфликтной ситуацией, более  того почти стопроцентно был участником конфликта, пусть и одного единственного. Между тем межличностные конфликты – это всего лишь малая толика всего того, что происходит в современном обществе. Мы не будем пытаться дать ответ на вопрос, почему происходят конфликты, в полной мере этого сделать и нельзя. Но получить базовые представления о природе конфликта необходимо каждому человеку. Это, конечно, не означает, что такой человек не будет вовсе конфликтовать, скорее напротив он будет применять своё знание, для того, чтобы выходить из конфликтных ситуаций победителем.

Но по-настоящему конфликтология бывает нужна совсем в неожиданном месте. Где? На предприятии, фирме, заводе, в государственных правительствах и прочих организациях. Если посмотреть что связывает фирму, завод или государство, то становится ясно, что это иерархическая, сложная система отношений между подчинёнными и руководителями. В самом деле, конфликт босса и подчинённого, к сожалению, слишком частое явление и не только в нашей стране, но и во всём мире. А подобное говорит о том, что подобная фирма работает уже не на 100% от своей мощности, а меньше, возможно, что работники устроив бойкот, вообще остановят работу предприятия! А это потеря темпа, подмоченная репутация, не осуществившиеся инвестиционные проекты и т.д., не говоря уже о колоссальных денежных потерях. Точно так же, но уже с менее заметными потерями, мешает работе и конфликт на одном уровне между работниками. Стоит ли говорить о конфликтах государственного уровня их последствия примерно следующие: война, революция, глубокий политический, а вслед за ним и экономический кризис, продолжите сами. Но в выше названных случаях за урегулирование конфликта отвечает управленец – в его руках все рычаги. Вывод очевиден любой менеджер, даже самого низшего звена обязан уметь урегулировать конфликтную ситуацию, любого уровня сложности и глубины. Ведь руководитель, как известно, если он хороший руководитель (все себя почему-то такими считают), отвечает за своих подчинённых и сотрудников головой.

 

Глава 1. Понятие конфликта

 

1.1. Определение  конфликта

 

Что же такое конфликт?

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки {conflict — англ., konflikt — нем., conflit — франц.). Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения.

1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение  или война. 

2. Состояние дисгармонии  в отношениях между людьми, идеями  или интересами; столкновение противоположностей.

3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного  функционирования взаимно исключающих  импульсов, желаний или тенденций. 

4. Противостояние характеров  или сил в литературном или  сценическом произведении, в особенности  главная оппозиция, на которой строится сюжет (Grolier Multimedia Encyclopedia, 1998).

Из других изданий (Compton's Interactive Encyclopedia, 1996) к этому можно  добавить еще одно значение: эмоциональное  напряжение (волнение, беспокойство), возникающее  в результате столкновения противоположных импульсов или неспособности согласовать, примирить внутренние импульсы с реальностью или моральными ограничениями [1].

В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями" [6].

Отсюда видно, что основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

 

1.2. Типология  конфликта.  Причины возникновения конфликтов

 

Поскольку конфликты  возникают практически во всех сферах деятельности и всех областях человеческих взаимоотношений, то и типологизировать их можно по самым разным основаниям.

По месту протекания:

    • семейные – ссоры из-за распределения семейного бюджета, полемика по вопросам воспитания детей и др.;
    • организационные – разногласия менеджеров по вопросам определения приоритетов развития, конфликты сотрудников с администрацией при увольнении, изменении объема и содержания работ и т.д.

По сферам общественной жизни:

    • межгосударственные – территориальные, экономические, идеологические, которые могут разрешаться путем переговоров или военных столкновений;
    • социальные – забастовки, революции, гражданские войны;
    • национальные – от бытовых столкновений до проведения этнических чисток и прямого геноцида;
    • внутриполитические – между различными политическими партиями и лидерами за контроль над государственной властью;
    • культурно-научные – между сторонниками различных научных и художественных взглядов и направлений;
    • деятельно-деловые (производственные) – между различными подразделениями организации или сторонниками различных вариантов управленческих решений;
    • бытовые – семейные, соседские и др.

По статусу и типу участников:

    • вертикальные – в них включены люди с разным социальным и (или) должностным статусом, т.е. находящиеся в отношениях субординации;
    • горизонтальные – в них участвуют лица с равным должностным или социальным статусом.

По наличию и отлаженности каналов урегулирования:

    • институциированные – конфликты, в которых участники действуют в рамках некоторого института, подчиняются определенным нормам, конфликт разворачивается вокруг требования этих норм или в связи с нарушением одной из сторон этих норм. В этих случаях часто, хотя и не всегда, имеется определенный формальный способ разрешения конфликтов и некоторая инстанция, которая выступает в качестве органа такого разрешения;
    • неинституциированные – конфликты, которые протекают вне всяких правил и никак не регламентированы.

Грани между конфликтами  разных видов могут быть условны, и один вид конфликта может легко перерасти в другой. Формальный (институциированный) конфликт может привести к личной обиде (вы меня не хотите слушать, т.е не уважаете). С другой стороны, конфликт, который разгорелся как неформальный, может быть институциирован путем соглашения о правилах поведения.

По степени вовлеченности:

    • функциональные конфликты – их участники выступают в определенных ролях, эмоционально не вовлечены в этот конфликт (прокурор и адвокат, руководители конфликтующих учреждений и подразделений и пр.);
    • личностные конфликты – затрагивают человека лично, и их исход рассматривается участниками как личная победа или личное поражение. Здесь активность, стремление к победе гораздо выше, чем в конфликтах функциональных. Вместе с тем в таких конфликтах за эмоциональной стороной часто исчезает суть дела, подменяется объект конфликта. Целью становится уже не решение проблемы, а уничтожение другого человека, самоутверждение за его счет.

По значимости последствий:

    • полезные и необходимые конфликты, к которым относятся:

- конфликты развития, возникающие из-за противоречия между существующей системой или её отдельными элементами, с одной стороны, и требованиями реальности - с другой, или между развивающимися и консервативными элементами системы, из-за чего тормозится развитие в целом;

- стабилизирующие конфликты,  возникающие, когда какие то  факторы, действия мешают функционированию  системы, будь то общество в  целом, сектор в конструкторском  бюро или отдельная семья (например, преступность в обществе, авторитарный  руководитель или нерадивый работник);

    • вредные конфликты – дестабилизирующие, разрушительные, которые разрушающе влияют и на дело, и на самих людей, вредят здоровью и даже уносят человеческие жизни. К их числу относится большинство конфликтов повседневной жизни [2].

 

Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге "Если вы - руководитель , следующими тремя группами причин, обусловленными:

·трудовым процессом;

·психологическими особенностями  человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической  коммуникацией и т.д.;

 личностным своеобразием  членов группы, например, неумением  контролировать свое эмоциональное  состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью,  бестактностью [6].

1.3. Основные  стадии протекания конфликта

 

Безусловно, конфликты  в различных областях человеческой практики  имеют свою специфику, но по сущностным характеристикам конфликты между бабушками из-за любви внука и менеджера из-за расхождения в выборе стратегии развития предприятия весьма схожи. Общими являются и стадии развития конфликта.

Стадия 1. Предконфликтное позиционирование участников. Эта стадия характеризуется тем, что конфликта ещё нет, и его потенциальные участники еще могут отказаться от взаимодействия, ведущего к конфликту. Самостоятельные индивидуальные или организованные в группу субъекты осуществляют свою жизнедеятельность таким образом, что их цели и способы действия не являются вызовом, угрозой друг другу. Вместе с тем по крайней мере одним из субъектов действие или бездействие других начинает восприниматься как несущее потенциальную угрозу. Появляется чувство тревоги, другой субъект выделяется как ее источник.

Стадия 2. Конфликтогенная  конкуренция. На этой стадии субъекты, все еще только потенциальные участники конфликта, проявляют свои интересы таким образом, что угрозы воспринимаются сторонами не как возможность, а как реальность. На этой стадии можно выделить три этапа в развитии отношений:

    1. противостояние – осознание противоречий;
    2. проба сил, оценка своих ресурсов и ресурсов конкурента – точки зрения противопоставляются и фиксируются, подыскиваются переговорные или поведенчески проявляющиеся сильные и веские аргументы в надежде, что вторая сторона поймет и сдастся;
    3. определение или апробация основных стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Стадия 3. Собственно конфликт. На этой стадии выделяются несколько возможных ступеней в развитии конфликта. Для описания этой стадии обычно пользуются понятием «ступень», а не «этап», чтобы подчеркнуть нарастание конфликтности.

Ступень 1 – проявление стереотипов социального восприятия, мышления и поведения участников конфликта.

Ступень 2 – споры и  доведение каждого утверждения  до крайности.

Теперь замечаются только те факторы, которые совпадают с  собственными интересами, а остальное  просто игнорируется. Однако на этой ступени  для участников все еще важно вести игру правильно, т.е. честными методами. Чувство эмпатии исчезает. Вопросы ставятся так: или – или. Деление на группы становится явным.

Ступень 3 – время действовать, а не говорить. Чувство принадлежности к группе и солидарности крепнет. Переговоры прекращаются, важно действовать. На этой ступени вся конфликтная ситуация в восприятии многих приближается к порогу страха.

Ступень 4 – ступень  формирования ложных образов. Представления  друг о друге окончательно регулируются стереотипами. Нет надежды, что они изменятся. Идет вербовка сторонников. Характерно авторитарное лидерство. Понимание (подсознательное) ложности образов себя и противника порождает страх.

Ступень 5 – потеря позитивного  облика. Борьба перестает быть честной, отныне для участников конфликта цель оправдывает средства.

Ступень 6 – использование угроз  и власти. Угрозы как средство давления, люди ощущают беспомощность и  действуют панически.

Ступень 7 – ограниченное разрушение и насилие. На первый план выступает  желание нанести ущерб сопернику. Аналитическое мышление практически не используется.

Ступень 8 – разрушение контроля над  эмоциями.

Ступень 9 – тотальное разрушение, включая саморазрушение. На этой стадии невозможен ни один шаг назад. Цель достигается любой ценой –  утратой первоначальных интересов, всех ресурсов, имиджа, здоровья.

Информация о работе Психология конфликта