Психология конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:54, контрольная работа

Описание работы

Жизненные ситуации, в которых оказываются люди, чрезвычайно разнообразны. Обстоятельства жизни отдельного человека или целой социальной группы могут быть скоротечными, преходящими или, напротив, длительными застойными. Они могут характеризоваться определенной духовной атмосферой и тем или иным уровнем материальных благ. Они связаны с территориальным размещением субъектов, различными социальными иерархиями и многими другими факторами.

Файлы: 1 файл

Психология ФК.docx

— 32.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психология  конфликтов.

     Жизненные ситуации, в которых оказываются люди, чрезвычайно разнообразны. Обстоятельства жизни отдельного человека или целой социальной группы могут быть скоротечными, преходящими или, напротив, длительными застойными. Они могут характеризоваться определенной духовной атмосферой и тем или иным уровнем материальных благ. Они связаны с территориальным размещением субъектов, различными социальными иерархиями и многими другими факторами.

Обычно конфликту  предшествуют две группы явлений: объективная  жизненная ситуация, в которой  находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны - люди, имеющие  определенные интересы и ценности.

В основе любого конфликта  лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Это так называемая конфликтная ситуация. Она должна включать объекты и субъекты возможного конфликта.

Чаще всего исследователи  под конфликтной ситуацией понимают «такое стечение обстоятельств, которое  объективно создает почву для  реального противоборства между  социальными субъектами».

Чтобы конфликт начал  развиваться, необходим инцидент, когда  одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта, так и независимо от их воли и желания, вследствие либо объективных обстоятельств, либо случайности.

Аналогично и  конфликтные ситуации могут возникнуть либо по инициативе оппонентов, либо объективно, независимо от их воли и желания. Кроме  того, конфликтная ситуация может  создаваться намеренно, ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но и без определенной цели, а иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту.

Существуют различные  определения конфликта, но все они  четко дают понять, что существует противоречия, которые принимают  форму разногласия.

«Конфликт» -столкновение противоположно направленных не совместимых  друг с другом тенденций, межличностных  взаимодействия и отношений индивидов  или групп, а также в создании отдельного индивида, связанное с  острым отрицательным переживанием» 

«Столкновение-это  часто встречающаяся форма контактов  между людьми. В одних случаях  столкновение проявляется исключительно  в борьбе, в попытках противников  обезоружить друг друга. Другие формы  столкновения больше похожи на поединки боксеров или фехтовальщиков» 

Разрушительно действуют  даже не сами конфликты, а их последствия: страх, враждебность, угрозы. Может  возникнуть и закрепиться оборонительная реакция- поведение, которое входит в структуру человека и искажает характер мышления, поступков и чувств.

Конфликты могут  быть скрытыми и явными, но в основе их всегда лежит противоречия, не согласия. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д.


     Конфликт  — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями[1], выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.

 

 

Виды конфликтов

  • Внутриличностный конфликт
  • Межличностный конфликт
  • Внутригрупповой конфликт
  • Межгрупповой конфликт
  • Социальный конфликт
  • Межклассовый конфликт
  • Внутриорганизационный конфликт
  • Межэтнический конфликт
  • Педагогический конфликт
  • Учителя часто отмечают, что основная трудность в налаживании взаимоотношений с учащимися в том, что дети грубят, оскорбляют, издеваются и поэтому справиться с ними можно только строгим, а порой и жестоким обращением. С другой стороны, учащиеся жалуются, что учителя их обзывают, игнорируют, издеваются.
  • Неужели учителя не знают этой истины? Относятся к крошке, как к преступнику. Когда в школу пошел мой сын, тихий, домашний мальчик, учительница в 1м классе объявила ему бойкот. Запретила с ним играть, разговаривать. А все потому, что малыш посчитал себя несправедливо наказанным и отказывался ходить в школу.
  • Смирнова, мама бывших школьников (Новосибирск)
  • Пишет ученица средней школы. У нас есть учительница, очень злая. Когда идешь к ней на урок, то сердце в пятки уходит и начинается дрожь в коленках. Она может оскорбить ученика без особых причин при всем классе. С ней нельзя спорить, так как она может потрепать тебя. Оценки она ставит в зависимости от настроения. И создается впечатление, что она сама не знает материала.
  • Без подписи (Курск)
  • Источник: Комсомольская правда». 2002. 25 апреля
  • Часто причина конфликта учителя с учащимися не лежит на поверхности, поэтому остается для учителя непонятной. Со школьниками младших классов причинами конфликтов (из-за непринятия учащимися требований учителя) могут быть:
  • 1) смысловой барьер, возникающий по поводу того, что ребенок иначе смотрит на определенные факты (он, например, иначе относится к драке), или потому, что требование приобретает для учащегося особый смысл (кажется придиркой, насмешкой); если, например, учитель предъявляет требование в грубой форме, возникающая у ученика отрицательная эмоция по поводу формы выражения требования переносится и на его содержание;
  • 2) требование теряет побудительную силу вследствие того, что оно повторяется учителем слишком часто, по каждому пустяку; 3) требование кажется ребенку непосильным или он считает, что для его выполнения нет условий;
  • 4) неправильное мнение ученика о будто бы негативном отношении к нему учителя, связанное с несколькими необоснованными замечаниями последнего; это определяет соответствующую негативную установку на то, что говорит учитель (даже справедливое замечание воспринимается школьником как придирка; то же требование, исходящее от другого человека, школьник будет охотно выполнять).
  • У подростков появляются новые причины конфликтов с учителями, в частности расхождение представлений о характере своих прав и степени самостоятельности. Например, разница между поколениями заметно проявляется по вопросам: моды, способов развлечения, отношения к сексу, наркотикам, жизненных ценностей. Попытки учителей административно решить вопрос, в чем приходить в школу, какие украшения на себя надевать и т. п., приводят лишь к конфликтам, но не достигают цели.
  • Наличие у подростков завышенной самооценки при низких оценках их возможностей и личностных свойств, получаемых от учителей, тоже приводит к недовольству и конфликтному поведению.
  • У старших школьников причиной конфликтов с учителем могут быть выставляемые последним отметки, несогласие с ними.
  • Конфликтное поведение учащихся выражается в действиях и поступках, направленных на то, чтобы прямо или косвенно препятствовать достижению цели и намерения учителя. Упорство учителя в осуществлении своего намерения вызывает еще большее сопротивление учащихся в виде разных форм протеста и непослушания. Если учитель не меняет свою тактику взаимоотношений с учащимися, то такие столкновения становятся систематическими, а негативизм учащихся — все более упорным. Возникает уже не острый, а хронический конфликт, переходящий во вторую стадию деструктивной фазы.
  • Эта стадия, недопустимая во взаимоотношениях учителя с учащимися, характеризуется повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтроля, нарушением восприятия реакций партнера вплоть до полного искажения смысла его слов и жестов, уходом от предмета спора и переходом на личности и оскорбления.
  • На этой стадии сами конфликтующие стороны вернуться к конструктивному обсуждению уже не могут. Процесс стал неуправляемым и необратимым.
  • Исследование конфликтов в школе показало наличие существенных расхождений между представлениями учеников и учителей о причинах возникающих между ними разногласий. Так, с точки зрения учеников, основные причины их конфликтов с учителями сводятся к оскорблениям со стороны учителя, его нет.
  • Как известно, конфликт межличностного характера – это проявления внутренних качеств человека. Безусловно, каждому полноценному члену общества приходилось быть участником межличностного конфликта и не один раз. Но вопрос в том, как часто конфликты случаются с определенными людьми?
  • Ежедневно, периодически или только в исключительных случаях? Конфликтологи говорят о том, что у некоторых людей конфликты с окружающими случаются крайне часто – по несколько раз в день. И это не случайности. Такая статистика указывает на присутствие у личности таких черт, которые делают ее конфликтной. Согласно поведению и целям, которые люди преследуют, вступая в конфликт или провоцируя его возникновение, выделяют такие типы конфликтных личностей:
  •  
    1. Человек-демонстратор. Его поступки направлены на то, чтобы привлечь к себе внимание и заставить окружающих думать и говорить о себе. То, что реакция социума на такое поведение часто отрицательная, конфликтера-демонстратора не беспокоит. Он всегда стремится быть в центре внимания, а для этого постоянно прикладывает усилия к украшению своей внешности, старается быть заметным. В людях демонстратора интересует только то, как они оценивают его личность. К другим относится так, как и они к нему. Обиженный противником демонстратор чувствует себя в центре внимания, а значит, остается доволен. Такие люди нередко первыми провоцируют конфликт поверхностного характера, чтобы привлечь к себе внимание. У них высокий уровень адаптивных способностей - привыкать к новым обстоятельствам демонстраторам не сложно. В поведении демонстратора мало рациональных поступков, он чаще руководится эмоциями, нежели объективными оценками действительности. Не склонен планировать, если и занимается этим, то редко воплощает задуманное полностью. Также не способен к последовательному и терпеливому труду. Что касается поведения в конфликтных ситуациях, то оно предсказуемо демонстративное, рассчитанное на то, чтобы продолжать и продолжать конфликт. Притом, что, зачастую, демонстратор является инициатором конфликта, он никогда не признает себя зачинщиком и виновником возникшей ситуации.
  •  
    2. Ригидная личность. Этот человек вступает в конфликтные ситуации, главным образом, по причине своей подозрительности, заведомо критического и недоверчивого отношения к окружающим, руководясь своей завышенной самооценкой. Конфликтному человеку ригидного типа постоянно хочется слышать о себе только самые лучшие слова восхищения и похвал. Одобрение окружающих он принимает как должное и не тратит силы на то, чтобы благодарить людей. Вообще, ригидный человек не стремится понимать людей, а их потребности и мнения редко усчитывает в своих планах. Сам же из-за своей прямолинейности часто получает в ответ недоброжелательное отношение окружающих. Чье-то плохое отношение огорчает людей ригидного типа. Являясь участником конфликта, такой человек очень страдает от агрессии и непонимания оппонентов. Но, не смотря на свою ранимость, действующим лицом межличностных конфликтов становится часто. Другим людям сложно терпеть заносчивость и самовлюбленность ригидного человека.
  •  
    3. Неуправляемая личность. Управлять таким человеком сложно не только окружающим, но и ему самому. Его поступки и слова возникают под действием импульса, часто имеют агрессивный характер. Конфликтный человек неуправляемого типа позволяет себе девиантное поведение, обращает на себя внимание окружающих нестандартными поступками. Когда он вливается в процесс конфликта, то забывает о любых нормах и правилах поведения. И даже остыв, неуправляемый конфликтер настаивает на собственной правоте, критиковать себя не умеет. Во всех своих промахах и потерях он винит окружение и сложившиеся обстоятельства. Межличностный конфликт с этим человеком может случиться на любой почве, потому что он не умеет планировать свою деятельность, не извлекает выводов из прошлого опыта, ищет недостатки в людях, но не видит своих. Таким образом, конфликтный человек неуправляемого типа является одним их самых агрессивных конфликтеров.
  •  
    4. Сверхточная личность. Это человек, который во всем и всегда осторожен, меток, внимателен. Он контролирует себя на очень высоком уровне, при этом считает допустимым контролировать и жизнь других людей. Если в делах сверхточной личности что-то идет не гладко, она очень беспокоится, ее тревожность достигает максимума, а люди, которые касаются этого дела, попадают под ее сильный контроль и давление. Все неудачи, даже малейшие, такой конфликтер воспринимает очень болезненно. Иногда он вдруг решает, что люди его не ценят или приходит к выводу, что окружающие обманывают его в чем-то, тогда реакция сверхточной личности стандартная – контакты из сомнительными друзьями, знакомыми и коллегами прерываются, а сам человек погружается в конфликт из самим собой. Конфликтные личности сверхточного типа отличаются искаженным восприятием отношений между людьми, именно это для них, чаще всего, и становится причиной возникновения конфликта.  
    Существует и бесконфликтный тип личности. Он тоже проблематичен, ведь к нему относятся люди, которые не могут вступить в конфликт для отстаивания своих прав и интересов. По жизни они ориентируются на сильных и влиятельных людей, подстраиваясь под них, люди бесконфликтного типа проходят свой жизненный путь. Им легко что-то внушить, легко заставить действовать по наводке. При этом бесконфликтная личность не склонна к волевым поступкам и критике своей личности. Она переживает внутренние конфликты, но не решается конфликтовать с другими людьми. 
  • Как известно, конфликт – явление неизбежное. В мире постоянно идет борьба противоположностей: белого и черного, дня и ночи, добра и зла… Люди устроены таким же образом. Вступая друг с другом в конфликт, мы анализируем ситуацию, выбираем оптимальный план по разрешению ситуации. Оценка соперника, плюсов и минусов конфликта часто происходит неосознанно, поэтому поведение человека в конфликте часто носит эмоциональный и спонтанный характер.
  • Выделяют пять типов поведения в конфликте:
  • 1.Соперничество 
    В конфликтах человек такого типа поведения руководствуется, в первую очередь, личными интересами. Желания второго участника конфликта уходят на второй план. Однако, в конечном итоге, такой тип поведения в конфликте сводится к выбору между борьбой и взаимоотношениями. Оба типа эффективны в определенных ситуациях: там, где требуется настойчивость и властность стратегия борьбы более целесообразна, а там, где следует пойти на компромисс, работает стратегия взаимоотношения.
  • 2.Приспособление 
    Данная модель поведения в конфликте говорит о том, что интересы соперника приоритетнее, чем собственные. Человек, принимающий эту модель поведения, старается уйти от конфликта, избежать его. Стратегия приспособления может быть как тактическим шагом на пути к достижению предмета конфликта, так и характерной особенностью человека. Данный тип поведения схож с моделью соперничества: здесь перед человеком стоит выбор между ценностью предмета конфликта и межличностных отношений. Но в типе приспособления всегда выигрывает ценность межличностных отношений.
  • 3.Компромисс 
    Этот тип поведения в конфликте ставит собственные интересы и интересы соперника на один уровень. Компромисс способствует положительному протеканию конфликта. Однако ошибочно предполагать, что компромисс является способом разрешения конфликтной ситуации. Скорее всего, компромиссное решение – это лишь шаг на пути к решению проблемы.
  • 4.Избегание 
    Такой тип поведения человека говорит об уходе от конфликтной ситуации. В этом случае интересы как собственные, так и сопернические не имеют никакого значения. В ситуации, когда предмет конфликта незначителен, конфликт исчерпывается. Иными словами, происходит взаимная уступка.
  • 5.Сотрудничество 
    Этот тип поведения характеризуется тем, что интересы противника и собственные желания находятся на одинаково высоком уровне. Сотрудничество – собирательный тип поведения в конфликте, включающий в себя все вышеперечисленные типы (соперничество, избегание, компромисс и приспособление). Как один из самых сложно устроенных типов, сотрудничество стремится к совместному решению проблемы, учитывая сбалансированность интересов сторон и ценность межличностных отношений.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Часто высказываемые учителем претензии  к учащимся расплывчаты, не конкретны, Учитель, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к  учебе». При такой формулировке претензии  ученику остается только гадать, в  чем проявляется это его плохое отношение. В другом случае к основной претензии учитель приплетает и  другие. Например, в учительской  один учитель проверяет тетради, а другой слишком громко разговаривает  по телефону. Первый, опытный, авторитетный в школе учитель говорит второму, только недавно пришедшему работать в школу: «Не слишком ли громко вы разговариваете по телефону?», добавляя при этом как бы про себя: «Почему-то все должны работать, а некоторые — заниматься болтовней!». В этом случае первый учитель расширил предмет конфликтной ситуации, так как фактически оскорбил молодого учителя; конфликт возникает уже не по поводу громкого разговора, а из-за обвинения в безделии.

Важно соблюдать правило «сокращения  числа претензий за один раз». Одновременное  высказывание многих претензий создаст  у учащегося впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и  он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют. У него возникает раздраженность по поводу того, что «на вас ничем не угодишь» и «если я вам не нравлюсь, я  могу и уйти. Не больно-то и хотелось заниматься в вашем кружке!».

Справедливо, непредвзято  относиться к инициатору конфликта. Всякий межличностный конфликт начинается с того, что появляется человек, чем-то недовольный. Раз человек выступает с несогласием, с обидами, претензиями — значит он ждет, что другая сторона прислушается к нему и изменит свое поведение. Поэтому учителю следует выработать у себя установку, что учащийся всегда имеет какие-то основания для жалобы, недовольства и высказывает их не ради удовольствия (что, правда, бывает у склочника), а потому, что его что-то тяготит, заставляет переживать, мучиться. Поэтому учителю не следует сразу же отмахиваться от высказываемых учащимися претензий и тем более упрекать и ругать жалобщиков, а нужно их спокойно и внимательно выслушать, понять их претензии.

Проявлять эмоциональную  выдержку. Нередко к конфликту приводит эмоциональный тон разговора учителя с учащимися. Категоричность, безапелляционность высказываний, повышенный тон, наступательность без выбора выражений приводят учащихся в напряженное эмоциональное состояние. Естественно, что такая бестактность, а порой и грубость, вызовет ответную реакцию учащихся: как говорится, «посеешь ветер — пожнешь бурю». Цель же учителем достигнута не будет. Поэтому учитель должен сдерживать свои эмоции и тем более не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.

Формулировать позитивное решение конфликтной ситуации. В случае предъявления учащимся претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации учитель должен предложить способ ее разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть оказание помощи, частичная уступка, смягчение требований.

Некоторые учителя пытаются разрешить  конфликты с учащимися с помощью  администрации школы, классного  руководителя, родителей (вызывают их на урок, чтобы они видели, как ведет себя их ребенок). Это, однако, мало что дает, скорее приводит к потере престижа учителя в глазах учащегося. Разрешение конфликта наложением на учащихся различных санкций хотя и является основным в практике учителей, не очень эффективно, хотя пренебрегать этим способом тоже не следует (не используя при этом, конечно, угрозы, высмеивание).

Ошибка многих учителей и состоит  в том, что они считают конфликт устраненным, если его внешнее проявление у ученика после принуждения  исчезло. В действительности же, заставив ученика выполнить свое распоряжение, учитель не устранил причину конфликта, а перевел его в другую, скрытую  форму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Богданов Е.Н. Зазыкин В.Г. - Психология личности в конфликте, Питер 2004 год.

2. Гришина Н.В. - Психология конфликта, Питер 2006 год.

3. Райгородский Д.Я. - Психология личности, Бахрах-М 2008 год.

4. Хасан Б.И. - Учебное пособие Психология конфликта и переговоры, Академия 2008 год.

 

 


Информация о работе Психология конфликтов