Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 16:16, реферат
Конформизм – это морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (это может быть мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т.п.)
Введение
1. Разновидности конформизма
2. Роль конформизма и факторы, его обуславливающие
3. Классические исследования конформизма
4. Подверженность конформности
5. Утверждение собственной уникальности
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Разновидности конформизма……………
2. Роль конформизма и
факторы, его обуславливающие……
3. Классические исследования конформизма………………………………8 - 10
4. Подверженность конформности………………………………………11 - 13
5. Утверждение собственной уникальности………………………………14 - 15
Заключение……………………………………………….…
Список литературы…………………………………
Введение
Конформизм – это морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (это может быть мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т.п.)
Проблема конформизма является высокозначимой не только применительно к взаимоотношениям личности и относительно локальной группы (учебной, рабочей и т. д.), но и в гораздо более широком социальном контексте.
Конформизм особенно отчетливо проявляется в условиях тоталитарного общественного устройства, когда личность боится противопоставлять себя господствующей элите и подчиненному ей большинству, опасаясь не просто психологического давления, а реальных репрессий и угроз своему физическому существованию. На личностном уровне конформизм чаще всего выражается в качестве такой личностной характеристики, которая в социальной психологии традиционно обозначается как конформность, то есть готовность индивида поддаться как реальному, так и воспринимаемому как таковое давлению группы, если не стремлению, то, во всяком случае, предрасположенности изменить свои позицию и видение в связи с тем, что они не совпадают с мнение большинства. Понятно, что в одних случаях подобная "податливость" может быть связана с реальным пересмотром своих позиций, а в другом — лишь со стремлением хотя бы на внешнем, поведенческом уровне избежать чреватого негативными санкциями противопоставления себя конкретному сообществу.
В данной работе будут рассмотрены разновидности конформизма, его роль и факторы его обуславливающие, а также классические исследования, подверженность конформности и утверждение собственной уникальности.
Существует несколько разновидностей конформизма.
Внешний конформизм называется уступчивостью. Мы уступаем требованиям окружающих, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания. Если наша уступчивость представляет собой ответ на недвусмысленный приказ, то ее можно назвать подчинением.
В психологии известен феномен
малых уступок, когда люди, согласившиеся
выполнить маленькую
Иногда мы и сами искренне верим в то, что нас вынуждает делать группа. Мы можем пить молоко, как миллионы других людей, потому что считаем его полезным. Этот внутренний, искренний конформизм называется одобрением.
Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п.
М. Дойч и Г. Джерард разработали «информационную теорию конформности, в соответствии с которой были выделены два вида группового влияния:
* нормативное
(когда давление оказывает
* информационное (когда давление оказывает меньшинство и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).
Механизм влияния в двух этих случаях различен: большинство в полном смысле «давит» нормой, подчиняя себе мнение индивида. Он при этом изменяет свое поведение, демонстрируя согласие, оставаясь внутри при своем мнении. Именно это и означает внешний конформизм. Меньшинство лишь предлагает индивиду новую информацию, и если индивид доверяет ей, он изменяет свое мнение, т.е. как бы происходит его «обращение», принятие новой точки зрения. В данном случае демонстрируется внутренний конформизм.
Конформизм – изменение
поведения или убеждений
Уступчивость – это внешнее следование требованиям группы при внутреннем неприятии их.
Одобрение – это сочетание поведения, соответствующего социальному давлению, и внутреннего согласия с требованиями последнего.
2. Роль конформизма и факторы, его обуславливающие
В бытовом использовании слова «конформизм», «конформный» имеет чаще всего отрицательную окраску, акцентирующую внимание на негативной роли конформизма. Из-за образующейся ложной дилеммы нонконформизму часто приписывают отсутствие негативных качеств, свойственных конформизму, и положительные качества, отсутствующие у конформизма.
Положительная роль:
* формирование
единства в кризисных
* упрощение организации
совместной деятельности за
* уменьшается время адаптации человека в коллективе;
* группа приобретает единое лицо.
Отрицательная роль
* конформизм снижает
способность самостоятельно
* конформизм притупляет
критичность восприятия
* конформизм способствует
некритичной подмене
* конформизм способствует
развитию предрассудков и
* конформизм снижает способность к оригинальным и творческим идеям.
Факторы, обуславливающие конформизм
* характер межличностных отношений (дружественных или конфликтных)
* необходимость
и возможность принимать
* размер коллектива (чем он меньше, тем сильнее конформизм)
* наличие сплоченной группы, оказывающей влияние на остальных членов коллектива.
* сложившаяся
ситуация или решаемая проблема
(сложные вопросы могут
* формальный статус человека в группе (чем выше формальный статус, тем меньше проявления конформизма)
* неформальный статус человека в группе (неконформный неформальный лидер быстро теряет статус лидера)
3. Классические исследования конформизма
Суть эксперимента, проведенного Шерифом и посвященного формированию социальных норм, заключалась в следующем:
В первый день один испытуемый был помещен в темную комнату, в которой светилась одна точка, которая постепенно начинала двигаться. Испытуемый должен был определить, на какое расстояние точка сдвинулась. Предположим, он указал 15 см. На другой день в комнату были помещены трое испытуемых, и каждый предлагал свою версию сдвига точки: один указал 2,5 см, второй — 5 см, а «ветеран» стоял на своем — 15 см. На третий день позиции испытуемых начали сближаться: 3 см — 6 см —7,5 см. На четвертый день позиции совпали: все трое назвали одно и то же расстояние, на которое переместилась точка.
Этот метод был использован Шерифом и его помощниками для того, чтобы понять, насколько люди внушаемы.
Эксперимент С. Аша, рассматривавший давление группы, был осуществлен в 1951 г. и заключался в следующем:
Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки — в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке — три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного («наивного субъекта»). Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам «подставной группы» отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал «наивный субъект», и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%) «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали кон-формное поведение.
Эксперименты Милгрэма – изучение того, что происходит с людьми, когда приказы наделенных властью лиц расходятся с требованиями их собственной совести. Экспериментатор, говорит испытуемым, что в лаборатории проводится новаторское исследование — изучается влияние наказания на обучение, и требует, чтобы один из них («учитель») заставил другого («ученика») запомнить перечень парных понятий, наказывая за ошибки ударами электрического тока возрастающей силы. «Учитель» (он пришел в лабораторию по газетному объявлению) получает несильный «ознакомительный» удар током, после чего наблюдает за тем, как «ученика» усаживают в кресло, привязывают к нему и закрепляют электроды у него на запястье.
Затем экспериментатор и «учитель» возвращаются в лабораторное помещение, и «учитель» занимает свое место перед «генератором тока», снабженным переключателем, с помощью которого «напряжение» можно варьировать от 15 до 450 вольт, причем цена деления составляет 15 вольт. На шкале сделаны надписи: «Слабый удар», «Очень сильный удар», «Опасно: сильнейший удар!» и тому подобные. В интервале от 435 до 450 вольт появляется надпись «XXX». Экспериментатор говорит учителю, что за каждую последующую ошибку «ученик» должен получать более сильный удар, чем за предыдущую. При каждом повороте переключателя вспыхивает лампочка, срабатывает реле и звучит зуммер.
Если «учитель» подчиняется приказам экспериментатора, он при 75, 90 и 105 вольтах слышит стоны «ученика». При 120 вольтах «ученик» кричит, что ему больно.
участниками эксперимента Милгрэма были 40 мужчин — представители разных профессий в возрасте от 20 до 50 лет, — 26 из них (65%) дошли до 450 вольт. Впрочем, правильнее сказать, что все они подчинялись команде экспериментатора «Продолжать!» до тех пор, пока после двух ударов он сам не останавливал их.
Факторы, влияющие на проявление конформизма:
* эмоциональная удаленность жертвы,
* присутствие
«носителя власти» и его
* институциональность власти;
* раскрепощающее
влияние тех, кто не
4. Подверженность конформности
Изучение социальными
психологами связи между
В 1980-е гг. мысль о том, что индивидуальные диспозиции играют незначительную роль, подвигла специалистов в области психологии личности обратиться к изучению обстоятельств, при которых они все-таки прогнозируют поведение. Результаты их исследования подтвердили следующий принцип – если установки, личностные качества редко точно прогнозируют какое-либо конкретное действие индивида, то они значительно надежнее прогнозируют его обычное поведение в большинстве ситуаций.