Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

Человеком является представитель вида Homo sapiens. Как сказал Д. Дидро: человек – это наивысшая ценность, поэтому изучение человека является наиболее интересным. Человек – это единственный создатель культурных достижений на земле, основанных на нейробиологических механизмах человеческого тела. Развитие техногенной цивилизации позволяет развивать и человеческую культуру представителя Homo sapiens, т.к. человек связан с окружающей природной средой, связями с общественностью, космосом и т.д. Являясь продуктом биологической эволюции, человек способен воспроизводить эволюцию всей Вселенной в информационном аспекте. Социально-деятельное универсальное развитие позволяет человеку сохранять тесную взаимосвязь между социальными, физическими, биологическими и космическими явлениями и факторами.

Файлы: 1 файл

контр по психологии.docx

— 25.25 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По  дисциплине «Психология и педагогика».

Тема 4. Психология личности.

Вариант 13.

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

  Выполнила:

                                                                                          Курс:  1

Преподаватель:

 

 

Липецк – 2012 г.

 

1.Охарактеризуйте соотношения понятий «человек», «индивид», «личность»?

 

Человеком является представитель  вида Homo sapiens. Как сказал Д. Дидро: человек – это наивысшая ценность, поэтому изучение человека является наиболее интересным. Человек – это единственный создатель культурных достижений на земле, основанных на нейробиологических механизмах человеческого тела. Развитие техногенной цивилизации позволяет развивать и человеческую культуру представителя Homo sapiens, т.к. человек связан с окружающей природной средой, связями с общественностью, космосом и т.д. Являясь продуктом биологической эволюции, человек способен воспроизводить эволюцию всей Вселенной в информационном аспекте. Социально-деятельное универсальное развитие позволяет человеку сохранять тесную взаимосвязь между социальными, физическими, биологическими и космическими явлениями и факторами.

 

Человек, в  первую очередь, является пластичным существом, которое несет в себе следы  биогенетической, социокультурной  и космофизической эволюции. В  ходе развития истории человечества во все времена наиболее запутанным является загадка человеческой природы. В связи с этим было проведено  множество исследований и выдвинуто  множество концепций познания человеческой сущности. Однако единого точного  мнения найдено не было, поскольку  люди различаются не только внешне, но и своими внутренними качествами. Возможным является только выделение  человеческой расы, объединяя некоторых  представителей. Социальные и естественные науки предпринимают попытки  понять человеческое поведение и  сущность человека. Данная проблема наиболее актуальная в современном мире.

Понятие личности.

Под «личностью»  понимают  человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком  смысле слова) .Личность-это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

  В личности выделяется ее общественная  сущность. Вне общества, вне социальной  и профессиональной группы человек  не может стать личностью, у  него не сформируется человеческий  облик: т. е. создает человека  природа, а формирует его общество.

  Сущностная характеристика личности  и ее основные особенности  определяются:

  а) содержанием мировоззрения  человека, т. е. сложившейся у  него системой убеждений, научных  взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые  стали его внутренним достоянием  и отложились в сознании в  виде определенных жизненных  целей и интересов, отношений,  позиций; 

  б) степенью целостности мировоззрения  и убеждений, отсутствием или  наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы  разных слоев общества. Целостность  мировоззрения нарушается, если  личность руководствуется или  находится под влиянием противоречивых  интересов, носителем которых  она вдруг оказывается в силу  различного рода социальных обстоятельств; 

  в) степенью осознанности человеком  своего места в обществе. Очень  часто бывает, что человек слишком  долго не может в силу разного  рода обстоятельств найти своего  места в обществе, что не позволяет  его мировоззрению окончательно  оформиться и эффективно проявляться; 

  г) содержанием и характером  потребностей и интересов, устойчивостью  и легкостью их переключаемости,  их узостью и многогранностью.  Будучи достаточно изменчивыми,  потребности и интересы личности  при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;

  д) спецификой соотношения и  проявления различных личностных  качеств. Личность настолько многогранна  в своих индивидуально-психологических  проявлениях, что соотношения  ее разнообразных качеств могут  сказываться и на проявлениях  мировоззрения, и на поведении. 

 

Понятие индивида.

Индивид –  человек как представитель рода, телесное бытие человека.

 Человек  как индивид – это существо  материальное, природное, телесное  в его целостности и неделимости.  Индивидные характеристики –  возрастно-половые и индивидуально-типические. Познание человека как индивида  предполагает рассмотрение природных  основ человеческой жизни, его  психологии. Высшая интеграция индивидуальных  свойств человека представлена  в темпераменте и психологических  задатках.Понятие индивид рассматривается как конкретный человек, т.е. единичный представитель из всего человеческого рода или какой-либо социальной группы. Данная характеристика позволяет отделять одного человека от группы остальных. Понятие индивид позволяет наделить человека всем богатством неповторимых и уникальных его личностных качеств. Индивидуальные свойства выражают личностные качества индивида.

Человек как  индивидуальность.

Индивидуальность  – это самое узкое по содержанию понятие. Индивидуальность - не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно.

 Индивидуальность  может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере  и сразу во всех сферах психической  деятельности. Индивидуальность характеризует  личность конкретнее, детальнее  и тем самым полнее. Она является  постоянным объектом исследования  при изучении каждой конкретной  личности.

В результате, понятие «человек» включает в  себя совокупность человеческих качеств, независимо от того, присутствуют или  отсутствуют они у данного  конкретного человека. Понятие «индивид»  характеризует именного его и  дополнительно включает такие психологические  и биологические свойства, которые  наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

 

Соотношение понятий человек, индивид, личность исследовалось достаточно длительное время, поскольку они являются взаимозаменяемыми  понятиями. Выше мы ознакомились с данными  понятиями более конкретно. Человек  – это существо, заключающее в  себе единство и соотношение психических, биологических и социальных уровней, формируемых из наследуемого и приобретаемого в течении жизнедеятельности. Являясь наивысшей ступенью развития на всем земном шаре, он определяется как целостная биосоциальная система.

 

Личность  человека всегда была и остается одной  из самых интригующих тайн, волновавших  и волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский  философ Н.А. Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна  личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она  и есть целый мир. Человек —  микрокосм и заключает в себе все".

 

 

Вопрос  №2 «Понятие структуры личности».

  В психологической науке имеется  несколько общепризнанных положений  относительно личности. По крайней  мере, можно говорить о четырех  аксиомах:

1. личность присуща каждому человеку;

2. личность есть то, что отличает  человека от животных, у которых  личности нет; 

3. личность есть продукт исторического  развития, то есть возникает на  определенной ступени эволюции  человеческого существа;

4. личность есть индивидуальная  отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного  человека от другого. Общаясь  с людьми, мы, прежде всего, ориентируемся  на особенности их личностного  склада.

  Следует сказать, что до сих  пор понятие "личность" на  Востоке и на Западе трактуется  по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве, личностью  считался святой, праведник, подвижник.  В восточной культуре собственно  о личности заговорили со времен  Конфуция (554 — 479 гг. до н.э.), для  которого личностью был "благородный  муж", то есть активно участвующий  в управлении государством, пекущийся  о его благе. В новое время  западная личность — это, прежде  всего, индивидуальность, как бы  стоящая над обществом, а идеал  восточной личности — человек,  добровольно отдающий себя служению  обществу.

  Структура личности – это основные  части личности и способы взаимодействия  между ними. Структура личности  – это то, из чего (из каких  элементов) и как построена  личность.

  В целом, структура личности  может быть - в теоретическом плане  - представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна: 

1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);

2) социально-специфические черты  (социальные установки, роли, ценностные  ориентации);

3) индивидуально-неповторимые черты  (темперамент, сочетание ролей,  самосознание).

  Личность - система социально значимых  качеств индивида, мера овладевания им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

  В качестве относительно самостоятельных  компонентов структуры личности  можно выделить:

1) динамику ее психических процессов  — темперамент; 

2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности  — способности; 

3) направленность личности —  характерные для нее потребности,  мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии  и антипатии, идеалы и мировоззрение; 

4) проявляясь в соответствующих  обобщенных способах поведения,  направленность обусловливает характер  личности.

  Личность — это единое целостное  образование, отдельные элементы  которого находятся в закономерных  взаимосвязях. Так, природные особенности  индивида — тип его высшей  нервной деятельности — закономерно  определяет его темперамент. Темперамент  проявляется во всех действиях  личности. Тип высшей нервной  деятельности и темперамент человека  обусловливают в известной мере  его способности. 

  Способности человека обусловливают  возможности его включения в  определенные виды деятельности, поэтому они влияют на формирование  направленности личности. Направленность, способность и темперамент человека преломляются в чертах характера.

  Психические свойства многосистемны, то есть они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.

  Так, в процессе познания первостепенное  значение приобретают гностические  свойства личности: сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные (когнитивные). В процессе трудовой деятельности первостепенное значение имеют соответствующие способности и характер, а в процессе общения — характер и коммуникативные свойства (речевые особенности, контактность, рефлексивность, суггестивность, конформность, психологическая совместимость и др.). Совокупность психических свойств образует психический склад личности.

  Следует вывод - все компоненты  личности, образующие ее структуру,  тесно связаны между собой.  Поэтому, если из структуры  личности исключить какие-либо  психические процессы и состояния,  то она будет неполной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Определите понятие по следующим определениям:

А)человек как представитель рода, телесное бытие человека;

Б)человек как носитель предметно - практической деятельности;

В)человек как социальное существо, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других;

Г)человек как уникальная самобытная личность,реализующая себя в творческой деятельности;

 

1)индивид

2)субъект

3)личность

4)индивидуальность

 

А)-1

Б)-2

В)-3

Г)-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1. Ярошевский М.Г. «Психология в ХХ столетии » - М.: Политиз - дат 1974;

 

2. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480с.

3. Боголюбов  Л.Н. «Человек и общество Обществознание»


Информация о работе Психология личности