Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:52, контрольная работа
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
1. Охарактеризуйте понятия «эмоции» и «чувства» ………………………….4
2. Проанализируйте понятие «эмоциональные состояния»……….……..…..8
3. Соотнесите понятия и их определения.…………………………………......12
4. Литература……………………
План:
1. Охарактеризуйте понятия «эмоции» и «чувства» ………………………….4
2. Проанализируйте понятие «эмоциональные состояния»……….……..…..8
3. Соотнесите понятия и их определения.………………………………….....
4. Литература……………………………………………………
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
Чувства и эмоции – взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности. Эмоции – это более длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или воспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.
Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. Функции эмоций:
Виды эмоций:
К. Изард выделил следующие основные эмоции:
Выделяют две основные функции чувств:
Основные качества эмоций и чувств:
Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам. Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающим миром или при знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым. Оно снимается при изменении ситуации.
В эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.
В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей деятельности и к самому себе. Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме.
Специальные исследования
показывают, что эмоциональные переживания
обусловлены нервным возбуждени
Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращение сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение или покраснение кожи). Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного давления, мышечной активности.
Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения. Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека называется настроением. Оно весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.
По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы:
Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; а астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме. Примером стенических эмоций может быть чувство радости.
У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек обычно много жестикулирует, прыгает, пляшет, бьет в ладоши, издает радостные крики, громко смеется, совершает другие быстрые и энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы, он чувствует себя легко, бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он много и оживленно говорит, быстро соображает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы.
Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали.
В состоянии печали, благодаря деятельности вазомоторного аппарата, кровеносные сосуды сокращаются, и возникает известная анемия кожи, внутренних органов и, главное, мозга. Лицо становится бледным, удлиняется, вытягивается, теряет свою полноту, приобретает резко выраженные заостренные черты, снижается температура кожи, появляется ощущение холода и даже озноба. В связи с замедлением кровообращения возникает затрудненное дыхание, одышка. Пониженное питание мозга вызывает снижение деятельности произвольного двигательного аппарата: движения становятся медленными, вялыми, совершаются с трудом и неохотно, вследствие чего уменьшается продуктивность работы; походка становится медленной, человек не идет, а как бы «плетется».
К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффект, стрессы, фрустрации и страсти.
Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.
Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других - плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное,
они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное нестроение, они всегда боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.
2. Аффект (от лат. affectuctus - “душевное
волнение”) - сильное и относительно
кратковременное эмоциональное состояние,
связанное с резким изменением важных
для субъекта жизненных обстоятельств
и сопровождаемое резко выраженными двигательными
проявлениями и изменением в функциях
внутренних органов. Аффект
3. Стресс (от англ. stress - “давление”, “напряжение”) – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми.