Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 14:33, творческая работа
Структура личности;
Феномен человека;
Личность;
Темперамент;
Теории темперамента;
Влияние темперамента на учебную деятельность.
Выполнила:Токарева Н.С.
Психология личности
Введение:
Структура личности:
Восприятие, память, воля, эмоции, чувства, мышление
Потребности, интересы, склонности
Способности, темперамент, характер
Феномен человека
Индивидуумом рождаются, Личностью становятся,
Индивидуальность отстаивают. (В.П.Зинченко)
Четыре типа
темперамента
Темперамент
«Закономерное соотношение
устойчивых особенностей
(В.А. Крутецкий)
«Индивидуально своеобразная,
природно обусловленная
(Н.С. Лейтес)
«Это «качество личности,
сформировавшееся в личном
(К.К. Платонов)
«Темперамент есть
самая общая характеристика
(И.П. Павлов)
«Это динамическая
характеристика психической
(СЛ. Рубинштейн )
Теории темперамента
Гуморальные
Конституциональные
Физиологические
Принадлежность человека
определенному типу
Производность свойств—
параметров — психических
(Э. Кречмер, Э. Шедон и др.)
Рассматривается зависимость
темперамента от типа нервной
системы
(И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын
и др.)
Гуморальная теория
Создателем учения
о темпераменте считается
1.сангвиник (от лат. sanguis — кровь),
2.флегматик (от герч. phlegma — слизь, мокрота),
3.холерик (от греч. chole — желчь) ,
4.меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь).
Конституциональная теория
Типология, предложенная
Э. Кречмером. Главная его идея
заключается в том, что люди
с определенным типом
1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.
2. Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
3. Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
4. Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
С названными типами
строения тела Кречмер
Шизотимик имеет
астеническое телосложение, он замкнут,
подвержен колебаниям
Физиологическая теория
Согласно учению
И. П. Павлова, индивидуальные особенности
поведения, динамика протекания
психической деятельности
.
Были установлены
три свойства процессов
1) сила процессов возбуждения и торможения,
2) уравновешенность
процессов возбуждения и
3) подвижность (сменяемость)
процессов возбуждения и
Комбинации указанных
свойств нервных процессов
Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.
Сильный неуравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ
Сангвинический темперамент характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же
быстро остывает, теряет
интерес к тому, что совсем
еще недавно его очень
Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в
контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
Такой человек нередко
бывает сдержанным и особенно
контролирует себя при выдаче
обещаний. Он никогда не обещает
того, что не в состоянии сделать,
весьма страдает от того, что
не может выполнить данное
обещание, даже в том случае, если
его выполнение
Меланхолический темперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой.
Холерический темперамент характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
Влияние темперамента на учебную деятельность
Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе.
Но и самая инертная
нервная система не лишена
некоторой пластичности, поэтому
эта медлительность может быть
до некоторой степени
Ученики–меланхолики. У них быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников–меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач.
Они производят на
таких детей тормозящее, дезорганизующее
влияние. Наоборот, систематическое
ободрение, внушение веры в собственные
силы, раскрытие еще не
Ученики–сангвиники. В качестве положительных сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами.
К числу недостатков
учеников с сангвиническим
Учеников–сангвиников
следует убеждать в
Ученики–холерики. Их характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение. Важная задача в работе с ними – предупредить появление аффектов. Для этого нужно переключить внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции, на какой–либо «нейтральный» объект, чтобы произошел спад возбуждения, и лишь затем делать замечание. Нужна спокойная,.
Быстрый темп письма,
отрицательно сказывающийся на
его качестве (плохой почерк, пропуск
букв); торопливость при чтении, приводящая
к недочитыванию слов или к
неправильному их прочитыванию
и, как следствие, к плохому пониманию
прочитанного; ошибки при выполнении
вычислительных операций при
недостаточной степени их