Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:24, реферат

Описание работы

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные признаки и процессы. Главной задачей личностной психологии является попытка создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

Файлы: 1 файл

Темперамент и характер.docx

— 71.26 Кб (Скачать файл)

Однако у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.

 

Флегматический темперамент

Для человека с флегматическим темпераментом характерны пассивность, размеренность, спокойствие, вдумчивость, направленность. Он медлителен, нетороплив, спокоен и уравновешен. Это человек с замедленными реакциями. Он тяжело включается в работу и сравнительно медленно выходит из нее. В его деятельности проявляется основательность, вдумчивость, упорство. Такой человек обычно доводит начатое до конца.  Все психические процессы у флегматика как бы замедленны. Он сравнительно медленно переходит из одного состояния в другое, например, из состояния спокойствия в состояние возбуждения, и наоборот.

Эмоциональный фон деятельности флегматика выражен слабо. Однако такой человек является динамически уравновешенным, что означает, что процессы возбуждения и торможения у него протекают хотя и медленно, но в то же время одинаково по силе и длительности. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, сдержан, в меру общителен. Обладает высокой активностью, но малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или довести до слез. Он остается равнодушен, когда вокруг громко смеются. Обычно у таких людей бедная мимика, движения невыразительны и замедленны. Флегматики ненаходчивы, с трудом переключают внимание и приспосабливаются к новой обстановке.

Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он   проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

 

Меланхолический темперамент

У меланхоликов медленно протекают психические процессы. У них замедлена и затруднена реакция на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы. Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются глубиной, большой силой и длительностью, однако протекают медленно, так же, как и все психические процессы; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения. Мимика слабая, поэтому внешние проявления эмоций и переживаний слабо выражены.

Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество.[5]

Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта.

 Следует  помнить, что деление людей на  четыре вида темперамента очень  условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека  соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются  относительно редко . Лишь в том случае, если у человека черты одного типа темперамента существенно преобладают над другими, его очень условно можно отнести именно к этому типу темперамента.

Физиологические основы характера. Типичное и индивидуальное.

Общие качества личности и своеобразные, присущие только ей черты – это и есть характер. В своей деятельности и взаимодействии с окружающей средой человек проявляет различные свойства.

Некоторые из таких особенностей не имеют большого значения, другие кратковременны, третьи не влияют на деятельность человека и его отношение к окружающему миру. Однако существуют устойчивые индивидуально-психологические особенности людей, которые определяют их деятельность.


Некоторые общие черты характера связаны с развитием и особенностями определенных психических процессов человека. Но для того, чтобы эти особенности стали чертами характера необходимо, чтобы они вместе с другими особенностями личности определяли свойственное только данному человеку поведение, отношение к окружающему миру.

Однако характер – это не просто суммирование свойств личности. Каждый человек имеет много характеристических особенностей и еще больше оттенков этих особенностей. И, чтобы изучить человека, необходимо понять, что определяет его действия, поступки, что влияет на его отношение к окружающему миру.

В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.[6] Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

Характер в отличие от темперамента определяется не столько свойствами нервной системы, сколько культурой и воспитанием человека. Характер человека определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда обдуман, объяснен и оправдан. Говоря о характере, мы обычно подразумеваем способность личности проявлять самостоятельность,  волю и настойчивость вне зависимости от обстоятельств. Также можно сказать, что характер проявляется как в деятельности, так и в общении, придавая поступкам, действиям и поведению людей характерные черты, специфический оттенок. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.


Однако темперамент оказывает существенное влияние на проявление характера, окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша.

 С  другой стороны, темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления . [7]

С характером неразрывно связаны и способности. Эта связь выражается и в том, что формирование некоторых черт характера, таких как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость и формирование способностей личности происходит в одной деятельности. Например, в процессе труда развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера .

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов.

Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться и проявляться она будет по-разному в зависимости от типа.


 Характер не наследуется и не является врожденным, постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят общественно-исторический характер  и индивидуально-своеобразный характер.

Поэтому характер каждого человека определяется как его общественной жизнью, так и жизнью индивидуальной, личной. Вследствие этого существует бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни.

Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни, который формирует черты характера людей, но в то же время каждый человек обладает присущими только ему свойствами.[8]

 

Черты характера и его психологические особенности.

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к труду.


В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство.

Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах  характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.

Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий, представлении личности о том, как он выглядит в глазах окружающих. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство .

Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов.

Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера.

 Под  волей понимается сложный психический  процесс, который вызывает активность  человека и пробуждает его  действовать направленно. Воля является  способностью человека преодолевать  препятствия, добиваться поставленной  цели. Конкретно она выступает  в таких чертах характера, как  целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество.

Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств.

Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И.П. Павлов подчеркивал, что человек – это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться . Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент.

 

  Заключение

Каждый человек уникален. Как нет двух совершенно одинаковых капель воды, нет и двух совершенно одинаковых людей. Люди отличаются не только внешне, они отличаются присущими только конкретной личности качествами и свойствами психики.

Отличия психических процессов проявляются в деятельности людей в их поступках, манере общения. Эти особенности придают совершенно уникальный оттенок поступкам людей и их отношению к окружающему миру.

Темперамент – индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов. Под динамикой понимают ритм, темп, продолжительность, интенсивность психических процессов, и в частности процессов эмоциональных.  Темперамент – основа проявления психологических качеств личности. Каждому темпераменту присущи конкретные качества. Однако это не означает, что формирование несвойственных данному темпераменту качеств невозможно. Темперамент меняется не только под влиянием общества и окружающей среды. Он точно также может измениться и в результате самовоспитания. Человек, осознавая сильные и слабые стороны своей психики, способен воздействовать на них, укрепляя слабые и опираясь на сильные.

Характер же – это сочетание наиболее устойчивых волевых качеств человека, существенных особенностей личности. Характер формируется и изменяется в процессе деятельности индивида. Каждый характер индивидуален, однако характерам можно дать оценку по силе, наличию тех или иных качеств.

Характер и темперамент являются органическим сплавом, определяющим характеристику его индивидуальности, качества и свойства личности, присущие только одному-единственному человеку. Темперамент и характер не являются синонимичными понятиями, однако они неразрывно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии.

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник, 1990.
  2. Первин Л. , Джон О.Психология личности: Теория и исследования, 2001.
  3. Слотина Т. В.  Психология личности: Учебное пособие, 2008
  4. Т. Каратьян Психология личности: конспект лекций, 2008
  5. Дж. Капрара, Д. Сервон Психология личности, 2003
  6. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ
  7. Холл К., Линдсей Д. Теории личности
  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии
  9. Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие, 2009
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии

Информация о работе Психология личности