Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:51, контрольная работа
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Введение
1. Понятия и виды малых групп
2. Формирование малой группы
3. Этапы развития малой группы
4. Психологические механизмы развития малой группы
Список используемой литературы
Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.
Учет социально-
3. Этапы развития малой группы
Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко, в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.
В концепции Л.И.Уманского поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, Референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.
Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив — реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры,
В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива. Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразова-ния представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.
В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским, развитие группы характеризуется по двум основным критериям: степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и ее общественная значимость. По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опосредствованы ею. По второму критерию можно выделить группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам.
В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б.Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры. В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:
В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет стадии:
Изменения в выделенных сферах протекают взаимосвязано, а противоречия между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития.
4.Психологические механизмы развития малой группы
К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:
Выводы
Целью данной контрольной работы выступал анализ
характеристики малых групп.
Были реализованы следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по данной
тематике.
2. Рассмотреть феномен малой группы в
социальной психологии.
3. Проанализировать специфику подхода
к малой группе в социальной психологии.
И в заключение необходимо отметить, что
все динамические процессы, происходящие
в малой группе, обеспечивают определенным
образом эффективность групповой деятельности.
Логично и этот вопрос рассмотреть как
составную часть проблемы групповой динамики.
Эффективность деятельности малой группы
может быть исследована на различных уровнях.
Когда малая группа понимается, прежде
всего, как лабораторная группа, эффективность
ее деятельности означает эффективность
деятельности по выполнению конкретного
задания экспериментатора. Не случайно
поэтому, что большинство экспериментальных
работ по данной проблеме выполнены как
лабораторные эксперименты. Начало этим
работам было положено в школе групповой
динамики. В них были выявлены некоторые
общие характеристики эффективности деятельности
группы: зависимость эффективности от
сплоченности группы, от стиля руководства,
влияние на эффективность способа принятия
групповых решений и т.д. Формальные стороны
этих взаимосвязей весьма значимы для
постижения природы групповых процессов.
Однако такие исследования ничего не могут
сказать о том, как влияют на эффективность
деятельности группы характер этой деятельности,
ее содержание. Более того, при принятых
образцах исследования этой проблемы
она рассматривается односторонне. Эта
односторонность усугубляется еще и тем
обстоятельством, что эффективность деятельности
групп стала уже давно объектом не только
социально-психологических исследований,
она в равной степени интересует, например,
и экономистов, для которых, естественно,
проблема оборачивается преимущественно
одной стороной, а именно сведением эффективности
деятельности группы к ее продуктивности.
Поскольку большинство работ по эффективности
проведено на рабочих бригадах, проблема
зачастую стала формулироваться как проблема
производительности труда последних.
Эффективность деятельности группы оказалась
сведенной к производительности труда
в ней. В действительности же производительность
труда группы (или продуктивность) есть
лишь один показатель эффективности. Другой,
не менее важный показатель — это удовлетворенность
членов группы трудом в группе. Между тем
эта сторона эффективности оказалась
практически не исследованной. Точнее
было бы сказать, что проблема удовлетворенности
присутствовала в исследованиях, однако
интерпретация ее была весьма специфичной:
имелась в виду, как правило, эмоциональная
удовлетворенность индивида группой.
Результаты экспериментальных исследований
были довольно противоречивыми: в некоторых
случаях такого рода удовлетворенность
повышала эффективность деятельности
группы, в других случаях — нет. Объясняется
это противоречие тем, что эффективность
связывалась с таким показателем, как
совместная деятельность группы, а удовлетворенность
— с системой преимущественно межличностных
отношений. Проблема удовлетворенностиимеет
другую сторону — как проблема удовлетворенности
трудом, т.е. выступает в непосредственном
отношении к совместной групповой деятельности.
Акцент на этой стороне проблемы не мог
быть сделан без одновременной разработки
вопроса о роли совместной деятельности
группы как ее важнейшем интеграторе,
об уровнях развития группы на основе
развития этой деятельности. Принятие
принципа совместной деятельности в качестве
важнейшего интегратора группы диктует
определенные требования к изучению эффективности.
Она должна быть исследована в контексте
конкретной содержательной деятельности
группы и реальных отношений, которые
сложились в процессе на каждом этапе
развития группы.
Список использованной литературы