Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:02, контрольная работа
Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета.
Введение……………………………………………………………………….....3
1.Психология малых групп…………………………………………………….4
2.Межгрупповые отношения и взаимодействия……………………………...7
Заключение…………………………………………………………….………10
Список использованных источников………………………………….……..11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Психология
Тема: Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия
Исполнитель: студент(ка)
Направление экономика
Профиль
группа
Ф.И.О
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Психология малых групп…………………………………………………….4
2.Межгрупповые отношения
и взаимодействия……………………………...
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………….……..11
ВВЕДЕНИЕ
Большинство эмпирических исследований
в социальной психологии выполнены
на малых группах, и этому есть
несколько причин. Большая часть
жизни человека протекает в малых
группах: в семье, игровых компаниях
сверстников, учебных и трудовых
коллективах, соседских, приятельских
и дружеских общностях. Именно в
малых группах происходит формирование
личности, проявляются ее качества,
поэтому личность нельзя изучать
вне группы. Через малые группы
осуществляются связи личности с
обществом: группа трансформирует воздействие
общества на личность, личность воздействует
на общество сильнее, если за ней стоит
группа. Статус социальной психологии
как науки, ее специфика во многом
определяются тем, что малая группа
и возникающие в ней
1 ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП
Малая группа – это всегда
контактная общность, связанная реальным
взаимодействием входящих в нее
лиц и реальными
Малые группы могут
различаться по следующим
а) по степени их реальности:
– условные группы – это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т. д.;
– реальные группы
– это группы, в которых люди
постоянно находятся в
б) по организационному критерию:
– формальные группы
– это группы, которые имеют
официально заданную извне
– неформальные группы – это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.
в) по степени близости:
– первичные группы отличаются тесным взаимодействием участников. Члены их имеют возможность общаться по любому поводу, наблюдать друг друга в различных ситуациях, совместно отмечать праздники, юбилеи, свадьбы (влюбленные, очень близкие люди);
– во вторичных группах отношения менее близкие. Здесь общие ценности и стандарты поведения касаются ограниченных сфер жизни (спортивная секция, землячество).
г) по степени психологического принятия:
– референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях;
– нереферентные (группы членства) – это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
д) по степени развития:
– слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования;
– высокоразвитые группы – это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности и т. д.
Малая группа обладает существенными признаками, а именно:
1. Внутренняя организация, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций.
2. Групповые ценности, на
основе которых развивается
3. Собственный принцип обособления, отличающий ее от других, «чужих» групп.
4. Групповое давление, т. е. воздействие на поведение членов группы.
5. Общие цели и задачи деятельности.
6. Закрепление традиций, символики (знаки, одежда, флаги и т. д.)
7. Стремление к устойчивости
благодаря механизмам
Основными функциями малой группы являются:
а) функция социализации
проявляется в том, что именно
в малой группе индивид
б) существование таких
групп, как рабочая бригада,
экипаж самолета, научная лаборатория,
учительский коллектив и проч.,
обусловлено необходимостью
в) экспрессивная функция
группы, т. е. удовлетворение
г) функция подтверждения
проявляется в том, что только
в ходе общения с другими
людьми мы может познать,
д) функция поддержки
особенно ярко проявляется в
трудовой солидарности рабочих
бригады, корпоративности
Важнейшей основой классификации групп является степень, или уровень, их развития. Уровень группового развития – характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Отечественная психология в качестве основания для выделения уровня группового развития принимает деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений. Именно на этой основе строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития: коллектив (группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества), просоциальная ассоциация (дружеская компания студентов), диффузная группа (группа, межличностные отношения в которой обусловлены отсутствием совместной деятельности), асоциальная ассоциация (группа хулиганствующих подростков), корпорация (группа, цели деятельности которой замкнуты внутри ее, «работающая только на себя»). Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам.
Закономерности развития малой группы:
I фаза представляет собой
процесс знакомства и
На II фазе происходит оценка общих ресурсов, задач, возможностей, вероятности успеха и, как итог – общая цель.
На III фазе происходит окончательное определение целей объединения и уточнение средств действия.
IV фаза предполагает
На V фазе группа начинает реализовывать те функции, ради которых она была организована. Члены ее действуют в соответствии с возложенными на них обязанностями, а в целом они стремятся к намеченной цели.
2 МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Межгрупповые отношения - совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное восприятие многообразных связей, возникающих между социальными группами.
Межгрупповые взаимодействия – это реальный процесс контактирования между двумя или несколькими группами.
Межгрупповые отношения представляют собой незримые психологические особенности восприятия и чувств и суждений, проявляющихся во взаимодействиях между группами.
Отличительной особенностью
межгрупповых отношений
Ингрупповой фаворитизм – приверженность в своих оценках группе.
Внешнегрупповая дискриминация – нивелирование в своих оценках значимости других групп.
Два данных феномена
характерны в большей или
В межгрупповом
1. Психоаналитический подход.
З. Фрейд считает, что межгрупповые отношения индивиды строят по типу отношений, которые у них были в семье, характеризуемые З. Фрейдом как взаимосвязь любви и ненависти, которые одновременно испытывает ребенок (мальчик) по отношению к отцу, стремясь, с одной стороны, быть похожим на него, идентифицируя себя с ним, а с другой — испытывая ненависть и агрессивность, связанные с сексуальным соперничеством. В процессе социализации эти двойственные чувства проецируются индивидом на социальное окружение в форме идентификации со «своей» группой и особенно с ее лидерами и враждебности по отношению к представителям других групп. И. Берковитц в продолжение психоаналитической традиции продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлении агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости. Эти исследования получили широкую известность и оказали значительное влияние на общественную жизнь стран Западной Европы и США.
2. Ситуационный подход.
С принципиально иных
теоретических позиций
3. Когнитивный подход.
Г.Тэджфела и Д.Тернера объясняет феномены внутри группового фаворитизма и внешне-групповой дискриминации как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп. Процессы происходят поэтапно:
-Осознание принадлежности к группе
-Социальная идентификация — процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности. На данном этапе каждый член группы оценивает то, насколько позитивно для него находиться в конкретной группе, чем позитивнее оценка, тем сильнее возможные эффекты внешне-групповой агрессии
-Социальное сравнение — процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними. Если человек видит больше позитивных признаков в своей группе, тем сильнее он переживает в дальнейшем ингрупповой фаворитизм.
Информация о работе Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия