Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 11:02, контрольная работа

Описание работы

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3
1.Психология малых групп…………………………………………………….4
2.Межгрупповые отношения и взаимодействия……………………………...7
Заключение…………………………………………………………….………10
Список использованных источников………………………………….……..11

Файлы: 1 файл

Контрольная отпр.docx

— 33.59 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

Центр дистанционного образования

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Психология

Тема: Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление  экономика

Профиль

группа     

Ф.И.О    

 

 

Екатеринбург

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….....3

1.Психология малых групп…………………………………………………….4

2.Межгрупповые отношения  и взаимодействия……………………………...7

Заключение…………………………………………………………….………10

Список использованных источников………………………………….……..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены  на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть  жизни человека протекает в малых  группах: в семье, игровых компаниях  сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в  малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать  вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с  обществом: группа трансформирует воздействие  общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит  группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические  феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые  группы на протяжении всей истории  социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов  обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП

 

Малая группа – это всегда контактная общность, связанная реальным взаимодействием входящих в нее  лиц и реальными взаимоотношениями  между ними.

 Малые группы могут  различаться по следующим критериям:

а) по степени их реальности:

 – условные группы  – это группы, объединенные по  какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т. д.;

 – реальные группы  – это группы, в которых люди  постоянно находятся в повседневной  жизни и деятельности.

б) по организационному критерию:

 – формальные группы  – это группы, которые имеют  официально заданную извне структуру;

– неформальные группы –  это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.

в) по степени близости:

– первичные группы отличаются тесным взаимодействием участников. Члены их имеют возможность общаться по любому поводу, наблюдать друг друга  в различных ситуациях, совместно  отмечать праздники, юбилеи, свадьбы (влюбленные, очень близкие люди);

– во вторичных группах  отношения менее близкие. Здесь  общие ценности и стандарты поведения  касаются ограниченных сфер жизни (спортивная секция, землячество).

г) по степени психологического принятия:

– референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях;

– нереферентные (группы членства) – это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

д) по степени развития:

– слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования;

– высокоразвитые группы –  это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих  интересов, высокоразвитой системы  отношений, сплоченности и т. д.

 Малая группа обладает  существенными признаками, а именно:

1. Внутренняя организация,  которая состоит из органов  управления, социального контроля  и санкций.

2. Групповые ценности, на  основе которых развивается социальные  чувство общности, выражаемое словом  «мы», а также формируется общественное  мнение группы.

3. Собственный принцип  обособления, отличающий ее от  других, «чужих» групп.

4. Групповое давление, т.  е. воздействие на поведение  членов группы.

5. Общие цели и задачи  деятельности.

6. Закрепление традиций, символики (знаки, одежда, флаги  и т. д.)

7. Стремление к устойчивости  благодаря механизмам отношений,  возникающих между людьми в  ходе решения групповых задач.

Основными функциями малой  группы являются:

 а) функция социализации  проявляется в том, что именно  в малой группе индивид знакомится  с нормами, традициями, ритуалами  и прочими законами жизни, принятыми  в обществе. В такой малой группе  как семья человек целенаправленно  готовится к будущей жизни,  познает окружающий мир, овладевает  первичными навыками коллективного  труда и т. д.

 б) существование таких  групп, как рабочая бригада,  экипаж самолета, научная лаборатория,  учительский коллектив и проч., обусловлено необходимостью выполнения  определенной работы. Эти группы  называют «инструментальными». Их  основной функцией является достижение  целей, осуществление тех дел,  которые трудно или невозможно  выполнить одному человеку.

 в) экспрессивная функция  группы, т. е. удовлетворение стремления  участников группы к социальному  одобрению, уважению и доверию.  В группе люди делятся своей  радостью, отмечают то или иное  событие, нередко избавляются  от неприятных чувств.

 г) функция подтверждения  проявляется в том, что только  в ходе общения с другими  людьми мы может познать, понять  и утвердить себя в собственных  глазах. Желая убедиться в своем  признании и ценности, человек  ищет точку опоры в других.

 д) функция поддержки  особенно ярко проявляется в  трудовой солидарности рабочих  бригады, корпоративности представителей  научных школ, круговой поруке  преступной группировки и т.  д.

Важнейшей основой классификации  групп является степень, или уровень, их развития. Уровень группового развития – характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Отечественная психология в качестве основания для выделения уровня группового развития принимает деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений. Именно на этой основе строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития: коллектив (группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества), просоциальная ассоциация (дружеская компания студентов), диффузная группа (группа, межличностные отношения в которой обусловлены отсутствием совместной деятельности), асоциальная ассоциация (группа хулиганствующих подростков), корпорация (группа, цели деятельности которой замкнуты внутри ее, «работающая только на себя»). Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам.

Закономерности развития малой группы:

I фаза представляет собой  процесс знакомства и образования  группы.

На II фазе происходит оценка общих ресурсов, задач, возможностей, вероятности успеха и, как итог –  общая цель.

На III фазе происходит окончательное определение целей объединения и уточнение средств действия.

IV фаза предполагает распределение  индивидуальных заданий между  членами группы в зависимости  от того, как они проявили себя  на предшествующих этапах, какие  знания и умения продемонстрировали, какой статус приобрели среди  других участников.

На V фазе группа начинает реализовывать  те функции, ради которых она была организована. Члены ее действуют  в соответствии с возложенными на них обязанностями, а в целом  они стремятся к намеченной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Межгрупповые отношения - совокупность социально-психологических  явлений, характеризующих субъективное восприятие многообразных связей, возникающих  между социальными группами.

Межгрупповые взаимодействия – это реальный процесс контактирования между двумя или несколькими группами.

Межгрупповые отношения  представляют собой незримые психологические  особенности восприятия и чувств и суждений, проявляющихся во взаимодействиях  между группами.

 Отличительной особенностью  межгрупповых отношений является  субъективность, пристрастность межгруппового  восприятия и оценивания, которая  проявляется в таких феноменах,  как ингрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация.

Ингрупповой фаворитизм – приверженность в своих оценках группе.

Внешнегрупповая дискриминация – нивелирование в своих оценках значимости других групп.

 Два данных феномена  характерны в большей или меньшей  степени всем межгрупповым отношениям. Естественным образом существование  таких феноменов в отношениях, создает предпосылки к конфликтному  межгрупповому взаимодействию. Минимальная  выраженность ингруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации, позволяет осуществляться кооперативной форме взаимодействия.

 В межгрупповом взаимодействии  практически всеми западными  социальными психологами постулируется неизбежность враждебности в межгрупповых взаимодействиях. В объяснении того, почему существует ингрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация, приводящие к агрессии в межгрупповом взаимодействии существует три основных подхода.

1. Психоаналитический подход.

 З. Фрейд считает, что межгрупповые отношения индивиды строят по типу отношений, которые у них были в семье, характеризуемые З. Фрейдом как взаимосвязь любви и ненависти, которые одновременно испытывает ребенок (мальчик) по отношению к отцу, стремясь, с одной стороны, быть похожим на него, идентифицируя себя с ним, а с другой — испытывая ненависть и агрессивность, связанные с сексуальным соперничеством. В процессе социализации эти двойственные чувства проецируются индивидом на социальное окружение в форме идентификации со «своей» группой и особенно с ее лидерами и враждебности по отношению к представителям других групп. И. Берковитц в продолжение психоаналитической традиции продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлении агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости. Эти исследования получили широкую известность и оказали значительное влияние на общественную жизнь стран Западной Европы и США.

2. Ситуационный подход.

 С принципиально иных  теоретических позиций подходит  к проблеме межгрупповых конфликтов  М.Шериф. Истоки межгрупповой враждебности он видит в объективном конфликте целей и интересов различных групп, неизбежно возникающем в ситуации конкурентного взаимодействия представителей этих групп. Если организовать между группами большое количество взаимодействий, то межгрупповые отношения будут носить более благоприятный характер, однако сам взаимодействие не должно быть конфликтным.

3. Когнитивный подход.

 Г.Тэджфела и Д.Тернера объясняет феномены внутри группового фаворитизма и внешне-групповой дискриминации как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп. Процессы происходят поэтапно:

-Осознание принадлежности к группе

-Социальная идентификация — процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности. На данном этапе каждый член группы оценивает то, насколько позитивно для него находиться в конкретной группе, чем позитивнее оценка, тем сильнее возможные эффекты внешне-групповой агрессии

-Социальное сравнение — процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними. Если человек видит больше позитивных признаков в своей группе, тем сильнее он переживает в дальнейшем ингрупповой фаворитизм.

Информация о работе Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия