Психология межгрупповых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Межгрупповые отношения (в психологии) — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. Специфика межгруппового восприятия, объектом и субъектом к-рого являются социальные группы, заключается:
1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;
2) в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям;
3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Психология межгрупповых отношений 3
3. Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

псих-гия межгр-вых отн-ний.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Этими принципами необходимо руководствоваться, решая практические проблемы межгрупповых отношений. Так, на уровне малых групп может быть усовершенствован поиск оптимальных форм сотрудничества, на уровне больших групп - сняты некоторые вопросы межэтнических отношений, отношений между народами разных государств.

Может быть вычленен и своеобразный "средний" уровень рассмотрения проблемы - взаимоотношение профессий, различных ведомств между собой  и др.

В чисто научном плане введение проблематики межгрупповых отношений  в социальную психологию имеет большое значение для обогащения наших знаний о самих группах.

Совершенно очевидно, что характер межгруппового взаимодействия влияет и на внутригрупповые процессы. Предпринята серия исследований о влиянии межгруппового взаимодействия на такие внутригрупповые процессы, как удовлетворенность от принадлежности к группе, характер межличностных отношений в группе, точность их восприятия членами группы, групповые решения и др.

Проводились эксперименты, выявлявшие сравнительные характеристики групповых процессов в зависимости от места, занимаемого группой в межгрупповом соревновании, и от восприятия группой этого места (т.е. от субъективной оценки меры собственного успеха).

Соответственно были получены данные, касающиеся и неуспешных групп. В частности, удалось установить, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отношений: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается число негативных выборов, наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов.

В качестве косвенного результата было обнаружено, что сам интерес к  проблемам межличностных отношений  более интенсивно выражен в "неуспешных" группах.

Это является показателем того, что  недостаточная интегрированность  группы совместной деятельностью снижает показатели ее эффективности: внимание членов группы концентрируется не столько на отношениях деятельностной зависимости, сколько на отношениях межличностных. Констатация подобного сдвига может служить диагностическим средством для определения уровня группового развития.

В более широком, методологическом плане эти данные важны для  понимания того, что малая группа не может ни при каких обстоятельствах  рассматриваться как изолированная  система: для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки малой группы. Тезис о детерминированности всех процессов малой группы более широкой системой общественных отношений получает свое раскрытие и конкретизацию: ближайшей сферой таких отношений являются отношения между группами. Возникает своеобразный "межгрупповой контекст", который есть разновидность социального контекста.

Заключение

 

Перспектива исследований психологии межгрупповых отношений должна включить в себя два сечения: отношения  между группами "по горизонтали", т.е. между группами, не связанными отношениями подчинения, а существующими как бы "рядом" (школьный класс со школьным классом, бригада с бригадой, нация с нацией, демографическая группа с демографической группой, и т.д.). Вариант этого сечения - взаимоотношения разных, но не соподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т.д.

Второе сечение - отношения между  группами "по вертикали", т.е. в  системе некоторой их иерархии: бригада, цех, завод, объединение и т.п. Этот второй случай логично позволит включить в проблематику межгрупповых отношений также относительно новый раздел социальной психологии - психологию организации.

Реализация такой перспективы  будет важным фактором "достраивания" социальной психологии, поскольку расширит в значительной мере сферу ее практического применения, включит ее в более широкий круг социальных проблем. В условиях современного этапа развития нашего общества это - важная социальная функция науки, способствующая стабилизации общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / Перев. с англ. Под ред. С.К.Мордовина. СПб.: Питер, 2004
  2. Бергер П., Бергер Б. Личностно-ориентированная социология. М.: Академпроект, 2004.
  3. Жув Д., Массони Д. Подбор персонала / Пер. с франц. под ред. И.В.Андреевой. - СПб.: Издательский Дом "Нева", 2003
  4. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Конфликтология: Учебник / 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 302 с.
  5. Марцинковская Т.Д.  История психологии. – М., 2003.

 

 


Информация о работе Психология межгрупповых отношений