Психология нации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение особенностей психологии нации.
Определив цель исследования, поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и структуру психологии нации;
- рассмотреть функциональную сторону национальной психологии.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и структура психологии нации 4
2 Функциональная сторона психологии нации 10
Заключение 19
Список нормативных актов и литературы 20

Файлы: 1 файл

социальная психология-контрольная 1.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В  СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

на тему:_____Психология нации                     

Дисциплина: Социальная психология                   

 

 

 

Студент

(ФИО полностью)

____________________________________

 

Группа № _____2101    ФиК___________

 

Руководитель_  Доцент ____       ___

(ученая степень,  ученое звание)

___________________________________________

(должность)

_Бойченко Владимир Васильевич___

(ФИО полностью)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2012 г.

 

 

Оглавление

Введение           3

1 Понятие и структура  психологии нации     4

2 Функциональная сторона  психологии нации     10

Заключение                                                                                                    19

Список нормативных актов и литературы     20

 

Введение

 

Нация - исторически сложившаяся  форма общности людей, характеризующаяся  общностью языка, территории, экономической  жизни, культуры и особенностями  психологического склада. Сейчас все  большее распространение получает точка зрения о том, что нация это не только и не столько этническая, сколько государственная, социально-экономическая и культурная общность.

Отличительной чертой современного мира является его этническое и национальное разнообразие. В начале третьего тысячелетия на нашей планете насчитывалось около 200 независимых государств, 5000 этнических групп и более 600 сообществ, представители которых говорят на одном языке.

Проблемы этносов и  наций в условиях глобализационных процессов, происходящих в мире, изучаются философами, культурологами, социологами и специалистами других гуманитарных наук. Изменения этнокультурной идентичности становятся сегодня объектом изучения также специалистов точных наук с позиции формирования единого информационно-коммуникативного пространства на планете Земля. При всеобщей доступности информации интенсивно расширяются межкультурные и межличностные отношения, усиливается взаимодействие между культурами.

Актуальность темы в  том , что нация - это сообщество народов, сознающих общность исторических интересов и собственное духовное своеобразие.

Цель исследования –  изучение особенностей психологии нации.

Определив цель исследования, поставлены следующие задачи:

- изучить понятие и структуру психологии нации;

- рассмотреть функциональную  сторону национальной психологии.

 

1. Понятие и структура психологии нации

 

В истории развития мировой  цивилизации существовало множество  классификаций людей по самым  разным признакам. Одна из них делит  людей на расы. Антропологи ввели  понятие «раса», чтобы легче было описывать внешние физические черты и на их основе (главную роль играл при этом цвет кожи) делить людей на группы. К понятию «раса» во все времена относились неоднозначно, так как в случае его абсолютизации в условиях переплетения культур и смешения народов может развиться расизм, представляющий собой любые проявления дискриминации, ксенофобии и ненависти к представителям другой расы. Последствия расизма трудно преодолимы. Они разрушают нежную ткань доверия между людьми, угрожают их мирному сосуществованию, дают преимущества в социальном и личном благополучии одним культурным группам и индивидам и лишают этих благ другие.

Согласно иной классификации  люди делятся по принадлежности к  различным этносам, под которыми обычно понимается социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.

В основе существования  этносов лежит осознание ими  своей целостности, выражаемой понятием «мы» по сравнению с понятием «они». Деформация этого явления получила название этноцентризма, т.е. склонности человека воспринимать и оценивать различные явления на основе культурных стереотипов своей этнической общности [5, C.233].

Существуют две исторические формы этнической общности людей — племя и нация, соответствующие двум формам экономических отношений. В основе племенного разобщения людей по территории расселения, культуре и языку лежат родовые отношения. Племя представляло объединение родов, которое становилось все более прочным на развитом этапе первобытной формации. Чем больше разных родов входило в племя, тем более оно становилось жизнеспособным и предотвращалось его вымирание.

С переходом от первобытной  формации к экономической, основанной на товарно-денежных отношениях, этнос в виде племени постепенно превращается в этнос в виде нации. Племя характеризуется однородностью стратификации, т.е. отсутствием социального неравенства.

Нация качественно отличается от племени, во-первых, тем, что она объединяет людей разного социального происхождения. Во-вторых, возникновением государства, четких границ расселения его подданных и сдерживанием кочевого образа жизни, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев основной этнической общности и внедрением государственного языка. В-третьих, формированием и развитием определенного этнического самосознания, национальной гордости, проявлением национализма и шовинизма.

Нация — это высший этап развития этнической общности, которая соответствует определенной экономической формации, формирующейся на основе общности национального самосознания, территории, языка, особенностей материальной и духовной культуры, в том числе психического склада, проявляющегося в национально-психологических особенностях, традициях и обычаях.

Психология этнической общности (нации), или национальная психология, имеет свою материальную базу, своих конкретных носителей  и отражает то общее, что есть у  представителей целой нации (этнической общности) в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношении к другим людям [5,C. 245].

Национальная психология представителей конкретных этнических общностей — результат длительного и специфического развития, в котором задействованы многие факторы.

Социально-политическое и экономическое развитие является важнейшим из них. Под его влиянием формируется своеобразие всех основных характеристик национальной психики, поскольку последняя во многом зависит от производственных и общественных отношений, особенности проявления которых в каждом государстве накладывают особый отпечаток на развитие сознания представителей каждой этнической общности.

Историческое развитие этнической общности, по мнению многих ученых, — это те жесткие рамки многочисленных, но закономерных, временных, качественных трансформаций жизни и особенностей психики ее представителей, внешние и внутренние атрибуты которых предопределяют своеобразие зарождения, функционирования и проявления национальной психики.

Возраст этнической общности обычно свидетельствует о длительности формирования национальной психики людей, возможностях ее перспективного развития или деградации. Чем он больше, тем устойчивее и консервативнее проявления ее различных черт.

Межнациональные отношения этнической общности, их характер и исторические традиции влияют на характер формирования и проявления национального сознания и самосознания ее представителей, на специфику и динамику проявления чувств по отношению к другим нациям.

Культурное развитие этнической общности (ее культура в целом) оказывает влияние на основные качественные характеристики национальной психики людей, специфику эстетического, морального и нравственного восприятия ими окружающего мира, отношения к представителям других социальных групп [3,C. 495].

Язык и письменность этнической общности определяют своеобразие мышления ее представителей, отражают в своем содержании разнообразие и богатство их мировоззрения, взглядов на особенности своей жизни и деятельности.

Национальная психика  — составная часть общественного  сознания (общественной жизни), его  важнейшего компонента — общественной психологии. Это явление реальное, проявляющееся в поступках и  поведении людей и их групп  и опосредующее все формы их общественного сознания — идеологию, правосознание, мораль, религию, науку, искусство и философию.

Национальная психология имеет свою структуру, которая представляет собой совокупность национально-психологических  явлений, составляющих ее содержание. Она включает всебя структурообразующие (системообразующие) и функциональные (динамические) компоненты.

К системообразующим компонентам обычно относят национальное самосознание и сознание, национальный характер, национальные интересы и ориентации, национальные чувства и настроения, национальные традиции и привычки.

Национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений. Оно проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей, о национальных ценностях и интересах, об истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития, а также о месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях [3,C. 510].

Не следует забывать и о национальном сознании различных этнических общностей, представляющем собой сложную совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.

Национальный характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим нациям.

Национальные интересы и ориентации — это общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные системообразующие компоненты национальной психологии показывают то общее, что присуще психике представителей конкретной этнической общности и является результатом длительного исторического и культурного развития: динамические компоненты отражают изменяющиеся формы проявления этого общего.

Национальные чувства  и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок.

Национальные традиции и привычки — сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью [3,C. 512].

Однако в содержании системообразующих компонентов  национальной психологии, во-первых, присутствуют разнопорядковые элементы.  Во-вторых, главным этнодифференциру-ющим признаком является не статика, а динамика национально-психологических феноменов.

 

2. Функциональная сторона национальной  психологии

 

Динамические компоненты психологии нации (национально-психологические  особенности) в отличие от системообразующих  позволяют осмыслить и с использованием экспериментальных методик наиболее точно выявить специфику проявления и функционирования национально-психологических феноменов.

Принято считать, что  в структуру динамических компонентов  национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально - волевые и коммуникативно-поведенческие национально - психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающей среды и других людей. Они относятся, с одной стороны, к определенному классу психологических феноменов и поэтому могут быть точно и адекватно объяснены только с учетом закономерностей, свойственных этому классу явлений. С другой стороны, национально-психологические особенности при этом исследуются в генезисе их формирования, развития и функционирования, что позволяет избежать нечеткости их осмысления, которая имеет место при изучении их в рамках проявления разноплановых черт, например национального характера [4,C. 152].

Информация о работе Психология нации