Психология несовершеннолетних преступников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 11:52, реферат

Описание работы

В России в течение длительного времени отмечается интенсивный рост
преступности несовершеннолетних. Изменение преступности по годам
представлено на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Изменение количества несовершеннолетних, совершивших
преступления, в течении 11 лет

Содержание работы

1. Психологические особенности профилактики преступности
несовершеннолетних 3

1.1 Состояние и причины преступности несовершеннолетних. 3
1.2 Особенности социализации и формирования личности
несовершеннолетнего правонарушителя 4

2. Обобщенный психологический портрет личности несовершеннолетнего
преступника. 7


3. Совершенствование профилактики преступлений несовершеннолетних 9


Перечень ссылок 10

Файлы: 1 файл

психология несовершеннолетних преступников.docx

— 21.49 Кб (Скачать файл)

   Содержание

 

 

 

    1. Психологические  особенности профилактики преступности

несовершеннолетних     3

 

    1.1 Состояние и  причины преступности несовершеннолетних.  3

    1.2 Особенности  социализации и формирования  личности

несовершеннолетнего правонарушителя     4

 

    2. Обобщенный психологический  портрет личности несовершеннолетнего

преступника.     7

 

 

    3. Совершенствование  профилактики преступлений несовершеннолетних    9

 

 

    Перечень ссылок    10

 

 

 

1. Психологические особенности  профилактики преступности несовершеннолетних

 

 

          1.1 Состояние и причины преступности  несовершеннолетних.

 

     В России  в течение длительного  времени   отмечается  интенсивный  рост

преступности   несовершеннолетних.   Изменение   преступности    по    годам

представлено на рисунке 1.1.

    Рисунок 1.1 –   Изменение  количества   несовершеннолетних,  совершивших

преступления, в течении 11 лет

 

    Преступность несовершеннолетних  в  последние  годы  росла   в  семь  раз

быстрее, чем изменялось общее  число населения этой возрастной  группы.  Доля

групповых преступлений, совершаемых  несовершеннолетними,  в  несколько  раз

выше аналогичного показателя взрослой преступности и  составляет  от  20  до

80% в структуре преступности  в зависимости от различных  видов  преступлений,

их   территориального   происхождения   и   т.д.   Можно   утверждать,   что

несовершеннолетние —  одна  из  наиболее  криминально  пораженных  категорий

населения.

    Анализ динамики  преступности  несовершеннолетних  в  России  позволяет

выявить ряд важных факторов.

    Россия  имеет   высокий  уровень   преступности   несовершеннолетних   и

отличается интенсивными темпами ее роста – в среднем  на 14–17%  каждые  пять

лет.

    Рост преступности  несовершеннолетних происходит  на фоне сокращения  или

крайне незначительного  в отдельные годы увеличения  общей  численности  этой

возрастной группы.

Рост  преступности  несовершеннолетних  происходит  на  фоне  общего   роста

преступности  в  стране,  охватывающего  и другие  возрастные  группы,   но

отличается большей интенсивностью.

Преступность несовершеннолетних росла, несмотря на то обстоятельство, что  в

отдельные периоды в России карательная практика в отношении  этой  категории

населения была достаточно суровой.

Определенную поправку в  картину  состояния  преступности  следует  внести  в

связи  с  существованием  такого  явления,  как   латентность.   Латентность

обусловлена  дефектами регистрации и реального   выявления   преступлений

несовершеннолетних.   По   оценкам   специалистов-экспертов,    преступность

несовершеннолетних реально  в  3-4  раза  выше,  чем  официально  отражаемая

уголовной статистикой [1].

    К  основным  причинам  роста  преступности   несовершеннолетних   часто

относят:

неудовлетворительные условия  воспитания детей во многих семьях;

слабую  помощь  родителям  в  деле  педагогического   воспитания   детей   и

подростков;

неудовлетворительные условия  воспитания во многих школах  и  других  детских

учреждениях;

слабую подготовку кадров, ведущих воспитательную работу в  этих  учреждениях;

 

неудовлетворительные условия  воспитания во внешкольных учреждениях;

неудовлетворительную работу комиссий по делам несовершеннолетних;

формализм в деятельности общественных организаций, призванных  содействовать

семье,  школе,  детским  учреждениям,  культурным  и  другим  учреждениям  в

воспитании детей и  подростков,  а  также  милиции,  прокуратуре  и  суду  в

вопросах предупреждения правонарушений несовершеннолетних;

недостатки в работе правоохранительных органов  по  борьбе  с  преступностью

несовершеннолетних.

 

  1.2 Особенности социализации  и формирования личности несовершеннолетнего

                               правонарушителя

 

    Социализация  представляет  собой  процесс   формирования   личности   в

определенных  социальных  условиях,  социальных   группах   и   приобретения

жизненного  опыта,  усвоения  ценностей,  норм  и  правил  поведения.  Часто

выделяют ряд стадий социализации: 1)  первичная,  или  ранняя,  социализация

(от  рождения  до  подросткового   возраста);  2)  стадия   индивидуализации,

характеризующаяся  стремлением индивида   выделить   себя   среди   других,

критически осмыслить  общественные нормы  поведения;  3)  стадия  интеграции,

отражающая желание человека найти свое место в жизни, “влиться” в общество;

4) трудовая стадия; 5) послетрудовая стадия.

    Отклоняющееся,  в  том  числе  противоправное,  поведение   связано   с

дефектами социализации:

в  организации   воспитания,   приводящими   к   развитию   антиобщественной

ориентации и асоциальной  мотивации;

в  понимании  социальных  ролей,  приводящими   либо   к   отрицанию   роли,

непониманию ее социальной значимости, либо к уклонению от исполнения роли;

в системе общения (сужение  круга общения, общение в группе  с  отклоняющимся

поведением,  невозможность  удовлетворения  потребностей   в   эмоциональном

контакте, самоутверждении и т.д.);

индивидуального  социального  опыта,  зависящими  от  ошибок  в воспитании,

специфики общения (например, в семье), усвоения норм асоциального  поведения

и т.д.;

социального   контроля,   зависящими    от    недостаточной    эффективности

деятельности семьи, учебно-воспитательных  и  производственных  организаций,

правоохранительных органов;

в социальной  адаптации,  отражающими,  в частности,  процессы  миграции  и

урбанизации.

    Для   понимания   позитивных   и   негативных   эффектов   социализации

представляет   интерес   психосоциальная   концепция   развития    личности,

предложенная известным американским психологом Э. Эриксоном.  Эта концепция

показывает тесную связь  психики индивида и особенностей общества, в  котором

он живет. С первых лет  жизни  ребенок  ориентирован  на  включение  себя  в

определенную группу, разделение  норм  группы  и  ее  ценностей  (“групповая

идентичность” по Эриксону). Но, с другой стороны, у ребенка формируется и

эгоидентичность,  т.е.  чувство личностной  устойчивости  и   непрерывности

своего “Я”. Дефекты отношения  к ребенку со  стороны  окружающих  приводят  к

отрицательным эффектам в  формировании его личности.

    Обязательному  учету в процессе  социализации  и  формирования  личности

несовершеннолетнего подлежат кризисы возраста. Так, Л.С.  Выготский  выделял

кризис  новорождения,  одного  года,  трех,  семи  и 13  лет [2].  Кризисы

новорожденного, трех лет  и подросткового возраста относят  к  так называемым

большим  кризисам.  Они  характеризуются  коренной  перестройкой   отношений

ребенка и общества. Малые  кризисы (кризис одного года,  7  лет,  17-18  лет)

проходят относительно свободно, связаны  с приобретением человеком опыта,

знаний и умений,  развитием  самостоятельности  и  самоопределения.  Кризисы

возраста означают особый психологический этап, переход  личности  к  новому,

высшему периоду развития.

    Из всех переживаемых  ребенком кризисных периодов  наиболее  трудным  как

для него самого, так и  для  тех,  кто  занимается  воспитанием  (родителей,

учителей), является  кризис  подросткового  возраста.  Для  него  характерны

эмоциональная    неустойчивость    подростка,    повышенная    возбудимость,

неуравновешенность,   неадекватность   реакций,   часто   проявляющихся    в

неоправданной резкости и  повышенной конфликтности с окружающими.  Повышенная

конфликтность, особенно в  отношениях со  взрослыми,  родителями,  учителями,

объясняется тем, что меняется система отношений подростка  с окружающими  его

людьми. Вследствие обостренного чувства взрослости он стремится  к  равенству

в отношениях со взрослыми и сверстниками. Стремясь избавиться от  опеки,  от

оценок  и  влияния  взрослых,  подросток  становится  очень   критичным   по

отношению к ним, начинает  обостренно  чувствовать  недостатки  родителей  и

учителей, подвергать сомнению советы и высказывания старших. Таким  образом,

возникает много поводов  для конфликтов  и  столкновений  между  взрослыми  и

подростками. Немалую роль при этом играет  педагогическая  несостоятельность

взрослых, недостаточное  уважение достоинства подростка, опора  в  воспитании

на директивные, принуждающие меры и наказания.

    В литературе  выделяют несколько типов неправильного  воспитания [1]:

безнадзорность   и   бесконтрольность,   приводящие   к   тому,   что   дети

предоставлены самим себе, проводят время в поиске увеселений и попадают  под

влияние  уличных  компаний  и  противоправных  группировок.  Безнадзорных  и

беспризорных несовершеннолетних, по подсчетам  социологов,  насчитывается  в

России более 2 млн. человек;

гиперопека,  выражающаяся  в постоянном  надзоре за  поведением   ребенка,

многочисленных запретах со стороны воспитателей и строгих приказаниях;

воспитание по типу  Золушки,  т.е.  в  обстановке  безразличия,  холодности,

бесчувствия;

жесткое воспитание, когда  за малейшую провинность ребенка  наказывают  и  он

растет в постоянном страхе перед наказаниями;

воспитание в условиях повышенной моральной ответственности  –  с  малых  лет

ребенку внушают мысль, что  он должен оправдать  многочисленные  честолюбивые

надежды родителей, или на него возлагаются недетские, непосильные  заботы.

    Для  ранней,  или  первичной,  социализации  огромное  значение   имеет

формирование личности в  семь


Информация о работе Психология несовершеннолетних преступников