Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Выделяют следующие виды общения: "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.

Содержание работы

Функции и виды общения._____________________________2
Техники и приёмы эффективного общения._______________5
Список литературы.___________________________________9

Файлы: 1 файл

ТЕМА 14 психология.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

                 ТЕМА 14. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

     Содержание:

  1. Функции и виды общения._____________________________2
  2. Техники и приёмы эффективного общения._______________5
  3. Список литературы.___________________________________9

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 14. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.

 

1. ФУНКЦИИ И ВИДЫ  ОБЩЕНИЯ.

Общение - сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен  информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и прочее. Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия. Общаться можно с помощью жестов, мимики. Общение помогает нам выразить наше отношение к людям.

В структуре общения  выделяются компоненты : мотивационный. Предполагает анализ потребностей и  мотивов, которые лежат в основе общения. Когнитивный - говорит о  необходимости знаний , о том, как  строить общение, решать проблемы.Поведенческий  компонент включает восприятие людьми друг друга, осоенности их взаимодействия.

Выделяют следующие  виды общения:  "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует  стремление понять и учитывать особенности  личности собеседника, используются привычные  маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.

Примитивное общение, когда  оценивают другого человека как  нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют  агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся  знанием его социальной роли.

 

Деловое общение, когда  учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем  возможные личностные расхождения.

Духовное, межличностное  общение друзей, когда можно затронуть  любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Манипулятивное общение  направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости  от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.  

Функции общения - его  системные свойства, детерминирующие  специфику проявления. Общение выполняет  шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания  межличностных отношений, внутриличностная.

Прагматическая функция  общения отражает его потребностно-мотивационные  причины и реализуется при  взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает  самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Функция подтверждения  обеспечивает людям возможность  познать, утвердить и подтвердить  себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством  установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых  сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации  и поддержания межличностных  отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция  общения реализуется в общении  человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

 

 

 

 

 

2.ТЕХНИКИ И ПРИЁМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИ.

 

Понятие эффективного общения.

 В профессиональной подготовке  психолога неотъемлемым элементом является развитие психологической компетентности в сфере межличностного общения. В этом смысле в понятие психологической компетентности входит как овладение определенным объемом знаний о принципах, закономерностях и приемах эффективного общения, так и тренинг по совершенствованию собственных навыков и умений общения до уровня, позволяющего психологу заниматься практической профессиональной деятельностью.

 В этой области  существуют разные теоретико-прикладные  ориентации (нейролингвистическое программирование, психологические подходы, Т-групповые методы и т.д.). Рассмотрим один из самых распространенных в современной практической психологии подходов к технике эффективного общения, развитый в рамках гуманистической психологии (К Роджерс, 1994), трансактном анализе и в психологии разрешения межличностных конфликтов (А Филдей, 1976),

 Итак, что такое  эффективное межличностное общение?  Исследования межличностного общения и практические наблюдения позволяют все возможные приемы реагирования людей, находящихся в межличностном контакте, условно объединить в две группы по параметру эффективности—неэффективности с точки зрения реализации целей общения: во-первых, какие приемы эффективны и когда их целесообразно использовать для развития личных контактов, положительных взаимоотношений и взаимопонимания с партнером; во-вторых, какие приемы и когда целесообразно использовать для оказания прямого психологического воздействия (опять же для полного достижения целей общения).

 Основными параметрами  эффективности общения являются  умение и навыки человека в  использовании двух техник общения (в соответствии с двумя целями общения, отмеченными выше): техники понимающего общения и техники директивного общения.

 Параметрами неэффективности  практического общения являются  склонности и привычки человека  использовать так называемые  принижающе-уступчивые и защитно-агрессивные  формы повеления, как неадекватные  заместители понимающего и директивного общения.

В психологии существует множество приемов повышения  эффективности общения, которые  принято называть техниками общения. Рассмотрим некоторые из них.

1.  Прием «имя собственное»  основан на частом произнесении  вслух имени-отчества партнера по общению. Этот прием вызывает положительные эмоции, снимает сопротивление с собеседника и демонстрирует расположение работника к клиенту или партнеру.

2.  Прием «золотые  слова», или искусство подачи  комплиментов, что позволяет настроить  собеседника на сотрудничество, вызвать положительные эмоции и создать атмосферу доверия и взаимоуважения.

3. Прием «зеркало отношений»  включает в себя улыбку и  доброжелательное выражение лица, что способствует положительному  настрою, демонстрирует уважение  к клиенту или партнеру по общению и создает у него чувство уверенности.

 

4.  Прием «терпеливый  слушатель» означает терпеливое  и внимательное выслушивание  проблем клиента. В результате  удовлетворяется важнейшая потребность  в самоутверждении, что ведет  к образованию положительных эмоций и создает доверительное расположение клиента.

Успех в деловом общении, по мнению специалистов, во многом зависит  от того, как мы умеем учитывать  интересы людей, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни, и, прежде всего, коллег по учебе или работе. Мы приходим на службу или учебу, и нас окружают люди, у которых масса проблем: кто-то озабочен своим здоровьем или здоровьем близкого человека, другого вол­нует ссора с близким, кого-то разволновал результат хоккейного (футбольного) матча, а автолюбителя раздосадовало отсутствие необходимых запчастей. Иными словами, у каждого человека своя неформальная, личностная тема. Надо ее только нащупать, и человек откликнется теплотой отношения к вам. Д. Карнеги отмечал, что необходимо говорить о том, что интересует вашего собе­седника. Однако мало просто говорить о том, что интересует партнера по общению. По мнению того же Д. Карнеги, существует важнейший закон человеческого поведения, суть которого в следующем: всегда внушайте собеседнику сознание его значимости. При этом, показывая собеседнику свое отношение к нему как к уважаемому человеку, не следует льстить, тем более за счет унижения собственного достоинства. Вековой опыт психологии и педагогики говорит о том, что нужно опираться на положительное в человеке, тогда в ответ ты получишь человеческое отношение.

Необходимо помнить, что  в процессе общения не следует  монополизировать разговор, т.е. превращать беседу в монолог. Ж. де Лабрюйер отмечал, что талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой, значит, он вполне доволен и вами.

 

На эффективность общения  также влияет выбор языковых средств  общения. При этом необходимо ориентироваться  на собеседника, на ситуацию, на официальность или неофициальность обстановки. Говорите с партнером на его языке — тогда вы поймете друг друга.

Постарайтесь подчеркнуть, что у вас с собеседником есть нечто общее, — это сделает  ваши отношения более теплыми  и доверительными. Общие интересы, позиции, даже общие проблемы и трудности помогают расположить к себе партнера по общению. Подчеркивание общности является древним приемом общения. Джозеф Редьярд Киплинг (1865—1936), английский писатель, в романе «Маугли» сформулировал правило общности: «Мы с тобой одной крови, ты и я». При общении в центре внимания не должно находиться ваше «Я». Специалисты рекомендуют быть скромным в самооценках и не навязывать собеседнику в категоричной форме свою позицию. Необходимо научиться вставать на точку зрения партнера.

Помните, что в деловом  общении важно все: что мы говорим  и как. От того, как мы формулируем  свое «видение», зависит эффективность  общения. Например, вместо формулировки: «Мне это представляется интересным», используйте: «Вас могло бы это заинтересовать». Вместо: «Сейчас я вам докажу» — «Сейчас вы сможете убедиться, что...» и т.п.

Кроме того, не следует  забывать, что никакие советы и  правила не помогут, если вы не будете проявлять искренность и доброжелательность в общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Бородкин Ф.М., Коряк  Н.М. Внимание: конфликт.-Новосибирск, Наука, 1993;

2.  Емельянов С.М.  Практикум по конфликтологии. СПб.: «Питер», 2001.

3.  Кабаченко Т.С.  Психология управления. В 2-х ч.- педагогическое общество, 1997

4. Леонова А.Б. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия.- М: Родикс, 1999;

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии// М: Педагогика, 1989




Информация о работе Психология общения