Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:51, лекция
Цель: показать, что общение как вид деятельности – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Тема 5. Психология общения.
Цель: показать, что общение как вид деятельности – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Познакомить с содержанием
и целями общения, особенностями
вербальной и невербальной
Показать, что
любому специалисту, а тем
План и тезисы лекции:
1. Роль общения в психическом развитии человека. Содержание, цель и
средства общения.
2. Вербальная и невербальная коммуникации. Паралингвистическая и
экстралингвистическая система знаков. Проксемика. Визуальное общение.
3. Интерактивная и перцептивная стороны общения.
4. Виды общения.
5. Теория конфликтного общения Э.Берне.
1). Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.
Психическое развитие ребенка начинается с общения.
Благодаря невербальному
общению человек получает
Общение – это многоплановый
процесс развития контактов
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.
У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
Цель общения – это
то, ради чего возникает данный
вид активности. У человека цели
общения представляют собой
Средства общения –
это способы кодирования,
Кодирование информации
– это способ передачи этой
информации. Кроме данных от природы
способов передачи информации
у человека есть такие,
2). Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное общение. Вербальное общение присуще только человеку. Вербальный означает словесный. Это общение при помощи речи. Речь – самое универсальное средство коммуникации, т.к. при передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл общения.
Невербальное общение.
Невербальный означает
Невербальные сигналы могут усиливать действие слов, ослаблять их или совершенно изменять их смысл.
Большое значение для общения имеют так называемые «добавки» к вербальной коммуникации – паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков, что означает связанные с речью, окружающие речь, но не являющиеся самой речью. Например, громкость , тембр, диапазон, тональность голоса, быстрота речи, артикуляция, интонации, паузы в речи, смешки, зевки, всхлипывания, фырканье, покашливание, присвистывание, прищелкивание языком, подражание звукам животных и др. Эти сигналы могут изменять действие произносимых слов
Нельзя забывать о
визуальном общении («контакт
глаз»), которое также имеет значение
дополнения к вербальной
Все вышеперечисленные
механизмы общения можно
3). Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. В данном случае общение выступает как межличностное взаимодействие.
Совместная деятельность
и общение протекают в
Обращаясь к социальным
нормам, человек отвечает за свои
действия и поступки, оценивая
их как соответствующие или
несоответствующие этим нормам.
Социальный контроль
Один и тот
же человек выполняет разные
роли, что составляет его «статусный
набор». Так, один и тот же
человек может представать
«Социальная роль» - нормативная
система действий, ожидаемых от
индивида в соответствии с
его социальным положением. Когда
поведение индивида, выполняющего
какую-либо социальную роль, соответствует
ожидаемому образцу, оно
Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. Эта обязательная часть общения условно может быть названа перцептивной стороной общения. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятии человека человеком. На самом деле речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.
Перцептивная сторона общения включает восприятие не только физических характеристик человека. Но и его поведенческих характеристик, т.е. формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д.
Общение не может быть
сведено к простой передачи
информации. Оно обязательно предполагает
обратную связь – получение
субъектом информации о
Носителями информации
Таким образом, перцептивная сторона общения – это установление особого рода отношений: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.
4). Одна из главных причин, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и для студентов-медиков эта проблема должна стать предметом специального рассмотрения – это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для профессионалов социономической группы (профессии типа «человек – человек») одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении. Успех в любой из медицинских профессий напрямую зависит от взаимопонимания и качества межличностных отношений с пациентами и их родственниками, коллегами. В данном случае можно говорить о следующих видах общения: примитивное, формально-ролевое общение, деловое общение, духовное общение, манипулятивное общение, «контакт масок».
5). Прямая связь между схемой поведения человека и состоянием его психики позволило Э. Берну выделить типичные состояния сознания. Репертуар этих состояний Берн разбил на три категории:
1) состояния “Я”, сходные с образами родителей;
2) состояния “Я”, автономно направленные на объективную оценку
реальности;
3) состояния “Я”, все еще
действующие с момента их
детстве и представляющие собой архаистические пережитки.
Согласно доктору Берну,
его теория возникла, когда он
наблюдал изменения в
Трансакция - единица общения.
Люди, находясь в одной группе,
неизбежно заговорят друг с
другом или иным путем покажут
свою осведомленность о
Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями.
Берн выделяет три
формы трансакций дополнительны