Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:02, реферат
Общение – одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Его формы и виды чрезвычайно многообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте до задушевного разговора с близким человеком.
Общаемся мы всегда. Даже когда грустим в одиночестве, мы ведем диалог с воображаемым собеседником; даже когда отворачиваемся от случайного попутчика мы «говорим» ему: «Ты мне не интересен».
Введение.
1. Функции, специфика общения и его цели
2. Структура общения:
А) коммуникативная сторона;
Б) интерактивная сторона;
В) перцептивная сторона;
3. Средства общения.
А) вербальные (речь и речевые звуковые явления);
Б) невербальные (кинессика, проксемика, «контакт глазами», тексика).
4. Этапы общения.
5. Барьеры общения.
6. Стратегии общения.
7. Виды общения.
8. Трансактный анализ.
9. Факторы, способствующие установлению контакта
А. Свойства характера.
Б. Психологические установки.
В. Эмпатия
Г. Конгруэнтность.
Заключение.
- И наконец, «контакт
глазами». Этот вид общения идет
где-то на интуитивном,
4. Этапы общения
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
А) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
Б) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
В) Ориентировка в личности собеседника.
Г) Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
Д) Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
Е) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
Ж) Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
5. Барьеры общения
Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, характеры, разное самочувствие.
Чтобы успешно преодолеть
такие психологические барьеры,
следует вооружиться
Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность – это осознанное и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий.
Установка – сформировавшаяся
в человеке неосознанная готовность
к определенному поведению, готовность
к положительно или отрицательно
реагировать на те или иные события,
факты. Установка проявляется
Это и есть причины плохой коммуникации, барьеры общения, которые, если говорить коротко, выглядят следующим образом:
А) Стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций.
Б) «Предвзятые представления» – отвержение всего, что не соответствует собственным взглядам.
В) Враждебное отношение к собеседнику (или собеседника к вам) создает трудности в процессе убеждения человека.
Г) Отсутствие внимания, интереса собеседника, пока тот не осознает значения информации для себя.
Д) Пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводы, заключения, следуя из поверхностной информации.
Е) Неверный подбор слов, нелогичность.
Ж) Неверный выбор стратегии общения.
6. Стратегии общения
Существуют следующие стратегии общения:
- открытое – закрытое общение;
- монологическое – диалогическое общение;
- ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).
Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:
- если есть значительная
разница в степени предметной
компетентности и бессмысленно
тратить время и силы на
поднятие компетентности «
- в конфликтных ситуациях
открытие своих чувств, планов
противнику нецелесообразно.
7. Виды общения
Выделяю следующие виды общения:
А) «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
Б) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют к нему дальнейший интерес и не скрывают этого.
В) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Г) Деловое общение, когда
учитывают особенности
Д) Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение
Ж) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман) в зависимости от особенности личности собеседника.
З) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
8. Трансактный анализ общения
Трансактный анализ общения – это рациональный метод понимания поведения на основе трех состояний «Я» – «Родитель», «Взрослый», и «Ребенок», предложенный американским психологом и психиатром Эриком Берном.
«Родитель» - это экспертно-контрольная
инстанция нашего «Я», сосредоточение
схем и правил, ранее усвоенных
индивидуумом, которые подлежат неукоснительному
исполнению. В повседневной жизни
эти роли играют родители, старшие
сестры, начальники, амплуа которых
состоит в начальственно-
«Ребенок» – эффективно-импульсивная и интуитивно-творческая инстанция нашего «Я». Это роль молодого специалиста, наивной девочки и т. п., то есть в позиции «Ребенка» мы ведем себя недостаточно серьезно и ответственно.
«Взрослый» – когнитивно-
Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции «Взрослых», могут друг друга понять и два ребенка. Общение «Родитель» – «Взрослый» динамично: либо «Взрослый» своим спокойствием и независимостью собьет спесь с «Родителя», либо «Родитель» сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего «Ребенка».
Общение «Взрослый» – «Ребенок»
столь же динамично: либо «Взрослый»
сумеет побудить «Ребенка» серьезно
относиться к обсуждаемой теме, либо
беспомощность «Ребенка»
Часто уровни общения маскируются. Например, общение покупателя и продавца внешне напоминает общение уровня «Взрослый» – «Взрослый», но фактически покупатель находится здесь в роли просящего, а соответственно это роль «Ребенка», в то время как продавец, соизволяющий объяснить покупателю качества товара, опекающий покупателя, выступает в роли «Родителя».
9. Факторы, способствующие контакту
Установление контакта – главная задача первой фазы общения. Установить контакт – значит создать благоприятную, располагающую к беседе атмосферу, привлечь внимание, побудить интерес собеседника к себе.
Так какие же факторы способствуют контакту? Среди свойств характера специалисты обычно выделяют доброжелательность, открытость, искренность, инициативность, умение быть собой, вежливость, тактичность. Про такого человека говорят, что у него легкий характер. А вот обладателя «тяжелого» характера мы характеризуем как человека грубого, бесцеремонного, прямолинейного, негибкого, демонстративного, вспыльчивого. Такие люди обычно выступают провокаторами конфликтов.
Однако характер это лишь один из факторов, определяющих эффективность общения. Другой, не менее важный фактор – психологическая установка по отношению к партнеру. Имея положительную установку мы откровенны и внимательны. При наличии заранее заданных установок, оценок и убеждений, которые имеем задолго до того, как реально начался процесс восприятия и общения, мы скорее нанесем вред общению. К числу установок, способствующих контакту, относятся: одобрение, самоодобрение, эмпатия.
Установка на одобрение означает
признание права другого
«Задайте себе вопрос, - рекомендует
врач-психотерапевт А. Б. Добрович, -
часто ли прохожие обращаются к вам
с вопросом, как пройти или проехать
куда-либо? Если это случается крайне
редко, значит у вас угрюмое, злое,
надменное или замкнутое
Умение не просто почувствовать, но и прочувствовать, как свое собственное состояние собеседника называют эмпатией. Это «душевно сочувствие», помогающее нам эмоционально живо откликнуться на проблемы другого человека.
Облегчают процесс «настройки» на другого человека «техники присоединения». Так называемые элементы эриксоновского гипноза («гипноз без гипноза»). Если вы хотите эффективно общаться, научитесь быть конгруэнктными (это значит быть созвучными) своему партнеру.
Если люди находятся в эмоциональном контакте, они склонны имитировать движения, жесты, позы, поведенческие реакции друг друга.
Поэтому следует занимать те позы, в которых находится ваш партнер, но не заниматься явным копированием, иначе это будет похоже на передразнивание. Если собеседник сидит в закрытой позиции, вам тоже следует принять закрытую позицию, но другую. Лучше всего отзеркаливать мелкие движения рук, мимики. Мелкие движения менее осознанны.
Другой способ присоединения – это темп. Темп речи, движений. Холерика будут раздражать «заторможенность» флегматика, и наоборот, торопливость речи холерика производит впечатление балаболки на флегматика.
Необходимо искать общее с партнером, например, беседы. Не следует забывать, что «ничто не ласкает так наш слух как звук собственного имени», так что необходимо чаще произносить имя собеседника.
Люди неравнодушны к комплиментам, так называемым «поглаживаниям». Только комплимент должен быть искренним.
Завершение любого акта общения – личного разговора, деловой беседы, публичного выступления – не менее важное и, пожалуй, не менее сложное дело, чем его начало.
Закончить беседу ничуть не легче, чем ее начать. Поэтому выходу из контакта следует уделить не меньше внимания, чем вступлению в контакт.
Заключение
Владеть психологией общения
– значит владеть наукой о практическом
использовании психологических
механизмов общения для достижения
оптимальных результатов в
На сегодняшний день разработано множество методов по преодолению барьеров, мешающих нормальному общению. Например «Т-группы» со специальным психологическим тренингом (СПТ), куда входят групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Все это способствует нормальному установлению контактов между людьми, снимает определенные комплексы неполноценности и помогает найти компромисс в конфликтной ситуации.
Надо еще не забыть, что
писал наш великий
«...Когда к сооружению
какой-либо махины приготовленные части
лежат особливо и не которая определенного
себе действия другой взаимно не сообщает,
тогда все их бытие тщетно и
бесполезно. Подобным образом, если бы
каждый член человеческого рода не
мог изъяснить своих понятий
другому, то бы не токмо лишены мы были
сего согласного общих дел течения,
которое соединением наших
Список использованной литературы:
1. Э. Цветков. Тайные причины человеческой психики. Санкт-Петербург. 1997 г.
2. М.К. Тутушкина.
3. С.Ю. Головин. Словарь
практического психолога.
4. Экспресс-справочник для студентов по психологии. Ростов-на-Дону. 1999 г.
5. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Ростов-на-Дону. 1999г.
6. Н.А. Козлов. Как относиться к себе и людям. Москва. 1998 г.