Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:55, лекция

Описание работы

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
1. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция).
2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника (регулятивная функция).

Файлы: 1 файл

Tema_1_obschaya_kharakteristika_protsessa_obschenia.doc

— 723.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Закрытые позы

 

 

 

              Конкретный смысл отдельных жестов  различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

    1. Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные);
    2. Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности);
    3. Описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

Жесты при общении несут много информации.

 

           Выделяют пять групп жестов:

  1. Жесты-иллюстраторы – это жесты-сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, кинетографы – движения телом и т.п.

 

  1. Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда).

 

 

  1. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».


 

 

 

 

 

 

  1. Жесты-адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движением рук. Это могут быть: почесывание, подергивание отдельных частей тела, касания партнера, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой.

 

 

  1. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции.

Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно понимать ложные, притворные жесты.

 

 

     

 

 При  общении часто возникают следующие виды жестов:

- жесты оценки – почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание и т.др. (человек оценивает информацию);


 

 

 

 

- жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле;


 

 

 

 

 

- жесты нервозности и  неуверенности – переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами;

 


 

 

 

- жесты самоконтроля – руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник;

- жесты ожидания – потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

- жесты отрицания – сложенные руки на груди, отклоненный назад корпус, скрещенные руки, дотрагивание до кончика носа;


 

 

 

 

 

- жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз;

 

- жесты неискренности – жест «прикрытие рукой рта», «прикосновение к носу», поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд».

 

         Умение понимать популярные жесты  (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты) позволит лучше разбираться в людях.

 

Литература:

 

  1. Дебольский Н. Психология делового общения. М.,1993.
  2. Жуков В. Коммуникативная компетентность. М.,1991.
  3. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д,1986.
  4. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. М.,1996.
  5. Снелл Ф. Искусство делового общения. М.,1990.
  6. Девид Ламберд Язык тела. – М.: АСТ «Астрель», 2001 – 192с

7. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2006.-288с.

      8. Крылов А.А. Психология. Учебник.- М.: изд-во «Проспект», 2001.- 583с.

     9. Девид Майерс. Психология. – Минск, 2001. – 848с.

 




Информация о работе Психология общения