Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

Психология общения встречается в любой сфере деятельности, где работает больше двух людей.
Русский мыслитель Петр Чаадаев остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли бы о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком в общении.
В ходе общения его участники обмениваются - не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями

Содержание работы

Введение 5

1. Понятие, виды и функции общения 6

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия..........................9

3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения 15

Заключение 16

Список литературы 17

Файлы: 1 файл

психология лучше.docx

— 38.67 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Краснодарский филиал Финуниверситета

 

 

 

 

Контрольная работа по

 дисциплине  «Деловое общение»

Тема: Психология общения

Вариант № : 10

 

 

 

    Выполнил(а):

Карлаш Ирина Григорьевна    

Специальность:

 бакалавр «Экономики»

Курс: 1

№  зачетной книжки

100.12/120165

Проверил:

Бердшадская Ольга Владиславовна

 

г. Краснодар 2012г.

 

Содержание

 

 

Введение 5

 

1. Понятие,  виды и функции общения 6

 

2. Роль восприятия  в процессе общения. Ошибки  восприятия..........................9

 

3. Соотнесите  предлагаемые социально-психологические  понятия и их определения 15

 

Заключение 16

 

Список литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Введение

 

Психология общения встречается  в любой сфере деятельности, где  работает больше двух людей.

Русский мыслитель Петр Чаадаев  остроумно заметил: «Лишенные общения  с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли бы о своей  природе». И он был прав, поскольку  естественным способом существования  человека является его связь с  другими людьми, а сам человек  становится человеком в общении.

В ходе общения его участники  обмениваются - не только своими физическими  действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями

В повседневной жизни человек  учится общению с детства и  овладевает разными его видами в  зависимости от среды, в которой  живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта. В большинстве случаев этого  опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивных и цивилизованных отношений между  людьми. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков  и умений их учета и использования  необходимо постоянно совершенствоваться.

Целью данной работы является изучение психологии общения. Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:

Раскрытие понятия, видов  и функций общения.

Изучение роли восприятия в процессе общения.

Раскрытие понятий стереотип  и предубеждение.

 

   
1. Понятие, виды и функции общения

 

Потребность в общении, как  считают психологи, относится к  числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как  базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение  людей с не меньшей властью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение –  необходимое условие нормального  развития человека как члена общества и как личности, условие его  духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и  социально-психологического анализа  оно стало только в ХХ веке.

Человек устроен таким  образом, что подавляющее число  наших потребностей мы не можем удовлетворить  в одиночку. Мы нуждаемся друг в  друге. То же самое можно сказать  и о деловом общении. Главная  цель общения – это установление контакта с другими людьми для  удовлетворения каких-либо потребностей и интересов в ходе совместной деятельности. В психологии общение  определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в  обмене между ними информацией познавательного  или аффективно-оценочного, т.е. эмоционально-оценочного, характера.

Для того чтобы понять, что  такое общение, прежде всего, следует  узнать его определение. Б.Ф. Ломов  считает, что общение – это  взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или  аффектно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.

Общение — это сложный  многоплановый процесс поддержания  и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями  совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и  выработку единой стратегии взаимодействия. Из этого определения видно, что  общение в одно и то же время  выступает и как личностно-ориентированный  процесс, в котором реализуются  установки личности и ее взгляды на социальные нормы, и как социальный процесс, через который общество влияет на нее.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении  (необходимость сообщить или узнать  информацию, повлиять на собеседника  и т.п.) побуждает человека вступить  в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях  общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности  собеседника.

4. Планирование содержания  своего общения: человек представляет  себе (часто бессознательно), что  именно скажет.

5. Бессознательно (иногда  сознательно) человек выбирает  конкретные средства, речевые фразы,  которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка  ответной реакции собеседника,  контроль эффективности общения  на основе установления обратной  связи.

7. Корректировка направления,  стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев  акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Существуют три типа общения  – межличностное общение, например, между двумя друзьями или коллегами; между индивидом и группой, например, начальник и подчиненный и, наконец, между группами, например, встреча  двух спортивных команд. Особо выделяют виды общения: вербальное, при помощи языка, и невербальное, при помощи мимики, жестов и тому подобное.

Не менее существенное значение имеют так называемые территории и зоны межличностного контакта. Здесь  выделяют несколько зон: интимная зона – от 0 до 45 см.(общение самых близких людей), личностная зона для межличностного общения – от 45 до 120 см.(общение со знакомыми людьми), зона общения с незнакомыми людьми – от 120 до 3-х метров и, наконец, зона публичного общения ,например, с группой подчиненных– от 3-х до 6-ти метров. Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно. Отсюда вытекают вполне конкретные рекомендации.

Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но деловое  общение предполагает не только и  не столько передачу эмоциональных  состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при  помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную форму. Самое главное, - это умение слушать. Все понимают, что слушать можно по-разному. Представление о том, что «слушать»  и «слышать» – это не одно и  то же, зафиксировано в русском  языке самим фактом разных слов для  обозначения эффективного и неэффективного слушания. Слушание – сложный процесс, требующий определенных навыков  и общей коммуникативной культуры. Кроме умения слушать, также важно  умение говорить, или ораторское искусство, которому обучали еще в античности. Оно предполагает умение точно формулировать  свои мысли, излагать их доступным для  собеседника языком, ориентироваться  в общении на реакцию собеседника.

Общение обычно проявляется  в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона общения  отражает взаимодействие человека с  непосредственным окружением: с другими  людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего, это семья и профессиональная группа, которые пользуются сложившимися культурно-историческими и профессиональными  шаблонами поведения.

Когнитивная сторона общения  позволяет ответить на вопросы о  том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью  партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют сам этот процесс.

Коммуникативная-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т. п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть попят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению очень упрощен. Это обусловлено тем, что в условиях подобного общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Эмотивная сторона общения  связана с функционированием  эмоций и чувств, настроений и состояний  в личных контактах партнеров. Они  проявляются в выразительных  движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через  них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим  фоном взаимодействия, предопределяя  больший или меньший успех  совместной деятельности.

Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям  согласования внутренних и внешних  противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие  наличность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем  или иным ценностям, выражает побудительные  силы человека, регулирует взаимоотношения  партнеров в совместной деятельности.

Общение выполняет определенные функции. Под функциями общения  понимают те роли и задачи, которые  выполняет общение в процессе социального бытия человека. Их достаточно много, по главных — шесть.

Прагматическая функция  общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать  воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, индивид  усваивает общечеловеческий опыт, исторически  сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а  также формируется как личность. В общем виде общение можно  определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния  и поведение человека.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения — разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и  поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания, сохранения и развития достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

 

 

 

 

 

2. Роль восприятия  в процесс общения. Ошибки восприятия

 

Общение определяется тем  представлением о партнере, которое  складывается в восприятии. Под восприятием  в психологии общения подразумевается  непросто формирование целостного образа на основе его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению

Восприятие - это процесс  отбора, организации и интерпретации  чувственных данных.

Среди общих закономерностей  восприятия обычно отмечают:

принцип избирательности: в  каждой конкретной ситуации человек  обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воздействий, но при  этом создает хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира;

принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства;

принцип константности (устойчивости): имеет место сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в меняющихся условиях.

Информация о работе Психология общения