Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:09, контрольная работа
Психология общения встречается в любой сфере деятельности, где работает больше двух людей.
Русский мыслитель Петр Чаадаев остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли бы о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком в общении.
В ходе общения его участники обмениваются - не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями
Введение 5
1. Понятие, виды и функции общения 6
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия..........................9
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения 15
Заключение 16
Список литературы 17
Федеральное государственное
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Краснодарский филиал Финуниверситета
Контрольная работа по
дисциплине «Деловое общение»
Тема: Психология общения
Вариант № : 10
Выполнил(а):
Карлаш Ирина Григорьевна
Специальность:
бакалавр «Экономики»
Курс: 1
№ зачетной книжки
100.12/120165
Проверил:
Бердшадская Ольга Владиславовна
г. Краснодар 2012г.
Содержание
Введение 5
1. Понятие, виды и функции общения 6
2. Роль восприятия
в процессе общения. Ошибки
восприятия....................
3. Соотнесите
предлагаемые социально-
Заключение 16
Список литературы 17
Психология общения
Русский мыслитель Петр Чаадаев остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли бы о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком в общении.
В ходе общения его участники обмениваются - не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями
В повседневной жизни человек
учится общению с детства и
овладевает разными его видами в
зависимости от среды, в которой
живет, от людей, с которыми взаимодействует.
Причем происходит это часто стихийно,
в ходе накопления житейского опыта.
В большинстве случаев этого
опыта бывает недостаточно, например,
для овладения особыми
Целью данной работы является изучение психологии общения. Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:
Раскрытие понятия, видов и функций общения.
Изучение роли восприятия в процессе общения.
Раскрытие понятий стереотип и предубеждение.
1. Понятие, виды и
функции общения
Потребность в общении, как
считают психологи, относится к
числу основных (базовых) потребностей
человека. Значимость общения как
базовой потребности
Человек устроен таким образом, что подавляющее число наших потребностей мы не можем удовлетворить в одиночку. Мы нуждаемся друг в друге. То же самое можно сказать и о деловом общении. Главная цель общения – это установление контакта с другими людьми для удовлетворения каких-либо потребностей и интересов в ходе совместной деятельности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного, т.е. эмоционально-оценочного, характера.
Для того чтобы понять, что
такое общение, прежде всего, следует
узнать его определение. Б.Ф. Ломов
считает, что общение – это
взаимодействие двух или более людей,
состоящее в обмене между ними
информацией познавательного
Общение — это сложный
многоплановый процесс
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении
(необходимость сообщить или
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания
своего общения: человек
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка
ответной реакции собеседника,
контроль эффективности
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Существуют три типа общения – межличностное общение, например, между двумя друзьями или коллегами; между индивидом и группой, например, начальник и подчиненный и, наконец, между группами, например, встреча двух спортивных команд. Особо выделяют виды общения: вербальное, при помощи языка, и невербальное, при помощи мимики, жестов и тому подобное.
Не менее существенное значение имеют так называемые территории и зоны межличностного контакта. Здесь выделяют несколько зон: интимная зона – от 0 до 45 см.(общение самых близких людей), личностная зона для межличностного общения – от 45 до 120 см.(общение со знакомыми людьми), зона общения с незнакомыми людьми – от 120 до 3-х метров и, наконец, зона публичного общения ,например, с группой подчиненных– от 3-х до 6-ти метров. Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно. Отсюда вытекают вполне конкретные рекомендации.
Как бы ни были важны чувства,
эмоции, отношения людей, но деловое
общение предполагает не только и
не столько передачу эмоциональных
состояний, сколько передачу информации.
Содержание информации передается при
помощи языка, т.е. принимает вербальную,
или словесную форму. Самое главное,
- это умение слушать. Все понимают,
что слушать можно по-разному.
Представление о том, что «слушать»
и «слышать» – это не одно и
то же, зафиксировано в русском
языке самим фактом разных слов для
обозначения эффективного и неэффективного
слушания. Слушание – сложный процесс,
требующий определенных навыков
и общей коммуникативной
Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.
Межличностная сторона общения
отражает взаимодействие человека с
непосредственным окружением: с другими
людьми и теми общностями, с которыми
он связан своей жизнью. Прежде всего,
это семья и профессиональная
группа, которые пользуются сложившимися
культурно-историческими и
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют сам этот процесс.
Коммуникативная-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т. п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть попят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению очень упрощен. Это обусловлено тем, что в условиях подобного общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроений и состояний в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.
Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие наличность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.
Общение выполняет определенные функции. Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Их достаточно много, по главных — шесть.
Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.
Функция формирования и развития
отражает способность общения оказывать
воздействие на партнеров, развивая
и совершенствуя их во всех отношениях.
Общаясь с другими людьми, индивид
усваивает общечеловеческий опыт, исторически
сложившиеся социальные нормы, ценности,
знания и способы деятельности, а
также формируется как
Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
Функция объединения — разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
Функция организации и
поддержания межличностных
Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
2. Роль восприятия
в процесс общения. Ошибки
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в психологии общения подразумевается непросто формирование целостного образа на основе его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению
Восприятие - это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.
Среди общих закономерностей восприятия обычно отмечают:
принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воздействий, но при этом создает хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира;
принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства;
принцип константности (устойчивости):
имеет место сравнительная