Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 00:22, реферат
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как
членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона
общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона
заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно
согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение,
поведение, убеждения собеседника; персекптивная сторона общения включает
процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой
основе взаимопонимания.
Реферат: Психология общения
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как
членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона
общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона
заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно
согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение,
поведение, убеждения собеседника; персекптивная сторона общения включает
процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой
основе взаимопонимания.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию,
повлиять на собеседника) – побуждает человека вступить в контакт с
другими людьми.
2. Ориентировка в
целях общения, в ситуации
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания
своего общения – человек
5. Бессознательно человек выбирает конкретные
средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя
вести.
6. Восприятие и
оценка ответной реакции
эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается
добиться ожидаемых
умения называют “социальным интеллектом”.
Стратегии общения:
1. открытое – закрытое общение;
2. монологическое – диалогическое;
3. ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение “по душам”).
Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и
готовность учесть позиции других. Закрытое общение – это нежелание либо
неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся
информацию.
Виды общения.
1. “Контакт масок” - формальное общение, когда отсутствует
стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используютмся
привычные маски (вежливости,строгости,
п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть
истинные эмоции ,отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как
нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если
мешает – оттолкнут или
собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
3. Формально – ролевое общение, когда регламентированы и содержание
и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его
социальной роли.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности,
характера , возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы,
чем возможные личностные расхождения.
5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно
затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас
и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда
каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы,
убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от
собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание,
обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности
собеседника.
7. Светское общение. Суть светского общения в его
беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено
говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения
людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют
характера коммуникаций.
Тактика общения – реализация в конкретной коммуникативной стратегии на
основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения –совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.
Позиции в общении выделяют следующие:
1. доброжелательная позиция принятия собеседника;
2. нейтральная позиция;
3. враждебная позиция непринятия собеседника;
4. доминирование, или “общение сверху”;
5. “общение на равных”;
6. подчинение
На основе этого можно выделить 8 стилей общения.
доминирование принятие нейтральная непринятие партнера на равных
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления слова, его
выразительность и доступность, правильность построения разы и ее
доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл
интонации.
2. Речевые звуковые явления: темп речи,
тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи.
3. Выразительные качества голоса: характерные специфические
звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач ,шепот, вздохи и др.;
разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы,а также звуки
назализации – “хм -хм”, “э-э-э” и др.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
1. Кинетика изучает
внешние проявления
мимика изучает движение мышц лица, жестетика исследует жестовые движения
отдельных частей тела: позы, осанку, поклоны, походку.
2. Таксика изучает
прикосновение в ситуации
поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
3. Проксемика исследует
расположение людей в
Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
интимная зона (15 – 45 см.) – в эту зону допускаются лишь близкие, хрошо
знакомые дюди; для этой зоны характерно доверительность, негромкий голос в
общении, тактильный контакт, прикосновение.
личная, или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с
друзьями и коллегами
партне- рами, поддерживающими разговор;
социаьная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч, как правило, с теми, кого не очень знают;
публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой
людей – в лекционой аудитории, на митинге и пр.
Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом,
есть слова, предложения. Богатейший “алфавит” жестов можно разбить на шесть
групп:
1. Жесты – иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели, пиктографы, т.е. образные картины изображения; кинетографы – движения телом;
идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие
воображаемые предметы.
2. Жесты - регуляторы - это жесты, выражающие отношение
говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда,
целенаправленные движения руками.
3. Жесты – эмблемы – это своеобразные заменители слов
или фраз в общении. Например. сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки
означают во многих случаях – “здравствуйте”, а поднятые над головой – “до
свидания”.
4. Жесты - адапторы – это специфические привычки человека,
связанные с движениями рук. Это могут быть:
а) почесывания, подергивания отделных частей тела;
б) касания партнера;
в) перебирание отдельных
5. Жесты – аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и
мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз,
покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и
пр.
при общении часто возникают следующие виды жестов:
1. жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного
пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и т.п.
2. жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание
на стуле.;
3. жесты нервозностии неуверенности – переплетенные пальцы рук;
пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула
перед тем, как на него сесть и др.
4. жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает
другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в
подлокотник, и др.;
5. жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных
ладоней о ткань;
6. жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус;
скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
7. жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое
прикосновение к собеседнику и др.;
8. жесты доминирования
– жесты, связанные с
напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
9. жесты неискренности – “прикрытие рукой рта”; “прикосновение к носу”
как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о
сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, “бегающий
взгляд” и др.
Общение как восприятие людьми друг друга.
Процесс восприятия одним человеком
другого выступает как
составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку
человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим
человеком по общению также воспринимается как личность. На основе
внешней стороны поведения мы как бы “читаем” другого
человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые
возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-
первых, потому, что от меры точности “прочтения” другого человека зависит
успех организации с ним
Однако в процесс общения как минимум включены два человека, и каждый из них
является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим
осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя
другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходиться
принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и
то, как этот другой принимает мои потребности, мотивы, установки. Все это
приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две
стороны: идентификацию и рефлексию.
Одним из самых простых способов понимания другого человека является
уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный
способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким
приемом, когда предположение о внутреннм состоянии партнера строится на
основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию
явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ
восприятия другого человека
Есть некоторые фактор, которые мешают правильно воспринимать и оценивать
людей. Основные из них таковы:
1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые
имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс
восприятия и оценивания другого человека.
2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми
наблюдаемые люди заранее относятся к определеной категории и формируется
установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого
человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.
Некоторые люди, например, имеют “готовое” суждение о человеке сразу же после
того, как в первый раз повстечали или увидели его.
4. Безотчетное структурирование
личности другого человека
том, что логически объединяются в целостный образ строго определенные
личностные качества, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот
образ, отбрасывается.
5. Эффект “ореола”
проявляется в том, что
какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека,а
затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств.
6. Эффект “проецирования”
проявляется в том, что
припысываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные
состояния.
7. “Эффект первичности” проявляется в том, что первая услышанная или
увиденная информация о человеке или событии, является оченьсущественной и
малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому
человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет