Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 06:36, контрольная работа
Цель исследования: изучение психологических особенностей общения младших школьников.
Задачами исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы.
2.Исследование особенностей общения.
3.Изучение проблемы общения младших школьников.
4.Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения».
5.Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника.
6.Выявление социометрического статуса младших школьников.
1.3 О формировании человека как личности и как объекта и субъекта общения
Общение и формирование личности.
Вступая в общение друг с другом, люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильного поступка, поправится и т.д. Чтобы осуществить ее, они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают их поступать в подобных случаях именно так, а не иначе имеющиеся у них потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации.
Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид деятельности, необходимо также видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности.
Играя, ребенок общается. Длящееся многие годы учение обязательно предполагает общение. Наконец, труд, как известно, в подавляющем числе случаев требует постоянного взаимодействия людей в форме общения.
На формирование ряда устойчивых
характеристик психических
Воспитательное значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию, психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается еще и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и прежде всего многих его аттенционных, перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.
Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для развития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств.
Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека.
Организация общения в соответствии с принципами подлинного гуманизма предполагает как в труде во всех его проявлениях, так и в быту сочетание высокой требовательности к человеку с большим уважением к нему, и в больших и малых делах, доброжелательность по отношению к людям.
Для того, чтобы каждый человек
был способен к отвечающему высоким
принципам действительного
2.2 Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте
Л.С. Выготский считал, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это своеобразная переходная ступень - ребенок уже не дошкольник и еще не школьник.
По мнению Л.С. Выготского
ребенок семи лет отличается, прежде
всего, утратой детской
Выготский говорил: “Думаю,
что это впечатление
Выготский считал, что речь
как средство общения приводит к
тому, что приходится называть, связывать
со словами наши внутренние состояния.
Связь же со словами никогда не
означает образование простой
В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит “я радуюсь”, “я огорчен”, “я сердит”, “я добрый”, т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Переживания приобретают
смысл, благодаря этому у ребенка
возникают такие новые
В 7-летнем возрасте появляется обобщение единичного опыта общения, связанного с отношением, прежде всего со стороны взрослых. От качества, содержательного богатства этого опыта зависит динамика проживания ребенком кризиса семи лет.
В культурно-исторической традиции
с кризисом семи лет связывается
возникновение личного
Обобщая разнообразные теоретико-
1) Потеря непосредственности.
Между желанием и действием
вклинивается переживание того,
какое значение это действие
будет иметь для самого
2) Манерничанье. Ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает.
3) Симптом “горькой конфеты”.
Ребенку плохо, он старается
этого не показывать. Возникают
трудности воспитания: ребенок начинает
замыкаться и становится
Эльконин, вслед за Л.С. Выготским,
считает, что в основе этих симптомов
лежит обобщение переживаний. У
ребенка возникает новая
По мнению Д.Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения - как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли он на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения - важный признак готовности.
Д.Б. Эльконин говорил: “Готовность ребенка к школьному обучению предполагает “вращивание” социального правила, однако специальной системы формирования внутренних правил в современной системе дошкольного воспитания не предусмотрено” [37; с.224].
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. В школе возникает новая структура отношений. Система “ребенок - взрослый” дифференцируется:
Система “ребенок - учитель”
начинает определять отношения ребенка
к родителям и отношения
Деятельность, первоначально
разделенная между участниками,
выступает сначала как основа
для формирования интеллектуальной
активности, а затем становится формой
существования новой
Г.А. Цукерман считает, что начало учебного процесса должно строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений: на умении договориться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.
Г.А. Цукерман определяет сферу общения в качестве главного источника эмоционального неблагополучия детей. Не обучая общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться.
Психологи всего мира показали
что, отсекая прямое общение между
детьми во время занятий (запрещая им
переговариваться, подходить друг к
другу, обмениваться мыслями), мы делаем
каждого ребенка гораздо более
беспомощным, незащищенным, несамостоятельным,
а поэтому гораздо более
По мнению Г.А. Цукерман, учебное сотрудничество учителя с классом, готовящее детей не к пассивной позиции обучаемого, а с активной позиции учащегося: учащего самого себя с помощью взрослого и сверстников.
Г.А. Цукерман исследовала
роль кооперации со сверстниками в
психическом развитии младших школьников.
Ею были получены экспериментальные
данные о том, что дети, работающие
в форме совместной работы в классе,
в два раза лучше оценивают
свои возможности и уровень знаний,
т.е. у них более успешно