Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 06:36, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение психологических особенностей общения младших школьников.
Задачами исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы.
2.Исследование особенностей общения.
3.Изучение проблемы общения младших школьников.
4.Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения».
5.Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника.
6.Выявление социометрического статуса младших школьников.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 25.10 Кб (Скачать файл)

1.3  О формировании человека  как личности и как объекта  и субъекта общения

Общение и формирование личности.

Вступая в общение друг с другом, люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого  человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильного  поступка, поправится и т.д. Чтобы  осуществить ее, они более или  менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают  их поступать в подобных случаях  именно так, а не иначе имеющиеся  у них потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации.

Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид деятельности, необходимо также видеть, что без  него не может происходить полноценное  развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и  как индивидуальности.

Играя, ребенок общается. Длящееся многие годы учение обязательно  предполагает общение. Наконец, труд, как  известно, в подавляющем числе  случаев требует постоянного  взаимодействия людей в форме  общения.

На формирование ряда устойчивых характеристик психических процессов, состояний и свойств личности каждого человека, а также и  на образование структуры этих свойств  и предметная деятельность общения  воздействуют совокупно и с разным эффектом в зависимости от их соотношения.

Воспитательное значение общения заключается не только в  том, что оно расширяет общий  кругозор человека и способствует развитию, психических образований, которые  необходимы ему для успешного  выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения  заключается еще и в том, что  оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и прежде всего многих его аттенционных, перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.

Не меньшее значение общение  как деятельность имеет и для  развития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств.

Столь же значимое влияние  оказывает общение и на волевое  развитие человека.

Организация общения в  соответствии с принципами подлинного гуманизма предполагает как в  труде во всех его проявлениях, так  и в быту сочетание высокой  требовательности к человеку с большим  уважением к нему, и в больших  и малых делах, доброжелательность по отношению к людям.

Для того, чтобы каждый человек  был способен к отвечающему высоким  принципам действительного гуманизма  общению с другими людьми, он должен обязательно обладать и определенной психологической культурой, основные положения которой можно попытаться свести к трем элементам: разбираться  в других людях и верно оценивать  их психологию, адекватно эмоционально откликаться на их поведение и  состояние и выбирать по отношению  к каждому из них такой способ обращения, который не расходясь  с требованиями морали и будучи направлен  на утверждение идеалов, в то же время  наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с  кем приходится общаться.

2.2 Психологические особенности  развития общения в младшем  школьном возрасте

 

Л.С. Выготский считал, что  ребенок при переходе от дошкольного  к школьному возрасту очень резко  меняется и становится более трудным  в воспитательном отношении, чем  прежде. Это своеобразная переходная ступень - ребенок уже не дошкольник и еще не школьник.

По мнению Л.С. Выготского ребенок семи лет отличается, прежде всего, утратой детской непосредственности. Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю  бросается в глаза, что ребенок  вдруг утрачивает наивность и  непосредственность: в поведении, в  отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничание, клоунада: ребенок строит из себя шута.

Выготский говорил: “Думаю, что это впечатление правильное, что внешним отличительным признаком 7-летнего ребенка является утрата детской непосредственности, появление  не совсем понятных странностей, у него несколько вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение” [16; c.89].

Выготский считал, что речь как средство общения приводит к  тому, что приходится называть, связывать  со словами наши внутренние состояния. Связь же со словами никогда не означает образование простой ассоциативной  связи, а всегда означает обобщение.

В 7-летнем возрасте мы имеем  дело с началом возникновения  такой структуры переживаний, когда  ребенок начинает понимать, что значит “я радуюсь”, “я огорчен”, “я сердит”, “я добрый”, т.е. у него возникает  осмысленная ориентировка в собственных  переживаниях.

 

Переживания приобретают  смысл, благодаря этому у ребенка  возникают такие новые отношения  к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.

В 7-летнем возрасте появляется обобщение единичного опыта общения, связанного с отношением, прежде всего  со стороны взрослых. От качества, содержательного  богатства этого опыта зависит  динамика проживания ребенком кризиса  семи лет.

В культурно-исторической традиции с кризисом семи лет связывается  возникновение личного сознания.

Обобщая разнообразные теоретико-экспериментальные  исследования, Д.Б. Эльконин выделяет следующие  основные симптомы кризиса:

1) Потеря непосредственности. Между желанием и действием  вклинивается переживание того, какое значение это действие  будет иметь для самого ребенка.

2) Манерничанье. Ребенок что-то  из себя строит, что-то скрывает.

3) Симптом “горькой конфеты”. Ребенку плохо, он старается  этого не показывать. Возникают  трудности воспитания: ребенок начинает  замыкаться и становится неуправляемым.

Эльконин, вслед за Л.С. Выготским, считает, что в основе этих симптомов  лежит обобщение переживаний. У  ребенка возникает новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая  прямо и непосредственно не накладывается  на внешнюю жизнь. Возникновение  внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения  будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

По мнению Д.Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного  поведения - как ребенок играет, подчиняется  ли он правилу, берет ли он на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения - важный признак  готовности.

Д.Б. Эльконин говорил: “Готовность  ребенка к школьному обучению предполагает “вращивание” социального  правила, однако специальной системы  формирования внутренних правил в современной  системе дошкольного воспитания не предусмотрено” [37; с.224].

Как пишет В.В. Давыдов, младший  школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. В школе возникает  новая структура отношений. Система  “ребенок - взрослый” дифференцируется:

Система “ребенок - учитель” начинает определять отношения ребенка  к родителям и отношения ребенка  к детям. Впервые отношения “ребенок - учитель” становится отношением “ребенок - общество”. В учителе воплощены  требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки.

Деятельность, первоначально  разделенная между участниками, выступает сначала как основа для формирования интеллектуальной активности, а затем становится формой существования новой психической  функции. Высшие психические функции, согласно Л.С. Выготского, происходят из совместной деятельности, из формы  коллективных взаимоотношений и  взаимодействий. “Психическая природа  человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры” - писал  Л.С. Выготский.

Г.А. Цукерман считает, что  начало учебного процесса должно строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Усилия детей должны быть сосредоточены  на освоении отношений: на умении договориться, обмениваться мнениями, понимать и  оценивать друг друга и себя.

Г.А. Цукерман определяет сферу  общения в качестве главного источника  эмоционального неблагополучия детей. Не обучая общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться.

Психологи всего мира показали что, отсекая прямое общение между  детьми во время занятий (запрещая им переговариваться, подходить друг к  другу, обмениваться мыслями), мы делаем каждого ребенка гораздо более  беспомощным, незащищенным, несамостоятельным, а поэтому гораздо более зависимым  от учителя, склонным во всем подражать  ему и не искать собственной точки  зрения.

По мнению Г.А. Цукерман, учебное  сотрудничество учителя с классом, готовящее детей не к пассивной  позиции обучаемого, а с активной позиции учащегося: учащего самого себя с помощью взрослого и  сверстников.

Г.А. Цукерман исследовала  роль кооперации со сверстниками в  психическом развитии младших школьников. Ею были получены экспериментальные  данные о том, что дети, работающие в форме совместной работы в классе, в два раза лучше оценивают  свои возможности и уровень знаний, т.е. у них более успешно формируются  рефлексивные действия, по сравнению  с учениками, занимающимися традиционным способом.


Информация о работе Психология общения