Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:38, курс лекций
Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики (как особой формы жизнедеятельности) и психических явлений.
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину.
Общая характеристика психологии общения
Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики (как особой формы жизнедеятельности) и психических явлений.
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.
Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству.
Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.
В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.
(немного из истории психологии)Психология – очень молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.
Вначале психология зародилась как естественная наука, но психология современная – это гуманитарная наука. Оставаясь гуманитарной, психология стремится стать естественной наукой.
Предметом психологии являются психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного мира.
Объектом изучения в психологии выступает человек (группа людей), а также животные, обладающие психикой, - как носители психики.
Психология общения – это раздел общей психологии, предметом которого является психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества. Говоря здесь о психологической специфике, мы имеем в виду, что процессы общения в принципе могут быть рассмотрены не только под психологическим, но и под иными углами зрения – социологическим, лингвистическим и т.п.
Важнейшая задача психологии общения в нашей стране — последовательно интерпретировать общение, и прежде всего речевое общение, под углом зрения психологической теории, уделив особое внимание тому аспекту, который в большинстве зарубежных направлений исследования речи игнорируется —взаимоотношениям личности и общества через посредство речи.
Общение изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими науками.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
Общение это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.
Виды, функции общения.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:
В других источниках выделяют четыре основные функции общения:
И дополнительные:
В психологии общения выделяют основные виды общения:
При данном виде общения пользуются кодексом светского общения: 1) вежливость, такт-«соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие – « не порицай другого», « избегай возражений»; 3) симпатии – «будь доброжелателен, приветлив».
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При этом стороны делового общения выступают формальных статусах.
В деловом общении предметом общения является дело.
Особенности делового общения заключаются в том, что
Прагматичный Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».
Т.О. можно выделить два основных вида общения
1 непосредственное (прямое)
2 опосредованное (косвенное) к формам такого общения можно отнести рекламу, меню в кафе и т.д несущее основнувную информационную нагрузку.
Этапы общения
В структуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо
сообщить или узнать
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3.Ориентировка в личности
4. Планирование содержания
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной
реакции собеседника, контроль эффективности
общения на основе
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Раздел 2. Психология общения
Тема 2.1. Общение – основа человеческого бытия.
Статистики некоторых стран подсчитали, что до 80% времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В общении мы передаем друг другу разнообразную информацию; обмениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о своих целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.
Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не понял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Безусловно, каждый раз после недопонимания, разговора на повышенных тонах, очередного конфликта у нас портится настроение, мы не можем понять, почему так произошло. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. На службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны; а в этой ситуации очень важно научиться вступать в контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него строится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэтому общение стало объектом социально-психологического анализа. А что означает уметь общаться? Это, прежде всего умение разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения. Мы неоднократно говорим, что каждый человек уникален, он обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться; и все-таки наших собеседников можно условно объединить в группы.
Какие же они, наши собеседники? В учебном пособии «Психология управления» приводится описание девяти «абстрактных типов» собеседников.
1. Вздорный человек, «нигилист». Не придерживается темы беседы, нетерпелив, несдержан. Своей позицией смущает собеседников и провоцирует на то, чтобы они не соглашались с его аргументами.
2. Позитивный человек. Является самым приятным собеседником. Он доброжелателен, трудолюбив, всегда стремится к сотрудничеству.
3. Всезнайка. Всегда уверен в том, что все знает лучше всех; он постоянно включается в любой разговор.
4. Болтун. Любит высказываться
5. Трусишка. Такой собеседник недостаточно
уверен в себе; он лучше промолчит,
чем выскажет свое мнение из-
6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Замкнут, держится отчужденно, не включается в деловую беседу, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.
7. Незаинтересованный собеседник. Деловой разговор, тема беседы его не интересуют.
8. Важная птица. Такой собеседник не выносит никакой критики. Он чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим образом.
9. Почемучка. Постоянно задает вопросы,
независимо от того, имеют ли
они реальную основу или