Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 07:38, курс лекций

Описание работы

Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики (как особой формы жизнедеятельности) и психических явлений.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)
    1. Конспект лекций.

Раздел 1. Введение в учебную дисциплину.

  1. Общая характеристика психологии  общения
  2. Виды, функции общения.
  3. Этапы общения

Общая характеристика психологии общения

    Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики (как особой формы жизнедеятельности) и психических явлений.

     В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.

    Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству.

   Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

   В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

      (немного из истории  психологии)Психология – очень молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

       Вначале психология  зародилась как естественная  наука, но психология современная  – это гуманитарная наука. Оставаясь  гуманитарной, психология стремится  стать естественной наукой.

       Предметом психологии являются психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

      Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного мира.

       Объектом изучения в психологии выступает человек (группа людей), а также животные, обладающие психикой, - как носители психики.

Психология общения – это раздел общей психологии, предметом которого является психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества. Говоря здесь о психологической специфике, мы имеем в виду, что процессы общения в принципе могут быть рассмотрены не только под психологическим, но и под иными углами зрения – социологическим, лингвистическим и т.п. 

Важнейшая задача психологии общения в нашей стране — последовательно интерпретировать общение, и прежде всего речевое общение, под углом зрения психологической теории, уделив особое внимание тому аспекту, который в большинстве зарубежных направлений исследования речи игнорируется —взаимоотношениям личности и общества через посредство речи. 

Общение изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими науками. 

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

Общение это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами  деятельности.

Виды, функции общения.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

  1. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция);
  2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника т.е организации совместной деятельности (регулятивная функция)
  3. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по вербальным и невербальным средствам общения и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимопонимания)

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
  • информационная (обмен информацией между людьми)
  • когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
  • эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
  • конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
  • креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

  • инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
  • синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
  • самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
  • трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

  • экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
  • социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
  • социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

 

В психологии общения выделяют основные виды общения:

  1. «Контакт масок»- формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности и т.д.)- набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, а также что бы отгородиться от собеседника.
  2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
  3. Формально-ролевое общение, регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социального статуса или роли.
  4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  5. Духовное. Межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас по выражению лица, движениям , интонации. Такое общение возможно только тогда когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношения к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.
  6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используются разные приемы (лесть, запугивание, пускание пыли в глаза, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому, что точки рения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

При данном виде общения пользуются кодексом светского общения: 1) вежливость, такт-«соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие – « не порицай другого», « избегай возражений»; 3) симпатии – «будь доброжелателен, приветлив».

 

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При этом стороны делового общения выступают формальных статусах.

В деловом общении предметом общения является дело.

Особенности делового общения заключаются в том, что

  • Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
  • Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
  • Основная задача делового общения –продуктивное сотрудничество.

 

Прагматичный  Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

 

Т.О. можно выделить два основных вида общения

1 непосредственное (прямое)

2 опосредованное (косвенное) к формам  такого общения можно отнести  рекламу, меню в кафе и т.д несущее основнувную информационную нагрузку.

Этапы общения

В структуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо  сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться  о совместных действиях и т. п.), которая побуждает человека  вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3.Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего  общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные  средства, речевые фразы, которыми  будет пользоваться, решает, как  говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной  реакции собеседника, контроль эффективности  общения на основе установления  обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

 

Раздел 2. Психология общения

Тема 2.1. Общение – основа человеческого бытия.

 

Статистики некоторых стран подсчитали, что до 80% времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В общении мы передаем друг другу разнообразную информацию; обмениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о своих целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.

Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не понял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Безусловно, каждый раз после недопонимания, разговора на повышенных тонах, очередного конфликта у нас портится настроение, мы не можем понять, почему так произошло. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. На службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны; а в этой ситуации очень важно научиться вступать в контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него строится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэтому общение стало объектом социально-психологического анализа.  А что означает уметь общаться? Это, прежде всего умение разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения. Мы неоднократно говорим, что каждый человек уникален, он обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться; и все-таки наших собеседников можно условно объединить в группы.

Какие же они, наши собеседники? В учебном пособии «Психология управления» приводится описание девяти «абстрактных типов» собеседников.

1. Вздорный человек, «нигилист». Не  придерживается темы беседы, нетерпелив, несдержан. Своей позицией смущает собеседников и провоцирует на то, чтобы они не соглашались с его аргументами.

2. Позитивный человек. Является  самым приятным собеседником. Он доброжелателен, трудолюбив, всегда стремится к сотрудничеству.

3. Всезнайка. Всегда уверен в  том, что все знает лучше всех; он постоянно включается в  любой разговор.

4. Болтун. Любит высказываться пространно, бестактно прерывает беседу.

5. Трусишка. Такой собеседник недостаточно  уверен в себе; он лучше промолчит, чем выскажет свое мнение из-за  боязни показаться смешным или глупым.

6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Замкнут, держится отчужденно, не  включается в деловую беседу, так как это кажется ему  недостойным его внимания и  усилий.

7. Незаинтересованный собеседник. Деловой разговор, тема беседы его не интересуют.

8. Важная птица. Такой собеседник  не выносит никакой критики. Он чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим образом.

9. Почемучка. Постоянно задает вопросы, независимо от того, имеют ли  они реальную основу или надуманы. Он просто «сгорает» от желания спрашивать.

Информация о работе Психология общения