Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:41, контрольная работа
На сегодняшний день актуальным вопросом с современной медицине является общение медицинской сестры и пациента. Каждой медицинской сестре, работающей в больнице, поликлинике или в каком-либо другом лечебном учреждении, приходиться каждый день знакомиться и общаться с пациентами. Но задумываются ли медицинские сестры, насколько это общение влияет на пациента, а точнее на течение его заболевания, и каким образом медицинская сестра может улучшить состояние больного? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств и от лечебных процедур, которые назначает врач, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления пациента.
Тема: «Психология общения»
I. Введение
Общение – многоплановый процесс развития контактов между медицинской сестрой и пациентом.
Общение играет немаловажную роль в жизни и деятельности каждого человека. Без общения невозможно, например, развитие культуры, искусства, уровня жизни, так как только при помощи общения, накопленный опыт поколений прошлого времени передаётся новым поколениям.
На сегодняшний день актуальным вопросом с современной медицине является общение медицинской сестры и пациента. Каждой медицинской сестре, работающей в больнице, поликлинике или в каком-либо другом лечебном учреждении, приходиться каждый день знакомиться и общаться с пациентами. Но задумываются ли медицинские сестры, насколько это общение влияет на пациента, а точнее на течение его заболевания, и каким образом медицинская сестра может улучшить состояние больного? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств и от лечебных процедур, которые назначает врач, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления пациента. Самое главное - это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния больного, на которое огромное влияние оказывает отношение к нему медработников. Ведь, если пациент доволен, например, беседой с медицинской сестрой, которая его внимательно выслушала в спокойной обстановке и дала ему несколько соответствующих советов, то это уже первый шаг на пути к его выздоровлению.
Далее в своей работе я постараюсь подробнее раскрыть психологию общения медицинской сестры и больного.
II. Основная часть
1. Особенности взаимоотношений медицинской сестры и пациента в лечебной деятельности.
Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Лицами, вовлечёнными в контакт с пациентом, в первую очередь являются врач и медицинская сестра.
В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медсестрой и больным. По словам Иштвана Харди образуется некая связь - «врач, сестра, больной».
Целью контактов между медицинской сестрой и пациентом является оказание медицинской помощи. Таким образом, получается, что помощь оказывается одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важности контактов в системе взаимодействия медицинская сестра – пациент. Однако не следует понимать, что в таком взаимодействии существует заинтересованность лишь со стороны пациента, медицинская сестра, по идее, не в меньшей мере заинтересована в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является ее профессией.
Для того чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинской сестры был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты подобного взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности медицинской сестры, ее представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, ухода, профилактики, реабилитации и поведения медсестры в процессе осуществления помощи.
Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медицинской сестрой можно говорить о значимости такого понятия, как коммуникативная компетентность, т.е. способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой медсестры. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к ней, коммуникативная компетентность важна и для самого больного.
При хорошем контакте с медицинской сестрой пациент скорее выздоравливает, а осуществляемый медсестрой уход имеет лучший эффект и гораздо меньше и осложнений.
Одной из основ лечебной деятельности является умение медицинской сестры понять больного человека.
В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медсестрой. Умение выслушать больного человека не только способствует скорейшему его выздоровлению, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт медицинской сестры и пациента.
Важно отметить, что при контакте с пациентом необходимо учитывать и особенности его заболевания, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения и ухода, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медсестры и больного.
В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» общении с пациентом, но, к сожалению, в противовес к этому приходится слышать и о «бездушном», «плохом» или «холодном общении с больными людями. Важно отметить, что жалобы такого рода, а так же возникающие этические проблемы, свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медицинских сестер.
Различия точек зрения медицинской сестры и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами.
Для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное и личное переживание болезни. В связи с этим, медсестра должна рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Она должна даже постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, а также использовать их для более эффективного содействия больному при лечении и оказании ему ухода.
Чаще всего различия во всех взглядах и точках зрения медсестры и пациента вполне закономерны и предопределены их различными социальными ролями. Однако, медсестре необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.
Для преодоления различий во взглядах, медицинской сестре необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше понять, что происходит в душе, в мыслях больного человека? Медсестра должна откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медицинской сестры должна быть резонансом на услышанное.
2. Виды общения.
Выделяют следующие виды общения:
1. «Контакт масок» – это формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используя привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.). Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
В рамках лечебного взаимодействия и ухода он проявляется в случаях малой заинтересованности медицинской сестры или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательной профилактической смены повязки больному, в такой ситуации пациент чувствует себя несамостоятельным, а медсестра – не имеющей необходимых данных для проведения полной санитарной обработки тела пациента.
2. Примитивное общение. Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – отталкивают.
Подобный вид общения может встречаться в рамках манипуляционного общения медицинской сестры и пациента в случаях, когда целью обращения к медицинской сестре становится получение каких-либо дивидендов. Например, больничного листа, формальной справки и др. С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию медицинской сестры – в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть ее благополучие. Например, руководитель. Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.
3. Формально ролевое общение. Регламентированными оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Подобный выбор рода общения со стороны медицинской сестры может быть обусловлен профессиональной перегрузкой. Например, на приеме у участковой медицинской сестры.
4. Деловое общение. Общение, учитывающее особенность личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения.
При общении медицинской сестры с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Медицинская сестра рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний, и она склонна директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.
5. Духовное межличностное общение. Подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения.
Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает такого контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медработника.
6. Манипуляционное общение. Также, как и примитивное, направленно на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов. Многим может быть известен манипуляторный приём, чаще называемый «ипохондризацией пациента».
Суть его заключается в том, что медсестра может преувеличить тяжесть обнаруженных расстройств в состоянии здоровья пациента. Целью такой манипуляции может быть снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медсестры ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента, а так же демонстрация необходимости дополнительных и более квалифицированных воздействий со стороны медсестры с целью получения вознаграждения.
Общение медицинской сестры и пациента, в принципе можно назвать вынужденным общением. Так или иначе, но основным мотивом встреч и бесед больного человека с медицинской сестрой становится появление у одного из участников такого взаимодействия проблем со стороны здоровья. Со стороны медсестры существует при этом вынужденность выбора субъекта общения, которая обусловлена ее профессией, ее социальной ролью. И если обращение пациента к медсестре, обусловлено, как правило, поиском медицинской помощи, то заинтересованность медицинской сестры в пациенте объясняется соображениями ее профессиональной деятельности.
Взаимодействие между пациентом и медицинской сестрой не есть нечто навсегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медицинской сестры и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот – положительные результаты лечения и ухода улучшают взаимодействие между пациентом и медицинской сестрой.
3. Общение с пациентом – важнейший элемент процесса лечения.
Искусство собирания анамнеза – нелёгкое искусство. Выражаясь языком психологов, это управляемый разговор, предназначенный для сбора анамнестических данных, причем управлять разговором следует незаметно. Больной, с которым проводится беседа, не должен этого чувствовать. В процессе сбора анамнеза у него должно создаваться впечатление непринуждённой беседы. При этом медицинской сестре необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, убедиться в достоверности показаний, не обижая больного недоверием, помочь вспомнить, не внушая. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни.
Во время расспроса больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, потворства неразумным капризам и требованиям некоторых больных. Иными словами, нельзя предложить стандартную форму разговора медицинской сестры с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение.
Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение медсестры к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть совершенно различным, что обусловлено возрастными особенностями этих больных.
4. Медсестра и больной, принципы общения с пациентом.
Положение и роль медсестры приобретает в наше время большое значение, ведь она проводит с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у неё ищет понимания и опоры. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Сестра постоянно находится среди больных, поэтому её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Медсестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы.
Иштван Харди рекомендует применять следующие методы разговора медсестры с больным с целью соблюдения вышеприведенных принципов:
1. Последнее предложение больного повторить в виде вопроса, например: «Стало быть, Ваша супруга Вас обидела?»