Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 09:50, реферат

Описание работы

Реформирование проводят люди, и как оно у них идет - зависит в большой степени от того, какие у них контакты с народом, а настрой каждого из нас - не только от того, сколько денег и когда нам дают или сколько их мы добудем сами. Но и от того, как относятся к дорогому для нас "Я" дома, в школе, в институте, на работе, на транспорте, словом, там, где мы взаимодействуем с другими людьми, которые помогают нам или, наоборот, не дают реализовать наш личностный потенциал.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Понятие и общие характеристики общения 4
2.1. Понятия и виды общения. 4
2.2. Характеристики общения 9
3. Роль общения в психическом развитии человека 14
3.1. Значение общения 14
3.2. Роль различных видов общения в психическом развитии общения 15
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

психология норм.docx

— 56.30 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

 

 

 

Психология общения

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Психология»

 

 

 

 

 

студент группы №

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2014

Содержание:

 

 

 

  1. Введение

 

Реформирование проводят люди, и как оно у них идет - зависит в большой степени от того, какие у них контакты с народом, а настрой каждого из нас - не только от того, сколько денег и когда нам дают или сколько их мы добудем сами. Но и от того, как относятся к дорогому для нас "Я" дома, в школе, в институте, на работе, на транспорте, словом, там, где мы взаимодействуем с другими людьми, которые помогают нам или, наоборот, не дают реализовать наш личностный потенциал.

Неформальных же контактов высокого начальства с людьми, уже выполняющими или еще только осваивающими самые разные виды деятельности, из разных слоев общества, разных возрастных групп, разных национальностей, которые дали бы ему подлинное и глубокое знание их душевного состояния и материального положения, очень мало. И столь же не часто, если иметь в виду основную массу населения, мы встречаем руководителей, которые умеют "влезть в шкуру" простого работяги; педагогов, которые способны сопереживать неудачам учащихся как своим собственным, и работников сферы обслуживания, которые умеют быть предельно внимательны к каждому клиенту. И последствия этого очевидны - на государственном уровне не попадающие в цель решения, точно не адресованная работа средств массовой информации, ученики, идущие в школу как на каторгу; на социально-гражданском уровне - межлюдские конфликты в различных сферах, негативно влияющие на деятельность и душевное самочувствие людей. И одна из причин всего этого - крайний дефицит психологически грамотного общения, неспособность его осуществлять.

Девиз нравственно здорового государства - все человеку, все для человека. А отношение к человеку как к высшей ценности невозможно без гуманного в своей основе общения во всех областях нашей жизни.

Задачи:

1. Раскрыть содержание  понятия "общение";

2. Рассмотреть аспекты  общения;

3. Рассмотреть виды общения;

4. Рассмотреть такие характеристики  общения как структура общения, уровень общения, функции общения, стороны общения;

5. Определить роль общения в  психическом развитии человека.

  1. Понятие и общие характеристики общения

2.1. Понятия и виды общения.

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов называют деятельностью, второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Общение - реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении.

Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

Не менее существенны отличия средств общения. Их можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации - это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

ОБЩЕНИЕ


 

По содержанию

По целям

По средствам

материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

 

Биологическое

 

Непосредственное

когнитивное (обмен знаниями)

Социальное

Опосредствованное

кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

 

 

Прямое

мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

 

Косвенное общение

 

деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

   

 

 

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете - оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность.

Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.

Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и саморазвитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

2.2. Характеристики общения

Общение характеризуется по следующим параметрам: структура общения, уровень общения, функции общения, стороны общения.

Структура общения - с позиций психологии социальной выделяются такие стороны общения:

1) сторона коммуникативная - выражается в обмене информацией, ее понимании; в ходе общения  адресант и адресат должны  использовать одну и ту же  знаковую систему; общающиеся влияют  друг на друга, у них возникают  взаимоотношения;

2) сторона интерактивная - выражается во взаимодействии  партнеров при организации и  выполнении совместной деятельности; эта сторона не исчерпывается  лишь формой общения, внешней  картиной взаимодействия, - имеют  значение и мотивы, цели общения  каждой стороны, их взаимодействие; исследованиями установлены такие  виды взаимодействия, как содружество, конкуренция и конфликт;

3) сторона перцептивная - выражается в восприятии одним  партнером по общению другого.

Уровни общения - согласно одному из подходов, выделяются:

1) макроуровень - выражается  в том, что человек общается  с другими людьми согласно  сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям;

2) мезоуровень - общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое;

3) микроуровень - акт контакта, несущий элемент содержания и  выражаемый в определенных внешних  показателях - простейшие элементы, лежащие в основе других уровней: вопрос - ответ, рукопожатие, акт мимический  и пантомимический, и пр.

Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, причем допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общения.

В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:

1) коммуникативная;

2) интерактивная;

3) перцептивная. Близкая  к этой классификация выделяет  стороны:

1) информационно-коммуникативную, охватывающую процессы приема-передачи  информации;

2) регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной;

3) аффективно-коммуникативную, относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Информация о работе Психология общения