Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:01, контрольная работа
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми.
Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.
Введение……………………………………………………………….
Понятие, виды и функции общения………………………………….
Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия………
Практика………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Деловое общение»
на тему: «Психология общения »
Исполнитель:
Номер зачетной книжки:
группа:
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………
Введение
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми.
Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.
Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что "межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим".
Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери : "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения". Но часто ли мы задумываемся о необходимости анализировать процессы нашего общения ?
Как известно, необходимость общения обусловливается в конечном счете необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ.
Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.
1.Понятие, виды и функции общения
Общение - это взаимодействие, обусловленное потребностями, направленное на изменение в поведении, состоянии и смыслах другого. Общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаём их и переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения.
По своим формам и
видам общение чрезвычайно
1. Прагматическая. Реализуется
при взаимодействии людей в
процессе совместной
2. Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Наиболее характерна для детства, но имеет значение и для взрослых: развитие волевых качеств, совершенствование ощущений и восприятий, обогащение эмоциональной сферы и т.п.
3. Подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, сформировать и реализовать свой уровень притязаний. В повседневном опыте общения реализуется в приветствии, знакомстве, ритуалах и других знаках внимания.
4. Организация и поддержание межличностных отношений. Общение для любого человека связано с оцениванием других людей и установлением определённых эмоциональных отношений - либо позитивных, либо негативных. Эти отношения пронизывают все взаимодействия людей – личные и деловые.
5. Внутриличностная. Реализуется
в общении человека с самим
собой (через внутреннюю или
внешнюю речь, построенную по
типу диалога). Такое общение может
рассматриваться как
Выделяются три типа межличностного общения:
1) императивное общение
- это авторитарная, директивная
форма взаимодействия с
2) манипулятивное общение
- это форма межличностного
3)диалогическое общение - это равноправное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению.
К структурированию общения существует несколько подходов. Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения - коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Структура и средства общения.
Коммуникативный аспект общения заключается в обмене информацией между общающимися, интерактивный проявляется в организации взаимодействия (в обмене знаниями, идеями, состояниями, действиями), перцептивный представляет собой процесс восприятия друг друга и установления на этой основе взаимопонимания.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, коммуникативном влиянии и существовании различных уровней передачи информации (например вербального и невербального).
Целью информационного обмена в общении является выработка общего смысла и приход к согласию. Выделяют два типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. В случае авторитарного воздействия реализуется установка «сверху – вниз», в случае диалогического - установка на равноправие.
Распространение информации проходит через своеобразный фильтр доверия-недоверия. Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Кроме того, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.
В процессе общения обмен информацией осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровнях. Невербальная коммуникация представлена оптико-кинестетической и акустической системами. К оптико-кинестетической системе относятся воспринимаемый внешний вид и выра зительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка, контакт глаз и т.д. К акустической системе относится качество голоса (тембр, высота, громкость), интонация, темп речи, фразовые и логические ударения.
Среди невербальных систем большую роль играет также организация пространства и времени коммуникативного процесса. Так, например, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, а окрик в спину вызовет, скорее всего, негативную защитную реакцию человека.
Существуют несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):
1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации, сотрудничества);
2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);
5) минимизация выигрыша другого (агрессия);
6) минимизация различий в выигрышах (равенство).
Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
1. Сотрудничество - направлено
на полное удовлетворение
2. Противодействие - предполагает
ориентацию на свои цели без
учета целей партнера по
3. Компромисс - реализуется в частном
достижении целей партнеров
4. Уступчивость - предполагает жертву
собственных целей для
5. Избегание - представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
2.Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств; отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов, явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что:
Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус.
Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его интересам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение целенаправленно и само является активной деятельностью. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память, внимание, направленность, т.е. желание (т.к. огромную роль в восприятии играет желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия) и мышление. Поэтому восприятие часто называют перцептивной (воспринимающей) системой человека. В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес и т.д.) основных признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Предмет может быть интересен или безразличен, т.е. он может вызывать у человека различные чувства. Естественно, что интересный предмет воспринимается более активно, и наоборот, безразличный человек может даже не заметить.
Помимо
восприятия человеком
Что касается изучения биологической обратной связи, то этот процесс уходит корнями в учение И. П. Павлова об условных рефлексах. П. К. Анохин показал, что принципу обратной связи принадлежит решающая роль в регулировании как высших приспособительных реакций человека, так и его внутренней среды. Н. Винер определил "обратную связь" как способ регулирования на основе непрерывного поступления новой информации о функционировании системы. Л.С. Миллер и его соавтор обратили внимание на существование двух типов телесного самовосприятия: личного (ощущение себя изнутри) и публичного (ощущение "извне" своего физического облика), и предположили, что успешность обратной связи должна быть связана главным образом с собственным внутренним телесным самовосприятием.
Обратная
связь – это сообщение,
Важной
сферой исследования
1. Фактор превосходства - когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, материальному положению и т.п. Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Т.е. происходит его общая личностная переоценка. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.