Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 09:20, курсовая работа
Следователю необходимо осознавать особую психологическую обстановку, в которой проходит очная ставка. Конфликтность есть неотъемлемая часть каждой очной ставки. Цель очной ставки устранить эту конфронтацию. В связи с этим существенно знание следователем психологических особенностей лиц, участвующих в очной ставке, применение правомерного психологического воздействия на ее участников, контроль над психологическим влиянием, оказываемым участниками очной ставки на самого следователя, владение ситуацией в целом.
Введение…………………………………………………......3-4
1.Психологическая характеристика очной ставки……..5-14
2.Использование следователем психологических приемов и методов при проведении очной ставки………………......15-21
3.Психологические приемы проведения очной ставки с участием несовершеннолетних…………………………….21-24
Заключение…………………..………………………..……..25
Использованная литература…………....……………....…26
Очная ставка обычно проводится в служебном кабинете следователя. Допрашиваемых надо разместить таким образом, чтобы они находились постоянно в поле зрения следователя. Нецелесообразно проведение очной ставки между потерпевшими и свидетелями, с одной стороны, и обвиняемыми – с другой, в условиях исправительного учреждения. Сильное психологическое воздействие на добросовестных участников оказывает обстановка следственного изолятора.
При проведении очных ставок в условиях тюремного режима свидетели и потерпевшие ставятся в заведомо невыгодные условия, предрасполагающие к смягчению наказаний. Часто,под влиянием обстановки следственного изолятора у свидетелей и потерпевших непроизвольно возникает чувство жалости к преступникам, которые это прекрасно знают и стремятся использовать в своих целях: они стараются подчеркнуть тягость своего положения и вызвать к себе сочувствие.
Изобличительная сила очной ставки выражается в непосредственном впечатлении, которое оказывает живая речь одного ее участника на другого. Кроме того, устный рассказ на очной ставке обычно дополняется деталями и нюансами, интонационными и экспрессивными оттенками, которые придают ему убедительность и жизненную достоверность. Впечатление живой речи тем выше, чем последовательнее и логичнее она, чем решительнее и увереннее лицо, которое ее произносит. Сила воздействия очной ставки кроется также в «эффекте присутствия». Во время очной ставки показания даются не только в присутствии следователя, но и другого человека, с которым допрашиваемый, как правило, знаком.
При подготовке и проведении
очной ставки с участием обвиняемого
целесообразно изучать
3.Психологические приемы проведения очной ставки с участием несовершеннолетних.
Знание психологических
1.Определение наследственно-биологических факторов. На их формирование отрицательно влияют алкоголизм, наркомания и психических заболевания родителей, беременность, анормальные роды. Кроме того, определенное значение имеет и течение пубертатного периода у подростка.
2.Установление ближайшего социального окружения. Это семья, социально-экономический статус родителей, взаимоотношение в семье, ценностные ориентации родителей, братьев, сестер, одноклассников, особенности воспитания, отношения с учителями, учеба, положение подростка в классе, возможные конфликты, характеристика друзей, их социальное положение и ценностные ориентации, статус в группе друзей.
3.Выяснение личностных особенностей подростка. Прежде всего, особенностей характера и темперамента, наличие ценностно-мотивационного блока, уровень притязаний, самооценка, планы на будущее.
Юристы при организации и проведении судебно-следственного процесса всегда должны помнить о психологических особенностях несовершеннолетних. Известно, что в подростковом возрасте отмечаются, ослабление процессов торможения и преобладание процессов возбуждения, неадекватность реакций подростка на воздействие различных внешних факторов, возникновение повышенного интереса к событиям жизни, стремление к личному участию в них, переоценка своих сил, прав и возможностей9. Все это имеет место на фоне повышенной эмоциональности и аффектности, непредсказуемости, эгоцентризма и эгоизма.
Естественно, что следователь и
судья без участия психолога
не в состоянии определить, насколько
сказались те или иные возрастные
особенности на имеющем уголовно-правовое
значение поведении несовершеннолетнего.
В частности, это возникает тогда,
когда у них появляются сомнения
в умственном развитии несовершеннолетнего
или при определении уровня интеллекта
у подростка. Особенно важно привлечение
и психиатра при решении
При проведении большинства следственных
действий с участием несовершеннолетних
проявляются специфические
Проведение очной ставки с участием несовершеннолетнего – это процессуальное действие должно проводиться с учет возрастных особенностей его личности, иначе может отрицательно сказаться на результатах10. Чтобы избежать этого, следователю необходимо изучить индивидуальные черты характера несовершеннолетнего, его умственное развитие, волевые качества, правдивость, отношение к совершенному преступлению, к соучастникам, потерпевшим, к свидетелям. Знание этих качеств дает возможность предвидеть поведение несовершеннолетнего на очной ставке и поможет следователю в выборе тактики ее проведения. Однако независимо от прогноза следователь, готовясь к проведению очной ставки, должен еще на допросе выяснить отношение несовершеннолетнего к запланированной очной ставке и разъяснить ее необходимость, а также порядок проведения. Следователь должен обязательно учитывать и то, что несовершеннолетние, на допросах уличавшие других соучастников, на очной ставке из страха перед возможной расправой, из-за боязни потерять «авторитет» в глазах сверстников и т.д., могут изменить ранее данные показания, отказаться от них или от участия в очной ставке. В подобных случаях следователю необходимо путем последующего допроса установить причины такого поведения несовершеннолетнего, попытаться нейтрализовать их, развеять опасения и убедить его в необходимости выполнить гражданский долг и помочь следствию.
На всем протяжении очной ставки
следователь должен держать под
тщательным контролем поведение
ее участников и решительно пресекать
всякие попытки запугать или каким-то
образом воздействовать на несовершеннолетнего.
Возможность возникновения
Известны случаи, когда следователь,
предвидя отказ или изменение
правдивых показаний
Заключение
По мнению С.А. Шейфера очная ставка представляет собой: “Однородные, но существующие лишь изолированно друг от друга структуры - сообщения допрашиваемых лиц - сопровождаются на очной ставке”. Р.С.Белкин утверждает, что “по существу, очная ставка и представляет собой процесс непрерывного сравнения показаний двух одновременно допрашиваемых лиц с немедленным использованием следователем результатов такого сравнения для устранения противоречий в информации, исходящей из этих источников”. Проведение очной ставки не ограничивает, а расширяет, увеличивает возможности следователя в установлении объективной истины по делу. В то же время значение очной ставки не следует преувеличивать. Она не может заменить другие следственные действия либо исключить их производство. Очная ставка должна производиться лишь тогда, когда это действительно необходимо в интересах расследования. Успешность проведения очной ставки во многом зависит от обстановки его проведения. Вопрос, о том являются ли выявленные противоречия существенными, решает лицо, производящее расследование. Существенными следует считать противоречия в показаниях различных лиц, содержащих разноречивые сведения, относящиеся к обстоятельствам, входящим в предмет доказывания по уголовному делу, а также для правильной оценки доказательств (Н: о взаимоотношениях обвиняемого с потерпевшим, свидетелями и т.д.). Таким образом, основная цель очной ставки – изобличение лица, противодействующего следствию. Правдивая информация выступает основным фактором психического воздействия. Очная ставка как вид следственного действия, разворачивается для следователя дополнительной возможностью всесторонне оценивать показания каждого участника очной ставки, убедительность проводимых ими доводов, твердость занятой позиции.
Использованная литература:
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2005.
2. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М.: Изд-во «Зерцало», 2000.
3. Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА. М., 2001.
4. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. М. 2001г.
5. В.Н.Волков, С.И.Янаев. Юридическая психология. М.: Изд.Щит-М, 2004г.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: ПИТЕР, 2000.
7. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В.Романова. М. Юрист. 2000.
8. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА. М., 2001г.
9. Кулбаев А.К. Уголовный процесс Кыргызской Республики. Учебное пособие - Б., 2006 г.
10. Уголовный процесс Кыргызской Республики в схемах – Б., 2005г.
11. Пономарев Я.А. Психика и интуиция.- М. 1967 г.
12. Пирожков В.Ф. Использование психологических знаний в работе с несовершеннолетними правонарушителями // Психологический журнал. М. 1984 г.
13. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности. Учебное пособие под ред. Мариновской А . М.- 1997 г.
14. Розин В.М. Психология для юристов. М. 1997 г.
15. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно- розыскной деятельности. – М. 1996 г.
16. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М. Изд-во «Зерцало», 2000.
17. Шевандрин Н.И. «Социальная психология в образовании».- М.1995 г.
1 Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М.: Изд-во «Зерцало», 2000.
2 Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА. М., 2001г.
3 В.Н.Волков, С.И.Янаев. Юридическая психология. М.: Изд.Щит-М, 2004г.
4Шевандрин Н.И. «Социальная психология в образовании» - Москва, 1995 г. С 348-355.
5 Кулбаев А.К. Уголовный процесс Кыргызской Республики. Учебное пособие - Б., 2006 г.
6 Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2005.
7 Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2005.
8 В.Н.Волков, С.И.Янаев. Юридическая психология. М.: Изд.Щит-М, 2004г.
9 Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2005.
10 Кулбаев А.К. Уголовный процесс Кыргызской Республики. Учебное пособие - Б., 2006 г.