Психология отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 18:13, доклад

Описание работы

У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личности, согласно типам их отношений к окружающей действительности. Основное положение П. о. заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. Психология, отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.40 Кб (Скачать файл)

Психология отношений (В.Н.Мясищев)

У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личности, согласно типам их отношений к окружающей действительности. Основное положение П. о. заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. Психология, отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоц. отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Отношения связаны с разными подструктурами личности Так, с точки зрения Мясищева, динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер – это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции человека, выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность – это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительное отношение к ней,

Положения Психологии отношений. легли в основу разработанной Мясищевым патогенетической концепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личности, вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личностных отношений. Эта концепция имела большое научное и практическое значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.

 

 

 

 

Теории отношений В.Н. Мясищева -- отношения и личность Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро - и микробытия, в котором он живет. Это макро - и микробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную "призму", через которую неповторимо, своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек. Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является. Меняется мир, в котором живет и действует человек, изменяется его роль и положение в этом мире, и, как их следствие, неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него "картина мира" и его отношение к разным сторонам этого мира. Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, умельца-мастер а, В.Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного "подкрепления" хода деятельности провоцированием взаимоотношении, побуждающих к нравственным поступкам. В.Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной позиции любил опираться на проверенные громадным практическим опытом мысли А.С. Макаренко о том, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что "дефектные" отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности. Одной из центральных проблем в научном наследии В.Н. Мясищева является проблема развития личности, которую он с успехом разрабатывал многие годы.В.Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми. В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д. Таким образом, по В.Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в своих работах В.Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях. В.Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношениями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг друга - обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь или с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя. Одним из фундаментальных трудов В.Н. Мясищева является его исследование во всей ее сложности проблемы характера. До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психического образования, каким является характер, В.Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер - это устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности способах, выражения этих отношений в ее повседневном поведении. Он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В.Н. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конкретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с действием политических, экономических, идеологических, общекультурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, будничного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория отношений Мясищева 
 
Мясищев учился в Бехтерева и много и плодотворно работал в институте Бехтерева, основатель факультета психологии в ЛГУ, основатель психологической школы в университете Герцена.  
 
По теории Мясищева психика состоит из 4 взаимосвязанных блоков: Мозговая деятельность (это особенности функционирования нервной системы), которая рождает психическую деятельность, которое интегрирует и порождает личностное развитие (жизненный путь человека), которое рождает социальное проявление человека (социализация в обществе). 
 
На простых примерах: ребенок рождается с активной мозговой деятельностью (с 12 недель плода фиксируются импульсы головного мозга), потом подключается психическая деятельность и в 2 года идет кризис двухлетки, когда ребенок заявляет себя как личность (выделил свое «Я» из среды), потом идет в дет. Сад, где начинается постепенная социализация , окончательно принимает социум в позднем подростковом возрасте. 
 
Или например, в 25 лет человек проявляет себя в мире больше за счет качеств нервной системы, «сомы», тела – у него много энергии. Может работать весь день , а потом еще танцы всю ночь. Но уже в 40 лет «сома» стареет, прежних сил уже нет и человек проявляет себя за счет социализации, т.е. добивается какого-то руководящего положения и перепоручает выполнение работы более молодым и энергичным. 
И так далее 
 
В теории Мясищева в Личности 4 сущностные характеристики: 
1) Целостность 
Человек относится к действительности в целом и целиком. Это как бы внутренняя суть человека. 
 
2) Сознательность 
Это способность отдавать себе отчет в действительности, связанно с рече-мыслительной деятельностью. Но тут у человека есть 2 предела: 1) влияние бессознательного человека. И тут есть динамика человек – от неосознаваемости к ясной осознанности своего поведения; 2) может осознавать и предъявлять себя как личность в пространстве только в сознании, в коме – не можем.  
 
3) Избирательность 
Личность всегда выбирает, избирает, отвергает и т.д.  
 
4) Активность 
Феномен отношения к чему-то через внешние активные проявления , такие как поступки, мысли, чувства и т.д. Только по своим проявлениям понимается свое отношение к чему-то. 
 
Итак, рассмотрим 3 компонента Личности: 
1. Когнитивный компонент («Ум») 
2. Эмоциональный компонент («Чувство») 
3. Мотивационно-поведенческий («Воля») 
 
Когнитивный компонент  
1) Отношение к субъекту рассматривается через призму отношения к себе 
В первую очередь идет ориентация на интегральную характеристику отношения к себе – «самооценка». Это свое собственное отношение к себе в своей же системе координат-ценностей, степень соответствия тем ли иным идеалам. Формируется на основе этических, правовых и других жизненных критериев, поступков, жизнедеятельности себе подобных. Здесь важно мнение общества – но без социализации личность невозможна! При сравнивании себя с окружающей действительностью происходит коррекция своих поступков (часто как неосознаваемый процесс), чтобы соответствовать норме поведения принятой в обществе. Нормативность – это основа цивилизации. Отклонения от «нормы» фиксируются. Если большие отклонения – серьезная болезнь, то мгновенно. Есть небольшие отклонения (портятся с кем-то отношения, то медленно), то фиксация этих отклонений зависит от внимательности человека.  
 
2) отношение к конкретным другим (первичная группа) - это мать . отец, родственники, друзья и т.д. 
 
На границе «отношения к себя» и «отношения к другим» закладываются основы ВЗАИМООТНОШНИЙ, Формула взаимоотношений по Мясищеву : «Мое отношение к другому во многом детерминируется его отношением ко мне в силу того, что его отношение ко мне переплетается с моим отношением к себе , как к человеку». 
 
То есть другими словами, все начинается с «отношения к себе». Типичный пример: «Он ухаживает за мной. но я-то по его глазам вижу, что он лишь «тушку» хочет». То есть девушка видит в себе лишь сексуальный объект , и она переносит это во взаимоотношения к другими.  
 
3) отношение к социальным группам. 
Это возрастные, половые, социальные, этнические и т.д. 
Формула: отношение к себе как призма отношений ко многим другим («я врач и поэтому..», «я женщина и поэтому..», «я татарин и поэтому..», «с высоты моего возраста..») 
 
Здесь рождается многообразие взаимоотношений: «я как мужчина отношусь к вообще женщинам так-то и так-то, но вот конкретно к этой женщине я отношусь вот так-то» 
 
4) отношение к животному миру. 
Формула: человек склонен одушевлять животный мир. Поэтому рассматривает то, как он окружает себя животным миром, как реагирует и т.д 
 
Пример: ребенок один раз в эпатаже (аффекте) убил котенка – это еще норма. Но если он регулярно убивает котят – это патология. 
 
Или: ребенок регулярно просит, «вымаливает» собаку – возможно ему в доме не хватает тепла и он ищет для себя эрзац-замену друзей.  
 
5) отношение к материальному миру 
Через отношение к вещам познается «суть» личности. Отношение к деньгам, к любой куртке желтого цвета и т.д. 
 
6) Отношение к событиям 
Событие . в отличие от факта. Обладает временем и поэтому связано с ожиданиями. 
 
Пример: девушка в 27 лет хочет стать матерью, у нее есть муж. работа, жилье, теперь дело за ребенком. Но.. никак не удается забеременеть, год. два.. Ожидания не выполняются, наступает сильнейшая фрустрация, депрессия. Поддерживается тот уровень психически-нервного напряжения, который катастрофичен для психики и через 2 года грозит перейти в хроническую форму.  
 
В вышеперечисленных компонентах проявляется иерархия: 
Отношение к себе – самое главное. Если какое-то экстремальное событие ломает отношение к себе, то очень быстро получается невротик. 
Отношение к другим – менее важное 
Отношение к социальным группам – еще менее важное ит.д. 
 
 
 
Отдельно можно рассмотреть эмоциональный компонент личности. 
Тут идет регулировка деятельности «реактивность – активность» на эмоциональном уровне. 
Хочется адреналина: идем на аттракционы, развлекаемся. Или хотим погрустить – идем в театр на грустный спектакль и т.д. 
 
Мотивационно-волевой компонент. 
Здесь важную роль играет проактивность. Проактивность – это намерения той или иной деятельности и это намерение меняется наши представления мире. Когда говорят про то, что человек идет за «Мечтой», то это говорят про Проактивность. Это то, когда ребенок может отказываться от яблока, здесь проявляется стойкость целям, понимание как и куда и зачем движемся, сколько еще отказываться ради цели, которая еще неведомо будет ли и т.д. 
 
пример:  
В детском саду в Америке несколько лет назад провели эксперимент: детям старшей группы предложили взять яблоко, если они хотят съесть его сейчас же, или, подождав прихода родителей, получить два яблока. Всего несколько детей из всей группы выбрали второе. Самое интересное в этом эксперименте проявилось через несколько лет - те, кто поставил перед собой цель подождать родителей (а они уже тогда могли это сделать), оказались очень преуспевающими людьми и достигли престижного положения в жизни. 
 
 
Предмет отношений. 
 
Есть различие между объектом в действительности и предметом отношении. Это можно назвать объективным субъективным восприятием. Объект находится ВНЕ нас, а наше отношение к нему – ВНУТРИ нас. 
И тут есть 2 способа восприятия: 1) непосредственное восприятие объекта ; 2) совокупность знаний об объекте. 
 
Например, нравится молодой человек – и вот все «Ну нравится он мне и все!» (1 способ восприятия). Но если подойти к делу боле детально, то можно найти что «на папу внешне похож и первая моя влюбленность носила такие же пиджаки и в детстве нравились книги про научные открытия, особенно про химию, а он по образованию химик..» и т.д. Это 2-й способ и в этом суть психоанализа. И это же называют инсайтами – когда клиенту вдруг открывается «кухня» его отношений с кем-то. 
 
Соответственно сломать личность можно, если происходят сильные и значимые изменения в отношениях. Переживание изменения в отношениях становится патогенным (болезненным) : 
1) если это были значимые отношения. 
2) если есть внутренний конфликт (например между потребностью и способами ее реализации, или между потребностью и нормами морали) 
3) если переживание продуктивно не разрешается (если результаты не достигаются, надежды разрушаются и т.д.) 
 
Тут нужно отличать патогенность переживаний от просто болезненных переживаний.  
Например, любовь без взаимности – человек страдает, но не болеет (ему не нужно лечиться в психо-неврологическом диспансере). Для того, чтобы человек заболел, нужно еще выполнение следующих 4 условий:  
 
Условия патогенности: 
 
1) Особенности личности 
Например, у акцентуантов  повышается риск заболевания. 
 
2) Наличие ресурсов. 
Если человек хронически устает и ресурсов у организма мало, то риск высок. Иногда в таких случаях советуют «на курорт, на воды – подальше от патогенной ситуации», ресурсы восполняются. Человек может жить дальше 
 
3) Активность среды («Судьба») 
На человека одновременно сваливаются много несчастий – сгорел дом, умерла от онкологии жена, фирма, где работал, обанкротилась.. Риск заболеть неврозом велик. 
 
4) Сами условия делают не возможной достижения цели. Есть неизбежность – «Рок». 
 
Если вышеперечисленны 3 условий патогенности отношений совпадают с как минимум 3 внешними условиями = возникает патогенная ситуация и болезнь неизбежна. 
 
Что такое патогенная ситуация – это внутреннее положение , в котором оказывает личность с ее качествами, сочетанием условий, лицами с которыми взаимодействует внутри этих условий , с таким сочетанием обстоятельств , которые создают неразрешимый клубок внешних и внутренних трудностей.  
Здесь важно, что этот клубок «неразрешим» субъективно для данного конкретного человека! Другие могут сказать «забей» - но он не может этого сделать. 
 
Итого появляется формула невротика: Противоречие между «хочу» и «могу».  
«Хочу», но « не могу». «Не могу», но «не хочу» отказаться.  
Это замкнутый круг, в котором пребывает невротик.

 

Теория Отношений 
Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро - и микробытия, в котором он живет. 
 
Это макро - и микробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную "призму", через которую неповторимо, своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек. 
 
Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является. 
 
Меняется мир, в котором живет и действует человек, изменяется его роль и положение в этом мире, и, как их следствие, неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него "картина мира" и его отношение к разным сторонам этого мира. 
 
Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, умельца-мастер а, В.Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного "подкрепления" хода деятельности провоцированием взаимоотношении, побуждающих к нравственным поступкам. 
 
В.Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной позиции любил опираться на проверенные громадным практическим опытом мысли А.С. Макаренко о том, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что "дефектные" отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности. 
 
Одной из центральных проблем в научном наследии В.Н. Мясищева является проблема развития личности, которую он с успехом разрабатывал многие годы.В.Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми. 
 
В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д. 
 
Таким образом, по В.Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в своих работах В.Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях. 
 
В.Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношениями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг друга - обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь или с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя. 
 
Одним из фундаментальных трудов В.Н. Мясищева является его исследование во всей ее сложности проблемы характера. До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психического образования, каким является характер, В.Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер - это устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности способах, выражения этих отношений в ее повседневном поведении. Он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В.Н. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конкретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с действием политических, экономических, идеологических, общекультурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, будничного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.


Информация о работе Психология отношений