Психология переживания одиночества: подростковый и юношеский возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить психологические аспекты переживания одиночества в подростковом и юношеском возрасте.
Объект курсовой работы: подростки и молодые люди юношеского возраста.
Предмет исследования: переживание одиночества в подростковом и юношеском возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Психологические особенности одиночества у подростков………5
Общение как человеческая потребность……………………………………5
1.2 Сущность феномена одиночества……………………………………………7
ГЛАВА 2. ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………11
2.1 Психологические особенности подросткового и юношеского возраста……………………………………………………………………..…….11
2.2 Особенности переживания одиночества в подростковом и юношеском возрасте…………………………………………………………………………...15
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ…18
3.1 Организация исследования…………………………………………………18
3.2 Обработка и интерпретация результатов исследования…………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………24

Файлы: 1 файл

rehcjdfz hf,jnf.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Люди, которые характеризуются хроническим чувством одиночества, склонны недолюбливать других, особенно наиболее общительных, веселых и счастливых людей. Этот факт зачастую мешает им самим устанавливать хорошие отношения с окружающими. Многие ученые говорят о том, что именно одиночество является одной из причин злоупотребления алкоголем и наркотиками. Установлено также и то, что одиночество зависит от самооценки человека. У многих людей одиночество связано именно с заниженной самооценкой.

Таким образом,  одиночество – это такое социально-психологическое состояние человека, которое характеризуется узостью либо отсутствием социальных контактов, отчужденностью поведения и эмоциональной невовлеченностью индивида. Такое состояние часто является причиной многих личностных проблем, психических нарушений, поэтому и заслуживает особого внимания.

 

ГЛАВА 2. ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

2.1 Психологические особенности подросткового и юношеского возраста

 

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. Этот период характеризуется коренной перестройкой психологических структур, сложившихся ранее, а также возникновением новых образований, закладкой основ сознательного поведения, становлением общей направленности в формировании нравственных предпочтений и социальных установок.

Подростковый возраст – это период, который характеризуется переходом от детства к взрослости, что, как правило, протекает достаточно остро. Для этого возраста характерно переплетение достаточно противоречивых тенденций развития.

С одной стороны, для этого сложного этапа показательными являются негативные проявления ребенка, такие как дисгармоничность строения личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается массой положительных факторов, к которым относится увеличение самостоятельности ребенка, многообразие его отношений с окружающими людьми, расширение сферы его деятельности, развитие ответственного отношения к себе и другим и др..

Эмоциональная сфера подростков характеризуется следующими особенностями:

  • высокий уровень эмоциональной возбудимости. Для подростков характерна вспыльчивость, бурное проявление своих чувств. Они склонны до последнего отстаивать свои взгляды, могут «взорваться» на малейшую несправедливость по отношению к себе либо к своим товарищам;
  • устойчивость эмоциональных переживаний. В связи с этим для подростков характерно то, что они долго не забывают обиды;
  • повышенная готовность к ожиданию страха, которая проявляется в тревожности. Высокий уровень тревожности в этом возрасте связан с появлением интимно-личностных отношений с человеком, который вызывает различные эмоции. В том числе это связано со страхом показаться смешным;
  • возникновение переживаний не только по поводу оценки подростков окружающими, но и по поводу самооценки;
  • противоречивость возникающих чувств;
  • высокий уровень развития чувства принадлежности к группе. По этой причине подростки остро и болезненно воспринимают неодобрение своих товарищей, у них проявляется страх быть отверженным группой;
  • высокий уровень предъявляемых требований по отношению к дружбе. Дружба в подростковом возрасте отличается избирательностью, интимностью и длительностью, распространенной является групповая дружба.

Движущей силой развития личности в подростковом возрасте являются процессы самоопределения. С точки зрения Х. Ремшмидта, в подростковом возрасте наиболее часто встречаются следующие виды эмоционального реагирования:

  • эмоциональная неустойчивость. В эмоциональной сфере подростка сохраняется значительная неуверенность в отношении выбора форм поведения. Новые возникнувшие чувства на этот момент еще не обретают адекватных способов выражения. С одной стороны, подростки стремятся к самоуважению и самостоятельности, а с другой – сталкиваются с ожиданиями и регламентацией окружения. Такое противоречие приводит подростков к конфликту, который, как правило, вызывает импульсивные, непредсказуемые эмоции;
  • нападение или отступление. Ситуация возникающих противоречий может вызывать как агрессивное поведение, так и тенденцию к избеганию столкновения. Агрессия в подростковом возрасте может проявляться в несогласии с существующими законами, в противодействии этим законам и правилам окружения. Отступление же может выражаться в стремлении не иметь совершенно ничего общего с окружающим миром взрослых. Часто встречается уход в себя, который обусловлен чувством непонятости;
  • идеализм. Подростки отличаются неумением критично оценить окружающую действительность, поэтому часто видят только одну, желательную сторону мира, что порождает радужные эмоции. Самую большую трудность в преодолении этой точки зрения вызывает переход к адекватному видению, а не к негативизму. В психологической литературе традиционным стало обозначение этого возраста такими характеристиками как «трудный», «конфликтный», «критический» и т.д.

 Юность является периодом завершения физического созревания человека, а также отличается бурным ростом самосознания, формированием мировоззрения и т.д. Юношеский возраст также отличается особой внутренней кризисностью, которая связана со становлением самоопределения, рефлексии, а также способов самореализации в социальном пространстве.

Юношеский возраст (в сравнении с подростковым) характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций, а также способов выражения эмоциональных состояний, повышением самоконтроля. Развитие эмоциональности в данный возрастной период связывается с индивидуально-личностными свойствами человека, его самооценкой, самосознанием. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».

Юность выступает в качестве завершающей ступени персонализации. Главными новообразованиями этого возраста являются рефлексия, появление определенных жизненных планов, осознание своей индивидуальности, готовность к самоопределению, а также установка на сознательное построение своей собственной жизни2.

По Л.И. Божович, самоопределение (как профессиональное, так и личностное), является характерной чертой юношества. Выбор профессии упорядочивает, приводит в систему соподчинения все мотивационные тенденции различного рода, которые идут как от сферы непосредственных интересов, так и от других мотивов, порождающих ситуации выбора.

Важную роль для развития личности в подростковом и юношеском возрасте играет общение со сверстниками. Общение со сверстниками выступает в качестве специфического канала информации, специфического вида межличностных отношений, а также одного из видов эмоционального контакта.

В этом возрасте становится крайне актуальным поиск единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, принадлежности к группе, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других имеющихся привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически не насыщаема, удовлетворить ее очень сложно. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Именно поэтому проблема одиночества в рассматриваемый возрастной период зачастую выдвигается на первый план.

 

 

 

 

 

2.2 Особенности переживания одиночества в подростковом и юношеском возрасте

 

Соотнесенность переживания одиночества с определенным возрастным периодом рассматривается рядом исследователей в современной психологической литературе. Существует точка зрения о том, что одиночество – это, в первую очередь, проблема молодежи, что сопоставляется с теорией психосоциального развития Э. Эриксона.

Характерный кризис (близость против изоляции), сущность которого заключается в установлении интимных отношений, определяет высокую обеспокоенность «свободой от привязанностей» в рассматриваемом возрасте. Представления об «интимности» идеализируются, возникает огромное количество несоответствий, разочарований, которые являются почвой для появления чувства одиночества.

Г.С. Салливан в своей концепции определяет межличностные отношения (как реальные, так и воображаемые), как главную детерминанту психического развития человека. Он выделяет 6 этапов в развитии личности человека, каждый из которых связывается с изменениями в структуре межличностных отношений. Подростковый возраст в рамках этой теории характеризуется как период, в котором одиночество впервые выступает в качестве ярко выделяющегося, интенсивного переживания. Это обусловлено тем, что именно в этот период развития «потребность в человеческой близости» принимает форму потребности в приятеле, с которым можно поделиться своими интимными переживаниями, а старая система отношений с родителями, в свою очередь, дает трещину.

Можно определить две особенности теории Г.С. Салливана, которые являются важными для нашей работы:

  • одиночество выступает как результат протекания процесса развития;
  • одиночество ярко проявляется именно в подростковом возрасте, в качестве ведущей потребности которого выделяется потребность в установлении интимно-личностных отношений со сверстниками.

Одиночество в исследованиях Э. Эриксона, Э. Фромма, Г.С. Салливана, рассматривается как необходимый атрибут развития, симптом изменений, которые происходят в процессе развития, то есть обусловлено закономерностями этого процесса.

И.С. Кон, наряду с многими другими исследователями подросткового и юношеского возраста, связывает возникновение одиночества в данный возрастной период со становлением самосознания, а также пониманием и осознанием своего отличия от окружающих людей.

Главной особенностью юношеского возраста является осознание своей собственной индивидуальности и непохожести на других. Следствием такого осознания зачастую и является внутренняя напряженность, которая порождает чувство одиночества. Это чувство с одной стороны усиливает потребность в общении, а с другой – повышает его избирательность. И.С. Кон рассматривает чувство одиночества как нормальное для подросткового и юношеского возраста явление, которое, однако, может быть драматичным при отсутствии правильного подхода со стороны окружающих людей.

В подростковом и юношеском возрасте претерпевает изменения социальная ситуация развития личности. Ведущей деятельностью становится именно интимно-личностное общение со сверстниками, в котором в своеобразной форме воспроизводятся отношения, имеющие место среди взрослых людей. Отношения со сверстниками более значимы, чем отношения с семьей. Л.С. Выготский выделяет в качестве симптомов происходящих изменений такие явления, как недовольство собой, другими людьми, нарастающее внутреннее беспокойство, стремление к уединению и чувство одиночества, которое приходит наряду с осознанием собственной уникальности.

Как и в теории Э. Эриксона, Л.С. Выготский в своей теории не обсуждает явление одиночества намеренно, но связывает его с другими явлениями этого возраста, то есть описывает своего рода механизмы, влияющие на его возникновение. В качестве такого механизма им выделяется рефлексия, как «направленность познания на самого себя». Рефлексия как бы отделяет человека от других людей, дает ему возможность осознать свою неповторимость. Одиночество рассматривается здесь не только как симптом, но и как одно из условий осознания своей собственной уникальности, непохожести на других людей, которое исторически предшествует пониманию глубокой внутренней связи и единства с другими людьми.

Огромная роль в юношеском возрасте отводится дружбе, которая позволяет выразить чувства и получить ту поддержку, которая так нужна для самоутверждения. Одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения.  В юношеском возрасте возникает особое стремление во взаимодействии с окружающими людьми, в сфере общения реализуется такое качество, как доверительность. Главной целью общения выступает самораскрытие и понимание.

Таким образом, подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Но чувство одиночества проистекает не от внешней изоляции, не от плохого окружения, а от невозможности выразить в общении всю полноту чувств.

Рассматривая одиночество «в контексте развития» важно отметить, что оно является закономерным показателем происходящих изменений. По этой причине важно понимать, что переживание одиночества является характерной чертой подросткового и юношеского возраста и требует определенных способов работы с ним на практике.

 

 

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

3.1 Организация исследования

 

Эмпирическое исследование уровня переживания одиночества  испытуемых включало три этапа:

  1. этап организации и планирования исследования;
  2. этап сбора эмпирического материала;
  3. обработка и интерпретация полученных результатов.

На первом этапе (организации и планирования исследования) нами был осуществлен выбор методики, используемой для проведения исследования. В качестве этой методики выступила методика Д. Рассела и М. Фергюсона. Эта методика включает в себя ряд утверждений, которые испытуемым предлагается оценить с точки зрения частоты их проявления применительно к своей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда»  (Приложение).

Методика позволяет определить уровень одиночества, который субъективно переживается испытуемым. В качестве испытуемых выступили 28 человек подросткового и юношеского возраста.

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Обработка и интерпретация результатов исследования

 

Следующая методика, которая использовалась нами в рамках проведения исследования – это методика, направленная на определение уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Результаты ее проведения представлены в таблице 3.1.

 

 

Информация о работе Психология переживания одиночества: подростковый и юношеский возраст