Психология подготовки и принятия решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:44, контрольная работа

Описание работы

1. Принятие решения как процесс.
2. Подходы к принятию решения.
3. Характеристика этапов процесса подготовки и принятия решения.

Файлы: 1 файл

псих Аня.docx

— 24.68 Кб (Скачать файл)
 

16 вариант

     Психология подготовки и принятия решения.

     План.

     1. Принятие решения как процесс.

     2. Подходы к принятию решения.

     3. Характеристика этапов процесса  подготовки и принятия решения. 

     Практическое  задание

     У Вас создались натянутые отношения  с коллегой. Допустим, что причины  этого не совсем ясны, но нормализовать  отношения необходимо. Что Вы предпримете  в первую очередь?

     а. Открыто вызову его на откровенный  разговор, чтобы выяснить истинные причины натянутых отношений.

     б. прежде всего попытаюсь разобраться в своем собственном поведении по отношению к коллеге.

     в. В первую очередь обращу внимание на то, что наши натянутые взаимоотношения не способствуют успеху в работе.

     г. Обращусь к другим коллегам, которые  хорошо его знают, и попрошу их быть посредниками в нормализации наших  отношений.

     Обоснуйте свой выбор. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Принятие решения  как процесс 

     Принятие  решения является важной частью любой  управленческой деятельности. Решение  можно рассматривать как продукт  управленческого труда, а его  принятие – как процесс, ведущий  к появлению этого продукта. 

       Подобно процессу коммуникации, принятие решений отражается  во всех аспектах управления. Обмен информации и принятие  решений являются также составной  частью любой из общих функций  управления. 

     В управлении организацией принятие решений  осуществляется менеджерами различных  уровней и носит достаточно формализованный  характер, так как решение касается не только одной личности, но чаще подразделения  или организации в целом.  

     Принятие  решений в организации характеризуется  как:

      - сознательная и целенаправленная деятельность человека;

      - поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

      - процесс взаимодействия членов организации;

      - выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;

      - часть общего процесса управления;

      - неизбежная часть ежедневной работы менеджера;

      - важная часть для выполнения всех других функций управления. 
 
 
 
 
 

     2. Подходы к принятию  решения 

     Подходы к принятию решений. В управленческой практике в процедуре принятия решений  сложились два основных подхода: индивидуальный и групповой.

     В рамках индивидуального подхода  наибольшую значимость приобретает  централизация принятия решений. Имеется  в виду тот факт, что большая  часть решений в организации  принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой  группой менеджеров, т.е. при централизованном подходе акцент стараются делать на то, чтобы решения принимались высшим звеном управления.

     При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого  уровня привлекает служащих. В этом случае менеджер высшего уровня управления, ответственный за принятие данного  решения, делегирует полномочия (передает ответственность по принятию решения) на самый низкий управленческий уровень. Этот подход предохраняет главных менеджеров от возможности увязнуть в решении  мелких ежедневных проблем. Главное  преимущество данного подхода состоит  в том, что ответственность и  власть передаются людям из более  низких уровней управления. Разрешение рабочим участвовать в принятии решения напрямую затрагивает их интересы, что увеличивает эффективность  принятого решения. 

     При рассмотрении процессов принятия решений  следует учитывать два момента:

       принимать решения, как правило,  сравнительно легко, но принять  хорошее решение трудно;

       принятие решения — это психологический  процесс, поэтому неудивительно,  что способы, используемые для  этого руководителем, варьируются  от спонтанных до глубокологических. Отсюда можно утверждать, что процесс принятия решений имеет интуитивный, основанный на суждениях, и рациональный характер.

     Интуитивные решения — это выбор, сделанный  только на основе ощущения того, что  он правилен. Решения, основанные на суждениях, — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

     Рациональное  решение отличается от других тем, что  оно не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью  объективного аналитического процесса. 
 

     3. Характеристика этапов  процесса подготовки  и принятия решения

     Принятие  решений происходит во времени, поэтому  вводится понятие процесса принятия решений. Этот процесс состоит из последовательности этапов и процедур и направлен на разрешение проблемной ситуации.  

     Представление процесса принятия решений как логически  упорядоченной совокупности неформальных и формальных процедур есть описание технологической схемы выполнения этого процесса. Такое описание позволяет  структурно упорядочить процесс  принятия решений и выбрать методы, на основе которых рационально проводится поиск и принятие наилучшего решения.  

     Упорядочение  процесса принятия решения в какой - то мере компенсирует недостатки, обусловленные невозможностью решить проблему только с помощью количественных методов анализа на основе использования четких однозначных алгоритмов. Рассмотрение возникших проблем в строгой логической последовательности дает возможность плодотворно сочетать формальные и эвристические методы в процессе подготовки и принятия решения и добиваться более высокого его качества.  

     В зависимости от того, на каких аспектах при рассмотрении процесса решения  делается акцент, этот процесс можно  структурировать на отдельные этапы, руководствуясь различными принципами:  

     1. Выявление и описание проблемной  ситуации 

     2. Анализ проблем 

     3. Этап выработки предположений  (гипотез) 

     4. Этап определения целей 

     5. Выбор допустимых альтернатив 

     6. Этап предварительного выбора  лучшей альтернативы 

     7. Оценка альтернатив со стороны  лица, принимающего решение 

     8. Экспериментальная проверка альтернатив 

     9. Выбор единственного решения. 

     После прохождения этапов принятия управленческого  решения уже непосредственно  начинается деятельность по реализации принятого решения. 

     В приведенной схеме этапов процесса принятия решения специально не выделены этапы построения моделей, выбора оценочных  критериев, сбора информации. Все  это осуществляется практически  на всех рассмотренных этапах принятия решения. Например, модели и критерии необходимы практически для всех этапов выработки Так, без использования соответствующих критериев не представляется возможным выделить ключевые проблемы, определить приоритетность отдельных целей, осуществить выбор допустимых, а затем и наилучших альтернатив.  

     То  же касается поиска и анализа информации. Эта работа осуществляется практически  на всех этапах процесса принятия решений, а не только на начальном, как иногда предлагается. Чтобы  руководитель знал, в какой информации он нуждается, он должен отчетливо представлять себе каждый тип решений, которые ему следует принимать, и у него должна быть адекватная модель каждого решения. Эти условия редко бывают выполнены. В науке известно, что чем меньше мы понимаем то или иное явление, тем нам больше требуется переменных, чтобы его объяснить. Потому руководитель, не понимающий полностью управляемого им явления, действует «наверняка» и хочет получить как можно больше информации. Системным аналитикам, которые, скорее всего, понимают решаемую проблему в целом хуже руководителя, даже самая полная информация кажется недостаточной. Чтобы избежать стремления собирать информацию вообще, лучше осуществлять это прицельно, привязывая сбор информации к отдельным этапам процесса принятия решения, к тем моделям, которые на них используются.  

     Достаточно  четкое последовательное разделение на этапы является упрощением, так как  реальные этапы принятия решений  часто в той или иной степени  осуществляются параллельно. Например, при определении проблемы параллельно  хотя бы в общем виде формулируют  цели их решения.  

     Обосновать  и решить проблему с первого раза редко удается. Изменение в допустимых пределах ранее сформулированных целей  дает возможность существенно повысить эффективность решения проблемы путем использования более эффективных  средств ее достижения. Ключом к  успешному решению является корректировка  ранее сформулированных проблем, целей, вариантов достижения целей, оценки их эффективности, разработки новых  вариантов решения и т. д. Иными  словами, возможен возврат с любого этапа процесса принятия решения  к предыдущим этапам.  

     Таким образом, рассмотренный процесс  носит итеративный характер, поэтому  в ходе работы необходимо проявлять  гибкость при возникновении новых  факторов и проводить переоценку полученных результатов, а в некоторых  случаях менять идеи, лежащие в  основе решения. Такие переоценки полученных результатов нельзя считать напрасной  тратой труда и времени. Конечно, постоянно изменять цели, пути и  средства их достижения недопустимо. Это  мешает четкой ориентации. Но не менее  опасны формальное отношение к поставленной задаче и настойчивое стремление решить ее вопреки реальному ходу событий. 
 
 
 

     Практическое  задание

     б. прежде всего попытаюсь разобраться в своем собственном поведении по отношению к коллеге.

     Выбор ответа основывается на том, что коллега ранее вел себя дружелюбно по отношению ко мне. И если за последнее время у него не произошли негативные изменения в личной жизни или на работе, которые могли бы стать причиной такого поведения, а также если он ведет себя так только по отношению ко мне, следует сделать вывод, что причины натянутых отношений необходимо искать в моем отношении к коллеге.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы:

  1. Кабаченко Т.С. Психология управления. - М.: Пед. общество России, 2005.
  2. Карпов А.В. Психология управления - М.: Гардарики, 2000.
  3. Касьяник П.М. Психология управления. Конспект лекций. М - СПб.: АСT, 2005.
  4. Рамендик Д.М. Управленческая психология. - М.: Форум, 2006.

     Психология  и этика делового общения. Ред. Лавриненко В.Н. - М.: ЮНИТИ, 2006.

  1. Машков В.Н. Психология управления. - СПб.: Изд. Михайлова, 2002.
  2. Островский Э.В., Чернышёва Л.И. Психология и педагогика. - М.: Инфра-М, 2006.
  3. Психология управления: Курс лекций. Л.К. Аверченко и др. - М.: ИНФРА-М, 2000.
  4. Титова Л.Г Деловое общение. - М.: ЮНИТИ, 2005.
  5. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология. - М.: Инфра-М, 2005.

Информация о работе Психология подготовки и принятия решения