Психология подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:30, реферат

Описание работы

Как известно, в подростковом возрасте в организме взрослеющего ребенка происходят серьезные изменения. Идет бурный физический рост и половое созревание, начинаются гормональные изменения. Подросток стремится к общению вне семьи, с референтной группой сверстников, хочет найти и понять себя. Подросток большое внимание уделяет себе: своим переживаниям, мыслям, стремится поделиться ими с кем-то, поэтому он старается найти близкого друга или начинает вести дневник.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….......3
Подростковый возраст, как историческое явление………………………………….4
Общая психологическая характеристика подросткового возраста………………...5
Типичные проблемы, возникающие в подростковом возрасте……………………...7
Заключение……………………………………………………………………………...9
Список использованной литературы………………………………………………...10

Файлы: 1 файл

Возрастная психология..docx

— 28.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Возрастная  психология»                                          

на тему: «Психология подросткового  возраста»                                                

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013г.

Содержание

 

  1. Введение…………………………………………………………………………….......3
  2. Подростковый возраст, как  историческое явление………………………………….4
  3. Общая  психологическая характеристика подросткового возраста………………...5
  4. Типичные проблемы, возникающие в подростковом возрасте……………………...7
  5. Заключение……………………………………………………………………………...9
  6. Список использованной литературы………………………………………………...10
  7.  

Введение

 

Как известно, в подростковом возрасте в организме взрослеющего ребенка происходят серьезные изменения. Идет бурный физический рост и половое  созревание, начинаются гормональные изменения. Подросток стремится  к общению вне семьи, с референтной группой сверстников, хочет найти и понять себя. Подросток большое внимание уделяет себе: своим переживаниям, мыслям, стремится поделиться ими с кем-то, поэтому он старается найти близкого друга или начинает вести дневник.

Часто, не привыкшие к  требованиям самостоятельности  ребенка родители не могут найти  новые способы общения с подростком. Они не меняют привычных способов поведения, слишком ограничивая  самостоятельность ребенка, требуя безоговорочного послушания. Такие  тенденции могут отрицательно сказываться  на личности подростка, усиливать его  негативные реакции и переживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Подростковый возраст, как  историческое явление

 
Наступление отрочества не зря сравнивают со вторым рождением  ребенка. Рождение- это не только появление чего-то нового, но и разрыв старых связей. Новорожденный младенец физически отделяется от матери. Новорожденный подросток отделяется от родителей психологически.

Взрыв второго рождения произошел, и перед нами – едва разменявший  второй десяток подросток, становящийся все менее похожий на прежнего ребенка. Он меняется постоянно –  и внутренне, и внешне, и психологически, и физиологически. Он обнаруживает в себе новую внешность, новые  ощущения, новые потребности и  возможности. Пышным цветом расцветает так называемый подростковый эгоцентризм. Ребенок как бы прикован к себе и оценивает происходящее исключительно. Он занят только собой, все его  мысли и чувства вертятся вокруг его “Я”, ему кажется, что окружающие также постоянно обращают взоры  на него, оценивая, сравнивая – и  наверняка желая унизить и  поставить на место. Его эгоцентрическое  самосознание порождает особое поведение  подростка- сверх чувствительное, несдержанное, воинственное, обидчивое. За свои права подросток борется почти что экстремистскими способами. К сожалению взрослые видят в основном только внешние проявления такого обособления. Они плохо представляют себе, чем живет и как реагирует на происходящее юный человек, на сколько повышается его чувствительность любым, касающемся его высказываниям, мнениям, интонациям. Смогли бы увидеть это- ужаснулись бы, в какие бездны страха и тревоги погружается, как он шарахается из крайности в крайность, драматизируя свои ощущения, опасения и неудачи. Даже этого достаточно, чтобы признать наличие подросткового кризиса, как отдельного реально существующего явления возрастной психологии, а подросткового возраста- как совершенно особого периода с характерными отличительными особенностями, противопоставляющие его как взрослости, так и детство. 

Но эти выводы касаются современного общества развитых стран. В таком случае возникает вопрос: Всегда ли и везде рассматриваемое  психологическое явление имело  место? 
До 17 века подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Вследствие акселерации половое созревание происходит в современных условиях несколькими годами раньше, чем в прошлом, в то время как психологическое и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью.  
Глубокие социально-экономические преобразования, связанные с развитием капиталистической формацией, одним из последствий имели изменения в периодах онтогинеза. Занимающийся проблемами детства французский историк культуры П. Арье считает, что на это изменение повлияли следующие социальные явления: создание массовых школ, рост числа средних и высших учебных заведений, и обязательная воинская обязанность. Таким образом, выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека от полового созревания до той поры, которая социально характеризуется как взрослость – продукт нового времени. Сегодня в психологии существует множество теорий подросткового возраста, но какой бы ни была определение этого периода развития, никто в наше время не сомневается в его реальности, хотя три столетия назад он едва вырисовывался. 

Несомненно, что в зависимости  от классовой, национальной, временной  и других принадлежностей подростка, между ними выделяются определенные различия. Но существуют и общие черты. И прежде всего, сейчас необходимо понять, каковы психологические характеристики, отличающие данный период от других периодов жизни, и в какой мере он меняется в зависимости от конкретных условий воспитания.

 

  1. Общая  психологическая характеристика подросткового возраста

 
Подростковый возраст – «teenage period, adolescence) – возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности». Подростковый возраст характеризуется периодом бурного и неравномерного роста и развития организма, интенсивным ростом тела и совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета.  Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, усиленная деятельность желез внутренней секреции, как отмечает Д.И.Фельдштейн, «часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях  и сердцебиении.» (Нервная система подростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие раздражители и под их воздействием часто приходит в состояние торможения или сильного возбуждения. 
Важное значение физического развития в подростковом возрасте имеет половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляются, часто неосознанное, половое влечение и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли. Особенности физического развития в подростковом возрасти определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни, в частности режима труда, отдыха, сна, питания, спорта.

Важным видом деятельности в подростковом возрасте является учебная  деятельность. Но, как пишет Д.И.Фельдштейн, «в отличие от младшего школьного возраста, учебная деятельность подростков, сохраняя свою актуальность и значение, выступает для них по своей психологической роли как одна из форм совокупной общественно полезной деятельности». Таким образом,  ведущим типом деятельности у подростков становится развернутая общественно полезная деятельность в различных ее видах, таких как, учебная, трудовая, общественно-организационная.

Изменение характера и  форм учебной деятельности требуют  от подростка более высокого уровня организации умственной деятельности. «Подросток становится способным к более сложным аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности». Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний развивают у подростка способность самостоятельно и творчески мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать. Под влиянием обучения внимание и память у подростка постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Одним из важнейших моментов в различии личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у  подростков возникает интерес к  себе, к своим личностным качествам, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих  чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые  противоречиями  между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе. «На основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у него часто возникает стремление развить у себя положительные качества личности, преодолеть отрицательные черты. Однако сравнительно небольшой опыт и  жизненный кругозор подростка нередко приводят к возникновению у него своеобразного противоречия между потребностью в самовоспитании и неумением реализовать ее».

Важным новообразованием подросткового возраста является формирование  чувства взрослости «как субъективного переживания готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающегося в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением, освобождали его от мелочного контроля».

 Одной из причин частых конфликтов в подростковом возрасте становится переоценка своих возросших возможностей, выраженная в стремлении к независимости и самостоятельности, самолюбии и обидчивости,  повышенной критичности по отношению к взрослым, острой реакции на попытки окружающих принизить их взрослость. 
В процессе изучения основ наук и расширения кругозора формируются интересы подростков. Зачастую жажда познать «все и сразу», чрезмерная активность подростка приводят либо к разбросанности интересов,  либо к одностороннему развитию одного интереса, при безразличии ко всему остальному.

Важным аспектом подросткового  возраста является развитие чувства  товарищества, наличие потребности  в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, желание строить  устойчивые и продолжительные дружеские  отношения.

 

  1. Типичные проблемы, возникающие в подростковом возрасте

Проблемы, возникающие  у подростков, чаще всего касаются: взаимоотношений в группе сверстников; взаимоотношений с лицами противоположного пола; взаимоотношений с родителями; взаимоотношений с учителями; вопросов осознания собственной личности; трудностей в учебе; необходимости  найти выход из какой-либо затруднительной  ситуации.

Подростку предстоит  пройти свой кризис идентичности. При  этом пребывание только в социальной роли сына или дочери становится недостаточным  для того, чтобы адаптироваться к  взрослой жизни.

Поэтому он расширяет  сферу своих социальных контактов, выходя за пределы семьи. Этот процесс  облегчает поддержка со стороны  семьи, уверенность в ее стабильности и надежности.

В поисках собственной  идентичности подросток может бросать  вызов семейным правилам, регламентирующим его личную жизнь. Это нередко  приводит к росту конфликтности  в семье, основными областями  которой являются: аккуратность, помощь в домашнем хозяйстве, успеваемость в школе, общение со сверстниками, внешний вид подростка, вредные  привычки, вопросы эротики и секса.

Большинство конфликтов вытекает из напряженности, создаваемой  потребностью подростков в самостоятельности  и осознанием взрослыми ответственности  за своих детей. В силу этих обстоятельств, семье необходимо перераспределить зоны ответственности и определить, какова доля ответственности подростка. Семье нужно выработать соглашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что — нет, каковы теперь обязанности родителей.

Этот процесс  может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания  с обеих сторон, нежеланием считаться  с чувствами друг друга, попытками  родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием его нового статуса.

В подростковом возрасте личность еще не сформирована. Любое вмешательство в жизнь  подростка вызывает тревогу и  воспринимается им как угроза его  целостности. Наступает половое  созревание.

Эти изменения  могут стать фактором осложнений детско-родительских отношений в  том случае, если у родителей имеются  собственные неразрешенные конфликты  во взаимодействии с представителями  своего, либо противоположного пола.

Родители больше не обладают всей полнотой власти и  должны считаться с все возрастающей компетентностью подростка. В связи  с этим им необходимо предоставить ему больше автономии и быть более  гибкими в принятии его возрастающей независимости.

У подростков, не способных отделиться от своих родителей, могут наблюдаться депрессивные симптомы.

Депрессия может  развиваться в случае, когда подросток  пытается удовлетворить потребности  родителей в ущерб собственным. Подростковая депрессия может скрываться за проблемным поведением в школе, гиперсексуальностью и асоциальным поведением ребенка.

В подобных случаях  родители обычно применяют карательные  меры воздействия, что еще более усугубляет депрессию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе были указаны  основные психологические особенности  детей подросткового возраста, их типичные психологические проблемы и особенности работы психолога  с ними.

Таким образом, подросток  стремится к самостоятельности, отделению от родителей, обретению  своего места в мире, познанию себя. Ограничение его деятельности, отсутствие перестойки взаимодействия в семье в сторону предоставления подростку большей ответственности, самостоятельности в принятии решений отрицательно влияет на поведение и чувства подростка. Он может еще больше отдалиться от родителей, впасть в депрессию, уйти из дома и т.п.

Поэтому родителям и психологам особенно важно при общении с  подростком перейти на партнерские  отношения, уважать его личность и стремление быть взрослым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 
  2. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006.
  3. Психология подростка / Под. ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психология подросткового возраста