Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:30, реферат
Как известно, в подростковом возрасте в организме взрослеющего ребенка происходят серьезные изменения. Идет бурный физический рост и половое созревание, начинаются гормональные изменения. Подросток стремится к общению вне семьи, с референтной группой сверстников, хочет найти и понять себя. Подросток большое внимание уделяет себе: своим переживаниям, мыслям, стремится поделиться ими с кем-то, поэтому он старается найти близкого друга или начинает вести дневник.
Введение…………………………………………………………………………….......3
Подростковый возраст, как историческое явление………………………………….4
Общая психологическая характеристика подросткового возраста………………...5
Типичные проблемы, возникающие в подростковом возрасте……………………...7
Заключение……………………………………………………………………………...9
Список использованной литературы………………………………………………...10
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Возрастная
психология»
на тему: «Психология подросткового
возраста»
Екатеринбург 2013г.
Содержание
Введение
Как известно, в подростковом возрасте в организме взрослеющего ребенка происходят серьезные изменения. Идет бурный физический рост и половое созревание, начинаются гормональные изменения. Подросток стремится к общению вне семьи, с референтной группой сверстников, хочет найти и понять себя. Подросток большое внимание уделяет себе: своим переживаниям, мыслям, стремится поделиться ими с кем-то, поэтому он старается найти близкого друга или начинает вести дневник.
Часто, не привыкшие к
требованиям самостоятельности
ребенка родители не могут найти
новые способы общения с
Наступление отрочества не
зря сравнивают со вторым рождением
ребенка. Рождение- это не только появление
чего-то нового, но и разрыв старых связей.
Новорожденный младенец физически отделяется
от матери. Новорожденный подросток отделяется
от родителей психологически.
Взрыв второго рождения произошел, и перед нами – едва разменявший второй десяток подросток, становящийся все менее похожий на прежнего ребенка. Он меняется постоянно – и внутренне, и внешне, и психологически, и физиологически. Он обнаруживает в себе новую внешность, новые ощущения, новые потребности и возможности. Пышным цветом расцветает так называемый подростковый эгоцентризм. Ребенок как бы прикован к себе и оценивает происходящее исключительно. Он занят только собой, все его мысли и чувства вертятся вокруг его “Я”, ему кажется, что окружающие также постоянно обращают взоры на него, оценивая, сравнивая – и наверняка желая унизить и поставить на место. Его эгоцентрическое самосознание порождает особое поведение подростка- сверх чувствительное, несдержанное, воинственное, обидчивое. За свои права подросток борется почти что экстремистскими способами. К сожалению взрослые видят в основном только внешние проявления такого обособления. Они плохо представляют себе, чем живет и как реагирует на происходящее юный человек, на сколько повышается его чувствительность любым, касающемся его высказываниям, мнениям, интонациям. Смогли бы увидеть это- ужаснулись бы, в какие бездны страха и тревоги погружается, как он шарахается из крайности в крайность, драматизируя свои ощущения, опасения и неудачи. Даже этого достаточно, чтобы признать наличие подросткового кризиса, как отдельного реально существующего явления возрастной психологии, а подросткового возраста- как совершенно особого периода с характерными отличительными особенностями, противопоставляющие его как взрослости, так и детство.
Но эти выводы касаются
современного общества развитых стран.
В таком случае возникает вопрос:
Всегда ли и везде рассматриваемое
психологическое явление имело
место?
До 17 века подростковый возраст не выделялся
в жизненном цикле человека в особый период.
Этап детства заканчивался вместе с половым
созреванием, после которого большинство
молодых людей сразу вступали во взрослый
мир. Вследствие акселерации половое созревание
происходит в современных условиях несколькими
годами раньше, чем в прошлом, в то время
как психологическое и социальное взросление
отсрочилось, увеличив промежуточный
период между детством и взрослостью.
Глубокие социально-экономические преобразования,
связанные с развитием капиталистической
формацией, одним из последствий имели
изменения в периодах онтогинеза. Занимающийся
проблемами детства французский историк
культуры П. Арье считает, что на это изменение
повлияли следующие социальные явления:
создание массовых школ, рост числа средних
и высших учебных заведений, и обязательная
воинская обязанность. Таким образом,
выделение подросткового возраста как
промежуточного периода жизни человека
от полового созревания до той поры, которая
социально характеризуется как взрослость
– продукт нового времени. Сегодня в психологии
существует множество теорий подросткового
возраста, но какой бы ни была определение
этого периода развития, никто в наше время
не сомневается в его реальности, хотя
три столетия назад он едва вырисовывался.
Несомненно, что в зависимости от классовой, национальной, временной и других принадлежностей подростка, между ними выделяются определенные различия. Но существуют и общие черты. И прежде всего, сейчас необходимо понять, каковы психологические характеристики, отличающие данный период от других периодов жизни, и в какой мере он меняется в зависимости от конкретных условий воспитания.
Подростковый возраст – «
Важное значение физического развития
в подростковом возрасте имеет половое
созревание, которое оказывает существенное
влияние на работу внутренних органов.
Появляются, часто неосознанное, половое
влечение и связанные с ним новые переживания,
влечения и мысли. Особенности физического
развития в подростковом возрасти определяют
важнейшую роль в этот период правильного
режима жизни, в частности режима труда,
отдыха, сна, питания, спорта.
Важным видом деятельности в подростковом возрасте является учебная деятельность. Но, как пишет Д.И.Фельдштейн, «в отличие от младшего школьного возраста, учебная деятельность подростков, сохраняя свою актуальность и значение, выступает для них по своей психологической роли как одна из форм совокупной общественно полезной деятельности». Таким образом, ведущим типом деятельности у подростков становится развернутая общественно полезная деятельность в различных ее видах, таких как, учебная, трудовая, общественно-организационная.
Изменение характера и форм учебной деятельности требуют от подростка более высокого уровня организации умственной деятельности. «Подросток становится способным к более сложным аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности». Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний развивают у подростка способность самостоятельно и творчески мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать. Под влиянием обучения внимание и память у подростка постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
Одним из важнейших моментов в различии личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к своим личностным качествам, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе. «На основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у него часто возникает стремление развить у себя положительные качества личности, преодолеть отрицательные черты. Однако сравнительно небольшой опыт и жизненный кругозор подростка нередко приводят к возникновению у него своеобразного противоречия между потребностью в самовоспитании и неумением реализовать ее».
Важным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости «как субъективного переживания готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающегося в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением, освобождали его от мелочного контроля».
Одной из причин частых конфликтов
в подростковом возрасте становится переоценка
своих возросших возможностей, выраженная
в стремлении к независимости и самостоятельности,
самолюбии и обидчивости, повышенной критичности по
отношению к взрослым, острой реакции
на попытки окружающих принизить их взрослость.
В процессе изучения основ наук и расширения
кругозора формируются интересы подростков.
Зачастую жажда познать «все и сразу»,
чрезмерная активность подростка приводят
либо к разбросанности интересов, либо к одностороннему развитию
одного интереса, при безразличии ко всему
остальному.
Важным аспектом подросткового возраста является развитие чувства товарищества, наличие потребности в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, желание строить устойчивые и продолжительные дружеские отношения.
Проблемы, возникающие
у подростков, чаще всего касаются:
взаимоотношений в группе сверстников;
взаимоотношений с лицами противоположного
пола; взаимоотношений с родителями;
взаимоотношений с учителями; вопросов
осознания собственной
Подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом пребывание только в социальной роли сына или дочери становится недостаточным для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни.
Поэтому он расширяет сферу своих социальных контактов, выходя за пределы семьи. Этот процесс облегчает поддержка со стороны семьи, уверенность в ее стабильности и надежности.
В поисках собственной идентичности подросток может бросать вызов семейным правилам, регламентирующим его личную жизнь. Это нередко приводит к росту конфликтности в семье, основными областями которой являются: аккуратность, помощь в домашнем хозяйстве, успеваемость в школе, общение со сверстниками, внешний вид подростка, вредные привычки, вопросы эротики и секса.
Большинство конфликтов вытекает из напряженности, создаваемой потребностью подростков в самостоятельности и осознанием взрослыми ответственности за своих детей. В силу этих обстоятельств, семье необходимо перераспределить зоны ответственности и определить, какова доля ответственности подростка. Семье нужно выработать соглашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что — нет, каковы теперь обязанности родителей.
Этот процесс может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием его нового статуса.
В подростковом возрасте личность еще не сформирована. Любое вмешательство в жизнь подростка вызывает тревогу и воспринимается им как угроза его целостности. Наступает половое созревание.
Эти изменения
могут стать фактором осложнений
детско-родительских отношений в
том случае, если у родителей имеются
собственные неразрешенные
Родители больше не обладают всей полнотой власти и должны считаться с все возрастающей компетентностью подростка. В связи с этим им необходимо предоставить ему больше автономии и быть более гибкими в принятии его возрастающей независимости.
У подростков, не способных отделиться от своих родителей, могут наблюдаться депрессивные симптомы.
Депрессия может развиваться в случае, когда подросток пытается удовлетворить потребности родителей в ущерб собственным. Подростковая депрессия может скрываться за проблемным поведением в школе, гиперсексуальностью и асоциальным поведением ребенка.
В подобных случаях родители обычно применяют карательные меры воздействия, что еще более усугубляет депрессию).
Заключение
В данной работе были указаны основные психологические особенности детей подросткового возраста, их типичные психологические проблемы и особенности работы психолога с ними.
Таким образом, подросток стремится к самостоятельности, отделению от родителей, обретению своего места в мире, познанию себя. Ограничение его деятельности, отсутствие перестойки взаимодействия в семье в сторону предоставления подростку большей ответственности, самостоятельности в принятии решений отрицательно влияет на поведение и чувства подростка. Он может еще больше отдалиться от родителей, впасть в депрессию, уйти из дома и т.п.
Поэтому родителям и психологам особенно важно при общении с подростком перейти на партнерские отношения, уважать его личность и стремление быть взрослым.
Список использованной литературы.