Психология принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 15:48, реферат

Описание работы

В настоящее время в технологически передовых предприятиях важнейшее место в осуществлении управленческого воздействия занимает психология, позволяющая максимально эффективно осуществлять взаимодействие между руководителем и подчиненными, организовывать работу так, чтобы сотрудники были максимально удовлетворены не только вознаграждением за труд, но и получали удовольствие от самого процесса труда. Для этого было необходимо наполнить управленческий труд осознанным психологическим содержанием, учет которого — не просто благое пожелание, а обязательное требование для руководителей всех ранго

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности…………………………………………………………………………3
2. Влияние подсознания на принятие решения……………………………...9
3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений………….11
Список литературы………………………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

психология принятия решения.docx

— 56.08 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  наук Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

"Сибирский государственный  индустриальный университет"

 

 

 

Реферат

Тема : «Психология принятия решений»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Садчикова Е.А.

Группа ЗТЖ-11

Проверил:

Дронзикова М.В.

 

 

 

 

Новокузнецк 2014 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Принятие решений как  важнейшая составляющая управленческой      деятельности…………………………………………………………………………3 
         2. Влияние подсознания на принятие решения……………………………...9

 3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений………….11

 Список литературы………………………………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  в технологически передовых предприятиях важнейшее место в осуществлении  управленческого воздействия занимает психология, позволяющая максимально  эффективно осуществлять взаимодействие между руководителем и подчиненными, организовывать работу так, чтобы сотрудники были максимально удовлетворены  не только вознаграждением за труд, но и получали удовольствие от самого процесса труда. Для этого было необходимо наполнить управленческий труд осознанным психологическим содержанием, учет которого — не просто благое пожелание, а обязательное требование для руководителей всех рангов. Руководитель современной организации — не солист, а дирижер хора, согласованность которого определяет гармоническое развитие дела, которому он служит. В систему подготовки управленческих кадров практически всех специальностей включена такая дисциплина как «Психология управления». Разработаны специальные образовательные стандарты, определяющие необходимый объем знаний, который должны усвоить будущие управленцы, потому что эффективность их работы во многом зависит, с одной стороны, от умения правильно оценивать подчиненных, выявлять мотивы их поведения, хорошо знать особенности их личности, а с другой стороны, от умения правильно с психологической точки зрения организовать свой собственный труд.

 

1 Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности

 

Принятие решений практически  всеми психологами признается центральным  моментом управления. Именно по этому  критерию и определяются главные  роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного. Решение проявляется  в планировании (процессе поиска и  принятия решений, а также определении  целей, задач и средств их достижения), в организации (решение, направленное на объединение различных видов  ресурсов и совместной деятельности людей), управлении мотивацией, контроле и пр. 
Принятие решения — это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и выбop средств для реализации данной цели. К сожалению, зачастую данный процесс протекает стихийно, под влиянием внешних обстоятельств и давлением вышестоящих руководителей. Именно поэтому его реализация протекает столь трудно. Профессор Л. Зайверт, руководитель немецкого Института рационального использования времени, замечает, что многие менеджеры предпочитают: 
— правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела; 
— решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы; 
— сберегать средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств; 
— исполнять долг вместо того, чтобы добиваться результатов; 
— снижать издержки вместо того, чтобы повышать прибыль.

Все это — последствия  неправильно принятых решений. 
Почему же становится возможным неправильное принятие решений? И — как снизить вероятность подобного просчета в управлении? Для того чтобы понять это, нужно обратиться к психологическим особенностям человека, благодаря которым и осуществляется данное действие. В принятии решений интегрируются знания, интересы, мировоззрение человека. И не одного человека. Важнейшую особенность этого процесса составляет его волевой характер как способность противостоять людям и обстоятельствам, способность поддерживать реализацию намеченной цели в сложных, изменяющихся условиях. Данный процесс осложняется тем, что в краткий промежуток времени руководителю приходится принимать множество разнонаправленных решений. 
        Решения принято классифицировать по разным основаниям:

— по широте охвата (общие и частные);

— по срокам действия и степени  воздействия на будущее решение (оперативные, тактические и стратегические);

— по функциональному признаку (решения, направленные на совершенствование  планирования, организации, мотивации, контроля);

— по содержанию (политические, технические, технологические);

— по степени новизны (рутинные, стандартные, творческие, уникальные);

— по уровню определенности проблем, которые эти решения  призваны разрешить (решения, принимаемые  в условиях определенности, в условиях риска, т. е. вероятностной определенности, и в условиях неопределенности);

— по обращенности к интеллектуальной или эмоционально-волевой сфере  личности (интеллектуальные, волевые, эмоциональные).

В решениях реализуются интуитивный, прагматический и рациональный подходы.

Интуитивное решение принимается на основе ощущения его правильности, без анализа всех «за» и «против». Высока доля интуитивного подхода при принятии нового сотрудника на работу: здесь важны не только подготовка, опыт и соответствие требованиям, но и эмоциональная оценка — «нравится или не нравится» — претендента.

Прагматически ориентированное  решение, основанное на знаниях и опыте, — это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Прежде всего, такой подход характерен для технологических решений.

Рациональное  решение не зависит от прошлого опыта, оно обосновывается аналитически. Такой подход должен быть определяющим в стратегических решениях.

В реальности, в процессе принятия, задействованы все три  подхода, один из которых является преобладающим. Причем, в разных ситуациях руководитель действует по-разному. Далеко не всегда имеется полная информация, чтобы провести соответствующий анализ необходимых исходных данных. Мало того, не всегда имеется время, чтобы такой анализ провести. Тогда в ход пускается интуиция, чутье подсказывает правильный ход событий, даже если для этого нет рационального объяснения. Человек чувствует, что «что-то не так», — и не заключает сделку с потенциальным партнером, в чем впоследствии не раскаивается. Причина срыва сделки, казалось бы, пустяковая по сравнению с предлагаемыми выгодами: ощущение неловкости в разговоре, которое свидетельствует о неосознанном восприятии рассогласования в поведении партнера, о том, что, скорее всего, партнер нечестен. В отличие от рассмотренного выше, процесс принятия технологических решений основан, прежде всего, на знаниях и опыте, хотя и здесь есть место для интуитивных озарений. Стратегический выбор требует рационального подхода, который, тем не менее, опирается на мотивацию человека, принимающего данное решение, и его здравый смысл.

В социалистический период развития страны самостоятельные решения  приветствовались только в частностях. Переход к хозяйствованию в условиях рынка предполагает переосмысление личных стереотипов, принципов, подходов к принятию решений.

Работа по принятию решений включает, по меньшей  мере, три основных составляющих:

— личностной (соотнесение  целей принимающего решение руководителя с целями организации, а также  с учетом интересов конкретных групп);

— процедурной (определение  текущего состояния конкретной проблемы, определение степени последующих  изменений, а также разработка мероприятий  по преодолению разрыва между ними);

— технологической (определение  результата и его показателей, прогнозирование  последствий риска, поиск ресурсов и т. п.).

При принятии стратегических решений необходимо учитывать также  интегративную составляющую, выражающуюся в формулировке миссии проекта для  общественности.

Руководитель также может  привлекать для поиска оптимального решения коллектив, который либо в рамках открытой дискуссии, либо в  процедуре «мозгового штурма» обеспечивает всестороннюю и глубокую проработку предлагаемых вариантов решения. В  таком случае эффективность взаимодействия различных звеньев организации  значительно возрастает, улучшается социально-психологический климат, усиливается удовлетворенность  трудом как следствие самореализации личности в его процессе, а также  распределяется ответственность за принятое решение.

Решения требует любая  проблемная ситуация, которая отражает противоречие между нежелательным  настоящим и желательным будущим.

Три класса методов выработки управленческих решений:

1. Общенаучные (методы логического и эвристического характера — наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция и дедукция, экспертные оценки, коллективная генерация идей);

2. Интернаучные (методы, не обладающие всеобъемлющим характером, но применимые для широкого круга объектов из разных сфер деятельности: математическая статистика, моделирование и др.);

3. Частные (методы, специфичные  для одного объекта или отрасли знаний).

Считается, что при исследовании сложных объектов экспертные оценки, по существу, обязательный инструмент анализа либо как самостоятельный  метод, либо в сочетании с другими методами.

Как необходимо осуществлять процесс принятия решений  — задача менеджмента. Психология управления стремится раскрыть внутренние условия этого процесса, субъективную основу принятия решений. Прежде всего, принятие решения осуществляется с помощью всех психических функций (как простейших — ощущение, так и высших — восприятие, память, мышление и воображение).

Любое мыслительное действие, начинается с возникновения какой-либо задачи. Решение задачи завершает  мыслительное действие. Однако уже  найденное решение может вызвать  новые вопросы, служащие началом  новых мыслительных действий или  сложных, а иногда и длительных мыслительных процессов. Для нормальной человеческой психики решение задач зависит от знаний, умений и опыта.

Управленческие задачи имеют и свои характерные черты:

1) задачи могут содержать  неопределенные, а в некоторых  случаях и противоречивые условия;

2) в задаче может отсутствовать  достаточная информация о возможных средствах ее решения;

3) отсутствуют четкие алгоритмы решения подобных задач;

4) задачи часто решаются в условиях дефицита времени.

Шесть основных факторов, влияющих на поведение руководителя при принятии решений:

1. Индивидуально-психологические  особенности личности руководителя (темперамент, характер, способности), жизненный опыт, ценностные ориентации.

2. Свойство самого решения,  в частности, степень структурированности проблемы,

3. Индивидуальные ограничения.  Бывают ситуации, когда руководителю  необходима дополнительная информация, которую, если ею не владеют  сотрудники организации, нужно  добыть на стороне. Руководитель  должен решить, сколько информации  ему необходимо, сколько она стоит и стоит ли ее получать.

4. Среда принятия решения,  т. е. принимается ли решение  в условиях определенности, риска  или неопределенности. Важно и время принятия решения.

5. Взаимосвязанность решений.  В организации все решения  некоторым образом взаимосвязаны.  Принятие единичного важного  решения может потребовать принятие  сотни мелких решений. Крупные  решения вызывают серьезные последствия. Так, если предприятие решает приобрести новое, более производительное, оборудование, оно должно найти способ увеличить сбыт своей продукции.

6. Отношение подчиненных  к принимаемым решениям. Здесь  имеет значение степень подготовки  коллектива, степень его профессиональной  зрелости, социально-психологический  климат, мотивация подчиненных, вероятность  появления разногласий относительно  предлагаемого решения. 
К этому можно добавить, что зачастую то или иное решение задачи может повлиять на судьбу конкретного человека, например, увольнение или поощрение, перевод на другую должность или в другую команду и т. п. Поэтому нужно еще учитывать, что другие люди (подчиненные, партнеры и т. д.) ждут от руководителя определенных решений, пытаются активно влиять на них, напоминают о горьком или счастливом опыте, который был ранее в данной или других организациях. Таким образом, независимость суждений в процессе решения становится очень проблематичной.

В науке выделены следующие разновидности личностных профилей решений:

Информация о работе Психология принятия решений