Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 17:40, лекция
Вопрос 1 Предмет и объект психологии развития .
Вопрос 2 Разделы психологии развития.
Психология развития как наука
Вопрос 1 Предмет и объект психологии развития
Вопрос 2 Разделы психологии развития
Вопрос 1 Предмет и объект психологии
развития
Психология развития – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Предмет психологии развития возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.
Вопрос 1 Предмет и объект психологии
развития
Психология развития изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.
Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные.
К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.
Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.
Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.
Вопрос 1 Предмет и объект психологии
развития
Вопрос 1 Предмет и объект психологии
развития
Вопрос 2 Разделы психологии развития.
Психология развития – включают в себя четыре основных раздела:
Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка». В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.
Вопрос 2 Разделы психологии развития.
К объективным
условиям становления детской
психологии, сложившимся на конец
XIX века, в первую очередь следует
отнести бурное развитие
Вопрос 2 Разделы психологии развития.
Как и любая
область знаний, детская психология
начиналась со сбора и
Накопленные
знания потребовали
• поиска взаимосвязей между отдельными психическими процессами;
• осмысления внутренней логики целостного психического развития;
• определения
последовательности этапов
• исследования причин и путей перехода с одного этапа на другой.
Вопрос 2 Разделы психологии развития.
Ученые пришли
к выводу, что необходимо выделить
стадии развития личности в
онтогенезе. Данной проблемой занимались
К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон,
П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.
Они пытались осмыслить
З.Фрейд (1856-1939)
Интервью с ученым
(единственная запись голоса З.Фрейда, 1938г.)
Вопрос 2 Разделы психологии развития.
Ж.Пиаже (1896-1980)
Вопрос 2 Разделы психологии развития.
По Э.Эриксону
Вопрос 2 Разделы психологии развития.
Психология
подросткового и юношеского
Вопрос 2 Разделы психологии развития.
Эксперимент с подростками периода СССР (лаборатория Петровского А.В.)
Вопрос 2 Разделы психологии развития.
Психология зрелости изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста.
Этот период
охватывает возраст от 20 до 50–60 лет.
Также как и психология
Психология
зрелого возраста занимается
изучением особенностей
Вопрос 2 Разделы психологии развития.
Во многих классификациях зрелость рассматривается как вершина жизни, или «акме», вершина накопления сил, цель личностного развития. Возрастные кризисы в зрелости являются более индивидуализированными, чем кризисы детства и юности, как варианты стратегий жизни взрослого человека более разнообразны, чем у детей. Однако и взрослый человек в кризисные периоды сталкивается с психологическими проблемами, которые самостоятельно решить не может и потому нуждается в психологической помощи либо поддержке.
Основными
кризисами зрелого возраста
Вопрос 2 Разделы психологии развития.
В 30 лет человек переосмысливает свои жизненные цели, выбор профессии, ценности и принципы, задумывается о том, какого положения он хотел бы достичь через 10-20 лет и какими способами можно это сделать. В результате прохождения возрастного кризиса человек может приобрести как положительные, так и отрицательные качества. То есть кризис – это период, когда некоторое количество психологических особенностей человека переходит в новое качество его личности.
Вопрос 2 Разделы психологии развития.
Суть кризиса «середины жизни» состоит в подведении итогов достигнутого и в осмыслении своих возможностей на будущее. Впервые начинает реально ощущаться конечность человеческой жизни. Человек начинает нуждаться в подтверждении значимости уже достигнутых результатов и своей способности продуктивно жить еще продолжительное время.
Этот кризис
противоречие между
Согласно Э.Эриксону,
главным психопатологическим
Вопрос 2 Разделы психологии развития.
Геронтопсихология отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.
Она охватывает период от 60–70 лет до смерти. Геронтопсихология занимается и исследованием особенностей поведения людей в пожилом возрасте: их страхов и тревог, оценки собственной жизни, активности и профессиональной деятельности, семейных отношений.
В презентации
использованы работы
Спасибо за внимание
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18