Психология развития человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 17:40, лекция

Описание работы

Вопрос 1 Предмет и объект психологии развития .
Вопрос 2 Разделы психологии развития.

Файлы: 1 файл

психология развития человека в период беременности.ppt

— 718.50 Кб (Скачать файл)

Психология  развития как наука

 

Вопрос 1 Предмет и объект психологии развития

Вопрос 2 Разделы психологии развития

Вопрос 1 Предмет и объект психологии развития  

 

Психология  развития – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

 

Предмет психологии развития возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов. 

Вопрос 1 Предмет и объект психологии развития  

 

Психология  развития изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.

Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные.

К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.

Вопрос 1 Предмет и объект психологии развития  

Вопрос 1 Предмет и объект психологии развития  

Вопрос 2 Разделы психологии развития.

 

Психология  развития – включают в себя четыре основных раздела:

  1. «Детскую психологию»,
  2. «Психологию подросткового и юношеского возраста»,
  3. «Психологию зрелости»,
  4. «Геронтопсихологию».

 

Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка». В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.

Вопрос 2 Разделы психологии развития.

 

К объективным  условиям становления детской  психологии, сложившимся на конец XIX века, в первую очередь следует  отнести бурное развитие промышленности  и, соответственно, качественно новый  уровень общественной жизни. Это  повлекло за собой необходимость  пересмотреть подходы к воспитанию  и обучению детей. Родители и  учителя перестали считать физические  наказания эффективным методом  воспитания – появились более  демократичные семьи и педагоги.  Задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. Кроме того, ученые пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

Вопрос 2 Разделы психологии развития.

 

Как и любая  область знаний, детская психология  начиналась со сбора и накопления  информации. Ученые просто описывали  проявления и дальнейшее развитие  психических процессов.

Накопленные  знания потребовали систематизации  и анализа, а именно:

• поиска  взаимосвязей между отдельными  психическими процессами;

• осмысления  внутренней логики целостного  психического развития;

• определения  последовательности этапов развития;

• исследования  причин и путей перехода с  одного этапа на другой.

Вопрос 2 Разделы психологии развития.

 

Ученые пришли  к выводу, что необходимо выделить  стадии развития личности в  онтогенезе. Данной проблемой занимались  К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности  смены периодов развития и  проанализировать причинно-следственные  связи психического развития  детей. Все эти изыскания породили  множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней  детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую  концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже).

 

З.Фрейд (1856-1939)

 

Интервью с  ученым 

(единственная  запись голоса З.Фрейда, 1938г.)

Вопрос 2 Разделы психологии развития.

 

Ж.Пиаже (1896-1980)

 

Вопрос 2 Разделы психологии развития.

 

По Э.Эриксону

Вопрос 2 Разделы психологии развития.

 

Психология  подросткового и юношеского возраста изучает особенности развития и проблемы становления личности в данный возрастной период (с 11 до 18 лет).

Вопрос 2 Разделы психологии развития.

 

Эксперимент  с подростками периода СССР (лаборатория  Петровского А.В.)

Вопрос 2 Разделы психологии развития.

 

Психология  зрелости изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста.

 

Этот период  охватывает возраст от 20 до 50–60 лет. Также как и психология детства, он разделен на ряд возрастных  этапов, имеющих свои особенности  и отличия.

Психология  зрелого возраста занимается  изучением особенностей познавательных  процессов, эмоциональной сферы, становления «я-концепции» и самоактуализации, особенностей сферы человеческой  активности, противоречий индивидуального  развития, социализации нравственного  поведения, развития потенциала  личности.

Вопрос 2 Разделы психологии развития.

 

Во многих  классификациях зрелость рассматривается как вершина жизни, или «акме», вершина накопления сил, цель личностного развития. Возрастные кризисы в зрелости являются более индивидуализированными, чем кризисы детства и юности, как варианты стратегий жизни взрослого человека более разнообразны, чем у детей. Однако и взрослый человек в кризисные периоды сталкивается с психологическими проблемами, которые самостоятельно решить не может и потому нуждается в психологической помощи либо поддержке.

Основными  кризисами зрелого возраста являются кризисы 30 лет и «середины жизни» –  40 лет.  

Вопрос 2 Разделы психологии развития.

 

  В 30 лет человек переосмысливает свои жизненные цели, выбор профессии, ценности и принципы, задумывается о том, какого положения он хотел бы достичь через 10-20 лет и какими способами можно это сделать. В результате прохождения возрастного кризиса человек может приобрести как положительные, так и отрицательные качества. То есть кризис – это период, когда некоторое количество психологических особенностей человека переходит в новое качество его личности.

Вопрос 2 Разделы психологии развития.

 

Суть кризиса «середины жизни» состоит в подведении итогов достигнутого и в осмыслении своих возможностей на будущее. Впервые начинает реально ощущаться конечность человеческой жизни. Человек начинает нуждаться в подтверждении значимости уже достигнутых результатов и своей способности продуктивно жить еще продолжительное время.

 

Этот кризис  противоречие между творчеством, заботой о воспитании нового  поколения и застоем, «погружением  в себя» (между 40 и 60 годами).

Согласно Э.Эриксону, главным психопатологическим проявлением  в возрасте средней зрелости  является нерасположенность заботиться  о других людях, чужих делах  или идеях.

Вопрос 2 Разделы психологии развития.

 

Геронтопсихология отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.

 

Она охватывает  период от 60–70 лет до смерти.  Геронтопсихология занимается и исследованием особенностей поведения людей в пожилом возрасте: их страхов и тревог, оценки собственной жизни, активности и профессиональной деятельности, семейных отношений.

В презентации  использованы работы художников-карикатуристов. Подборка составлена по материалам  интернет. Автор выражает свою  признательность.

Спасибо за  внимание

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18


Информация о работе Психология развития человека